Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Сухоплюев Д.В. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Ухов М.А. |
- заместитель начальника отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
Гильфанова Л.Р. |
- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии; |
в присутствии представителей заказчика - Федерального казённого учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области": Ващук Юлии Александровны (по доверенности), Барабанщикова Евгения Владимировича (по доверенности);
в отсутствиипредставителей подателя жалобы - ООО "ПрофСервис", уведомлено надлежащем образом;
рассмотрев жалобу ООО "ПрофСервис" на действия заказчика Федерального казённого учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области" при проведении электронного аукциона N 0851100000217000101на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Новосибирской области".
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "ПрофСервис" с жалобой на действия заказчика ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Новосибирской области" при проведении электронного аукциона N 0851100000217000101 на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Новосибирской области".
Суть жалобы заключается в следующем.
ООО "ПрофСервис" считает, что заказчик нарушил положения п.1 ч. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ. Заказчиком установлены чрезмерные требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ, веществ и компонентов, из которых они состоят, что ограничивает возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Подателем жалобы, при изучении аукционной документации установлено, что заказчиком в техническом задании установлены, в том числе, следующие требования к товарам:
- Дезинфицирующее средство.
Внешний вид: Дезинфицирующее средство должно бытьконцентрированное и должно представлять из себя слегка мутноватую или прозрачную жидкость.В состав средства должны входить 3 действующих вещества - дидецилдиметиламмоний хлорид, N,N- бис(З-аминопропил) додециламин, полигексаметиленбигуанид гидрохлорид, а также могут входить функциональные и технологические компоненты, в том числе неионогенные ПАВ, ингибитор коррозии, кондиционер воды, краситель, вода питьевая деионизированная, натуральные терпеновые масла цитрусовых растений, комплексообразователи, перекись водорода, отдушка. pH средства: >5,5 .
Свойства: средство должно обладать моющим и дезинфицирующим эффектом, не должно вызывать коррозии металлов, повреждать обрабатываемые поверхности.
Свидетельство: средство должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке и иметь свидетельство о государственной регистрации.
Применение: Средство должно уничтожать пятна и налеты жира, масла, сажи, белковых отложений с поверхностей из любых материалов, в том числе пористых.
Опасность: по параметрам острой токсичности при введении в желудок средство должно относиться к 3; 4 классу слабо или умеренно опасных веществ в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76. При ингаляционном воздействии в виде паров по степени летучести средство также должно быть малоопасно.
Дезинфекция проводится растворами путем орошения в течение 90 минут приконцентрации: <0,1 %.
Дезинфекция проводится растворами путем орошения в течение 60 минут приконцентрации: <0,2 %.
Дезинфекция проводится растворами путем орошения в течение 30 минут приконцентрации, в диапазоне: 0,25-0,5 %.
Соответствие ГОСТ Р 56990-2016.
- Моющее средство для пола.
Концентрированное средство должно быть пригодно длямытья и придания блеска поверхностям из любых материалов, в том числе дерева, паркета, ламината, мрамора, гранита.Массовая доля неионогенных поверхностно-активных веществ (НПАВ) не более 45%, массовая доля анионных поверхностно-активных веществ (АПАВ) не более 35%, массовая доля этилового спирта не более 80%. Объём: до 5 л. Пластиковая тара. Срок годности моющего средства: использовать в течение не менее 24 месяцев с даты производства. Соответствие ГОСТ 51696-2000.
- Освежитель воздуха.
Должен быть для санитарных помещений и туалетов. Степеньэвакуации содержимого аэрозольной упаковки, не должно быть менее 95%. В качестве пропилена должен быть углекислый или сжатый газ. Состав: должны быть эмульгаторы, водорастворимые растворители, ароматизаторы. Уровень и группа пожарной опасности, 1-4. Избыточное давление в аэрозольной упаковке при 20 град. С., МПа, 0,2-0,6. Соответствие ГОСТ Р 32481-2013.
- Средство с повышенными чистящими свойствами.
Средство должно иметьповышенные чистящие свойства для удаления въевшихся загрязнений и старых полимерных покрытий. Раствор не должен быть токсичен, должен быть безопасен для человека и окружающей среды (биодеградация более 90%). Применение: должно эффективно оттирать тяжелые застарелые отложения, пасты и полимерные покрытия. Рекомендуется для тщательной очистки и подготовки водостойких поверхностей, а также для снятия старых слоев этих препаратов. Препарат должен применяться как для ручной, так и для механизированной уборки.
Параметры Емкость более -,1 л. pH концентрата от 10 до 12. Соответствие ГОСТ 51696- 2000.
- Пятновыводитель.
Назначение: Должен быть предназначен для экспресс-чистки удаления пятен на различных поверхностях в местах массового посещения Свойства: Должен быть аэрозольный нейтральный препарат на основе растворителей. Должен быть эффективен против пятен битума, бензина, дизельного топлива, керосина, технических и растительных масел и жиров, в т.ч. рыбьего, жира, сажи и копоти, смол, угля и др. должно быть экологически безопасно. Должно быть биоразлагаемо. Состав: должны быть растворители, моющие, добавки, пропеллент (в качестве пропеллента может быть сжиженный газ; сжатый газ). pH: менее 10. Избыточное давление во флаконе: не более 0,9 МПа.Соответствие ГОСТ Р 32481-2013.
- Туалетная бумага.
Должна быть без отделки или с отделкой рисунком, с перфорацией для отрыва. Должна быть в рулонах длиной, м, не менее 54. Должна быть однослойная или многослойная. Ширина рулона должна быть, мм, не менее 90. Предельные отклонения по ширине рулона, %, не должны превышать _5. Площадь листа, мм2, не менее 11000. Предельные отклонения от номинального значения массы бумаги площадьюм 2, %, не более 10. Разрушающее усилие в сухом состоянии в среднем по двум направлениям, Н, не менее 2,0. Возможно отсутствие СЗН60 в пропиточном составе. Капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениям должна быть, мм, если нормируется, не менее 22. Интенсивность постороннего запаха должна быть, балл, не выше 1. Площадь бумаги в рулоне должна быть, см2, не <10540. В бумаге не должны допускаться механические повреждения и полосы, складки, дырчатость, пятна размером более 7 мм, посторонние включения (песок, минеральные включения, кора). Поверхностная впитываемость 0,01 мл воды должна быть, если нормируется, не более 5,0. Обрез кромок должен быть ровным, чистым. Индекс токсичности водной вытяжки должен быть, %, от 70 до 120. Вредных веществ, таких как этилацетат, формальдегид, ацетон, ацетальдегид, мигрирующих в модельные среды, должно быть не более 0,2 мг/л каждого. Соответствие ГОСТ Р 55354-2005.
- Жидкое мыло.
Должно представлять с собой гель на основе поверхностно-активных веществ. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться таловое масло или животный жир. Должно содержать отдушку, краситель и специальные добавки, которые должны улучшать потребительские свойства мыла. Пенообразующая способность: устойчивость пены менее 0,8; пенное число не менее 145 мм. Массовая доля хлоридов не более 6,0 %; pH не более 8,5 единиц. Токсикологический показатель безопасности 4 класс опасности. Не должно оказывать общетоксического, кожно- раздражающего и сенсибилизирующего действия. Соответствие ГОСТ 31696-2012.
- Мыло твердое туалетное.
Марка мыла, внешний вид: Мыло может быть "Нейтральное", Экстра", "Детское", "Ординарное". Поверхность может быть с рисунком или без рисунка. На поверхности мыла трещины, полосы, выпоты, пятна, нечеткий штамп не допускаются.
Требование: Не должно оказывать раздражающего, аллергизирующего, резорбтивного и сенсибилизирующего воздействия на кожные покровы.
Форма: может быть овальная, прямоугольная.
Консистенция: Должна быть твердая на ощупь. Должна быть в разрезе однородная. Качественное число: не менее 74 г в пересчете на номинальную массу куска 100г. Мыльные точечные крапины: не более 15 шт.
Массовая доля содопродуктов в пересчете HaNa20: не более 0,22 %.
Массовая доля хлористого натрия: не более 0,7 %.
Первоначальный объем пены: не менее 320 смЗ. Соответствие ГОСТ 28546-2002.
- Противогололедный материал.
Предназначен для борьбы с зимней скользкостью на дорогах и территориях с твердым покрытием. Кальций должен быть одной из марок: гидратированный или кальцинированный (высшего либо первого сорта). В зависимости от марки хлористый кальций: должен представлять из себя порошок либо гранулы; цвет белый или серый; массовая доля хлористого кальция, % не менее 80; массовая доля магния в пересчете на MgC12, % не более 0,5, или не нормируется; массовая доля нерастворимого в воде остатка, % не более 0,5. Соответствие ГОСТ 450-77.
- Растворитель.
После высыхания не должно быть побеления пленки на поверхности, а также белесоватых или матовых пятен. Должна быть бесцветная или слегка желтоватая однородная прозрачная жидкость без видимых взвешенных частиц. Массовая доля воды по Фишеру, %, должна быть не> 1. Летучесть по этиловому эфиру, должна быть более 5. Кислотное число, мг КОН/г, не более 0,1. Число коагуляции, %, не менее 22. Не должно наблюдаться свертывания и расслаивания ЛКМ. Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже минус 12. Марка растворителя, должна быть, Р-4 или Р-4А или Р-5 или Р-5А или Р-12. Соответствие ГОСТ 7827-74.
ООО "ПрофСервис" ссылается на позицию ФАС России, изложенную в Письме от 01.07.2016г.N ИА44535/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке". Из письма ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА144536/16 п.3 следует, что в случае установления Заказчиком требований подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара такие действия имеют признаки ограничения доступа к участию в аукционе.
Исходя из изложенного, ООО "ПрофСервис" считает, требования заказчика - ФКУ "ЦХ и СО ГУ МВД РФ по Новосибирской области" к описанию участниками закупок товаров, веществ, компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, а также являются незаконными и необоснованными.
На жалобу ООО "ПрофСервис" от заказчика - ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД РФ по Новосибирской области"поступили возражения, следующего содержания.
ФКУ "ЦХ и СО ГУ МВД РФ по Новосибирской области" пояснило, что при описании в документации о закупке объекта закупки руководствовалось п. 1 ст. 33 Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Также отмечают, что требования описать в заявке приведенные характеристики товара являются объективными и указаны в целях исключения поставки некачественного товара. Приведенные в документации значения показателей указываются в перечисленных ГОСТах, и производителями соответствующих товаров, известны заранее и находятся в открытом доступе.
Считают, что приведенные в документации требования соответствуют ч. 2 п. 1 п. 1 ст. 33 ФЗ N 44-ФЗ, предусмотрены техническими регламентами, принятыми всоответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Доводом жалобы, свидетельствующим, по мнению ООО "ПрофСервис", об ограничении доступа к участию в закупке, является наличие в описании объекта закупки требований к химическому составу и (или) компонентам товара, показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
По мнению ФКУ "ЦХ и СО ГУ МВД РФ по Новосибирской области", документация об аукционе N 0851100000217000101 не содержит требования к участникам аукциона о наличии у участника аукциона товара, подлежащего описанию, на момент подачи заявки участия в аукционе.
На основании вышеизложенного, ФКУ "ЦХ и СО ГУ МВД РФ по Новосибирской области" просит признать жалобу ООО "ПрофСервис" на действия заказчика - ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Новосибирской области" при проведении электронного аукционаN 0851100000217000101 на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Новосибирской области" необоснованной и несостоятельной.
Изучив предоставленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В п.30 информационной карты электронного аукциона указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на оказание услуг, для оказания которых используется товар должна содержать следующее: "согласие, участника аукциона оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
В приложении N 1 к информационной карте присутствует инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, в которой указано следующее: "_Показатели товара указываются в соответствии с Техническим заданием аукционной документации, Раздел II, без сопровождения их словами "не менее", "не более", "или эквивалент", "менее", "более", "до", "выше", "ниже" и т.п. При описании конкретных показателей товара участник закупки должен применять общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, если иное не указано в Разделе II "Техническое задание". Для дезинфицирующего средства значение "концентрации раствора" указывается конкретным значением из описанного в техническом задании диапазона. Для средства моющего /чистящего показатель "жидкое средство от 500 до 1000 мл" указывается в диапазоне, описанном в техническом задании, включая крайние значения. Для полотенец однослойных бумажных показатель "пачка:195-200л" указывается конкретным значением из описанного в техническом задании диапазона. В описании условий и предложений участник закупки не должен допускать двусмысленных толкований. Страна происхождения товара указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 14 декабря 2001 г. N 529-ст "О ПРИНЯТИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕОБЩЕРОССИЙСКОГО КЛАССИФИКАТОРА СТРАН МИРА"_".
Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ N44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
ФАС России в своем письме от 1 июля 2016 г. NИА/44536/16 указала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ N44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что заказчик в аукционной документации по большинству позиций товаров (материалов) установил требования к показателям, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний. Напримеррастворитель (число коагуляции, %, не менее 22. Не должно наблюдаться свертывания и расслаивания ЛКМ. Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже минус 12), туалетная бумага (капиллярная впитываемость в среднем по двум направлениям должна быть, мм, если нормируется, не менее 22, Поверхностная впитываемость 0,01 мл воды должна быть, если нормируется, не более 5,0), жидкое мыло (Пенообразующая способность: устойчивость пены менее 0,8; пенное число не менее 145 мм), противогололедный материал (массовая доля магния в пересчете на MgC12, % не более 0,5, или не нормируется; массовая доля нерастворимого в воде остатка, % не более 0,5), моющее средство для пола ((НПАВ) не более 45%, массовая доля анионных поверхностно-активных веществ (АПАВ) не более 35%, массовая доля этилового спирта не более 80%), средство для глубокой чистки пористых поверхностей (показатель концентрации водородных ионов (pH): 10,0-14,0), моющее средство для асфальта (массовая доля фосфорсодержащих соединений в пересчетана Р3О5 не более 30%), противогололедный материал (массовая доля нерастворимого в воде остатка не более 0,5 %) и другие.
Как указано в вышеупомянутом письме ФАС России, такие требования могут привести к ограничению количества участников закупки. Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что действия заказчика могут не приводить к ограничению конкуренции при установлении таких требований в случае, если заказчиком не установлено требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей, которые могут быть известны только по результатам определенных испытаний. Однако заказчик в аукционной документации установил требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней именно конкретных показателей, в том числе тех, которые могут быть известны только по результатам определенных испытаний. Установив данные требования, заказчик нарушил п.1 ч.1 ст.33 и ч.3 ст.33, ч.3 ст.66 ФЗ N 44-ФЗ.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу частично обоснованной.
При проведении внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона N 44 - ФЗ электронного аукционаN 0851100000217000101 на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Новосибирской области"выявила следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч. 4, ч. 5,ст. 65 ФЗ N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
В адрес "ФКУ ЦХиСО ГУ МВД России по Новосибирской области" 01.12.2017 г. поступил запрос N630633 на разъяснение положений аукционной документации извещение N 0851100000217000101 на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории. Текст запроса состоял из 26 пунктов. Заказчик на часть вопросов запроса дал ответ некорректно: на запрос о разъяснении пункт 4 "Наименование товара - "Средство моющее/чистящее" просим разъяснить наименование товара необходимо оставить в редакции заказчика?" заказчик отвечает следующие: "Указание участником формулировки "Средство моющее/чистящее" является соответствующим требованием заказчика". На пункты 26, 25, 24, 23, 21, 4, 5, заказчик также не дал конкретный ответ на запрос.
Таким образом, заказчиком нарушена ч. 4 ст. 65 ФЗ N 44-ФЗ, так как в разъяснениях положений документации электронного аукциона присутствует неоднозначность.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч. 22 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПрофСервис" на действия заказчикаФедерального казённого учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области" при проведении электронногоаукционаN 0851100000217000101 на оказание услуг по комплексной уборке помещений и прилегающей территории ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Новосибирской области",частично обоснованной.
2. Выдать заказчику предписание об устранении законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать материалы дела ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трёх месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии |
Д.В. Сухоплюев |
|
|
|
|
Члены комиссии |
М.А. Ухов
|
|
|
|
Л.Р. Гильфанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 14 декабря 2017 г. N 10-01-83
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.12.2017