Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту ДЦ "Русич", расположенного по адресу: Самарская обл., г.о.Тольятти, Комсомольский район, ул.Носова, д.10 (извещение N 0142200001317014326, начальная (максимальная) цена контракта 38 578 667,76 руб.),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту ДЦ "Русич", расположенного по адресу: Самарская обл., г.о.Тольятти, Комсомольский район, ул.Носова, д.10 (извещение N 0142200001317014326, начальная (максимальная) цена контракта 38 578 667,76 руб.).
Согласно доводам заявителя Заказчиком утверждена аукционная документация с нарушениями законодательства о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа просили в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы Заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Заказчик утвердил аукционную документацию со следующими нарушениями статьи 33 Закона о контрактной системе:
1) В п. 35 Гвозди тип 2 заказчиком установлено требование:
"Диаметр стержня более 1 мм, Отклонение от соосности головки относительно стержня должно быть более: 0,1 мм".
Требования, установленные к диаметру стержня гвоздя позволяют Участнику указать значение 1,2 мм, однако согласно ГОСТ 283-75 Отклонение от соосности головки относительно стержня не должно быть более: 0,1 мм- для гвоздей диаметром стержня до 1,2 мм включительно.
Таким образом, данное требование вводит участников закупки в заблуждение, позволяет Участнику предложить товар, технические характеристики которого будут соответствовать техническому заданию, но противоречить ГОСТу.
2) В п. 45 Доски подоконные заказчиком установлено требование: "Длина до 6000 м".
Вместе с тем, 6000 м = 6 км.
Досок подоконных с таким размером не существует. Данное требование вводит участников в заблуждение.
3) В п. 59 Шнур заказчиком установлено требование:
"Диаметр шнура более 6 мм. Результирующая линейная плотность, ктекс, более 15".
Согласно "ГОСТ 1779-83 Шнуры асбестовые. Технические условия" шнур марки ШАОН могут иметь следующие размеры и соответствующую им результирующую плотность:
------------------------------------------------------------------ Диаметр шнура,|Результирующая линейная плотность, ктекс, для марок мм |--------------------------------------------------- (справочный) | ШАОН | ШАП | ШАГ --------------+-----------------+-----------------+--------------- 0,7 | 0,6 - 0,9 | - | - 1,0 | 1,0 - 1,4 | - | - 1,5 | 1,5 - 1,9 | - | - 2,0 | 2,0 - 3,0 | - | - 2,5 | 3,1 - 4,9 | - | - 3,0 | 5,0 - 6,6 | - | - 4,0 | 6,7 - 8,2 | - | - 5,0 | 8,3 - 15,0 | - | - 6,0 | 15,1 - 32,0 | - | - 8,0 | 32,1 - 56,0 | - | - 10,0 | 56,1 - 79,0 | - | 80 - 120 12,0 | 79,1 - 110,0 | - | - 15,0 | 110,1 - 160,0 | - | 150 - 280 18,0 | 160,1 - 200,0 | - | - 20,0 | 200,1 - 250,0 | - | - 22,0 | 250,1 - 290,0 | - | - 25,0 | 290,1 - 380,0 | - | - - | - | 80 - 150 | - - | - | 151 - 250 | -
Таким образом, Заказчик расширил диапазон значений для выбора участником.
Согласно п. 2 Письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
4) В п. 76 Асфальтобетонные смеси заказчиком установлено требование:
"Водостойкость, не менее: 0,6";
"Водостойкость, не менее 0,7".
В рамках описания одного товара заказчик устанавливает требование к одному и тому же параметру с разными значениями, чем вводит Участников закупки в заблуждение.
5) В п. 77 Кирпич заказчиком установлено требование:
"Средняя плотность не должна быть менее 700 кг/мЗ.
Класс средней плотности не менее 1,0".
Согласно ГОСТ 530-2012 Средняя плотность для минимального класса 1 должна быть не менее 810 кг/м:
5.2.1. Средняя плотность кирпича и камня в зависимости от класса средней плотности должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 5.
Таблица 5
Классы средней плотности изделий
Класс средней плотности изделия |
Средняя плотность, кг/м3 |
0,7 |
До 700 |
0,8 |
710 - 800 |
1,0 |
810 - 1000 |
1,2 |
1010 - 1200 |
1,4 |
1210 - 1400 |
2,0 |
1410 - 2000 |
2,4 |
2010 - 2400 |
Таким образом, заказчик расширил диапазон допустимых значений средней плотности.
На основании изложенного, в действиях заказчика усматривается нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Данное правонарушение препятствует определению потребностей заказчика, создает сложности в подготовке заявки участниками закупки, вводит их в заблуждение.
6) Согласно доводам заявителя заказчиком установлены избыточные требования к описанию товаров, не являющихся объектом закупки, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, которые являются излишними.
В п. 22 Требований к материалам Заказчик установил требования:
"Удельная вязкость по вискозиметру 25 с - 45 с_";
в п. 23:
"Диапазон объемной насыпной массы, кг/м, 500-800
";
в п. 26:
"Средняя плотность изделий, кг/мЗ, 900 - 2000_";
в п. 27:
"Условная вязкость при температуре 200С по вискозиметру ВЗ-4, с: 30-70...".
В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Заказчиком установлена следующая Инструкция по заполнению первой части заявки:
"Все товары, применяемые при выполнении работ (строительные материалы), должны строго соответствовать нормативным документам Российской Федерации. В качестве редакции нормативных правовых документов следует использовать их последние редакции. Все применяемые материалы должны соответствовать действующим редакциям нормативных документов: ГОСТ 6465-76, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 20448-90, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 2590-2006, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 25137-82, ГОСТ 3826-82, ГОСТ 125-79, ГОСТ 379-2015, ГОСТ 6787-2001, ГОСТ 6617-76, СП 63.13330.2012, ГОСТ 30674-99, ГОСТ 111-2014, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 3070-88, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 13579-78, ГОСТ 1779-83, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 32415-2013, ГОСТ 2199-78, ГОСТ 18599-2001, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 10706-76, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 22263-76, СП 63.13330.2012, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 6665-91, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 23166-99.
Если в документации установлено требование о соответствии данного товара требованиям действующих ГОСТов, нормативной документации, то предложенный товар должен соответствовать как требованиям ГОСТ (как исходному, на который в документации имеется конкретное указание, так и сопутствующим ГОСТ, на которые имеются ссылки в исходном ГОСТ), так и требованиям документации.
Участники закупки в составе заявки указывают конкретные показатели товаров в соответствии с требованиями, установленными настоящим техническим заданием и приложениями к нему. Влажность досок и брусков должна быть не более 22 процентов.
Конкретные показатели, характеристики товара (материала) используемого при выполнении работ представляются в отношении каждого вида (типа) товара (материала) используемого при выполнении работ по предмету закупки.
В случае перечисления характеристик товара через точку с запятой, участник закупки должен указать любое значение по своему выбору.
Перечисление характеристик через запятую означает, что при производстве работ используются материалы одновременно со всеми перечисленными характеристиками.
Заявки на участие, может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого размещается заказ.
Участник закупки должен исходить из того, что он изучает всю документацию о закупке в полном объеме и готовит своё предложение с учетом требований и показателей, установленных в техническом задании. Применение терминов в настоящей документации: "Не более" - в сочетании с количественными значениями обозначает не превышение укачанного количества. Крайнее значение параметра, которое в данном случае одно, входит в диапазон. "Не менее" в сочетании с количественными значениями обозначает не уменьшение указанного количества. Крайнее значение параметра, которое в данном случае одно, входит в диапазон. "Более" - в сочетании с количественными значениями обозначает превышение укачанного количества. Крайнее значение параметра, которое в данном случае одно, не входит в диапазон. "Менее" - в сочетании с количественными значениями обозначает уменьшение указанного количества. Крайнее значение параметра, которое в данном случае одно, не входит в диапазон. "и" - в сочетании со значениями параметров означает, что требуются все перечисленные значения. "или" - в сочетании со значениями параметров означает, что требуется одно из значений. "от" - указывает на исходную точку чего-либо. Крайнее значение показателя не входит в требуемый диапазон, если только не указано "включительно". "до" - употребляется для указания на предел чего-либо. Крайнее значение показателя, которое в данном случае одно, не входит в требуемый диапазон, если только не указано "включительно". "- (тире)" и "..." - означает диапазон значений, включающий в себя крайние значения диапазона, из которого необходимо выбрать конкретное значение. "Не должно быть" - в сочетании со значениями параметров означает, что требуется не данное значение, как правило, сочетается со значениями "более", "менее", "не более", "не менее" и т.д. "=" и "равно" - согласно ГОСТ Р 54521-2011 значение символа "равно". Параметр равен конкретному значению. " " и "не равно" - согласно ГОСТ Р 54521-2011 значение символа "не равно". Параметр не равен конкретному значению. " " - согласно ГОСТ Р 54521-2011 значение символа "больше или равно". Крайнее значение показателя, которое в данном случае одно, входит в требуемый диапазон. " " - согласно ГОСТ Р 54521-2011 значение символа "меньше или равно". Крайнее значение показателя, которое в данном случае одно, входит в требуемый диапазон. ">" - согласно ГОСТ Р 545212011 значение символа "больше". Крайнее значение показателя, которое в данном случае одно, не входит в требуемый диапазон. "<" - согласно ГОСТ Р 54521-2011 значение символа "меньше". Крайнее значение показателя, которое в данном случае одно, не входит в требуемый диапазон. "" - согласно ГОСТ Р 54521-2011 значение символа "плюс-минус". Комбинация двух конкретных значений. В случае указания размера товара (например, АхВ), с использованием слов "более", "менее", "от", "до" и т.д., следует считать их применимы к каждому значению товара (и к А, и к В), если после указанных слов использован знак ":"".
Таким образом, Инструкция по подготовке заявок требует от участника закупки указать конкретные показатели товаров, которые могут стать известным лишь на момент получения конкретной партии товара и после его испытаний.
На основании изложенного, заказчиком в аукционной документации установлены избыточные требования к описанию материалов.
Подобные положения аукционной документации Заказчика усложняют подготовку заявок на участие в электронном аукционе, что недопустимо и противоречит целям и принципам законодательства о контрактной системе.
Установление заказчиком требований к конкретизации значений, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства и поставки, приводит к ограничению количества участников, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ при установлении требований к содержанию заявки приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств.
Доводы заявителя в указанной части обоснованы, в действиях заказчика усматривается несоблюдение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Доводы заявителя в отношении неправомерности иных требований документаций закупки проверены Комиссией Самарского УФАС России в полном объеме, аргументация представителей Заказчика, Уполномоченного органа относительно необоснованности доводов соответствует действительности.
Вместе с тем, Комиссия Самарского УФАС отмечает, что на участие в электронном аукционе подано 9 заявок, в связи с изложенным предписание не выдается.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альфа Тендер" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 14 декабря 2017 г. N 1620-13054-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.12.2017