На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Профитстрой" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального агентства водных ресурсов (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, единой комиссией Федерального агентства водных ресурсов (далее - Единая комиссия), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по содержанию и уборке административного здания и прилегающей территории центрального аппарата Федерального агентства водных ресурсов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100010117000053) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в неправомерном размещении документации об Аукционе в ЕИС в формате, не позволяющем копировать фрагменты документации, а также осуществлять поиск фрагментов.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукцион Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 22.12.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 7 000 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 18.01.2018;
7) в период проведения Аукциона подано предложение о цене контракта от 1 участника Аукциона;
8) по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе, Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу, изложенному в жалобе Заявителя, Заказчиком в ЕИС размещена документация об Аукционе в формате, не позволяющем копировать фрагменты документации, а также осуществлять поиск фрагментов.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что размещенная Заказчиком в ЕИС документация об Аукционе не содержит ограничений для ознакомления, а также копирования - текст размещен в формате, обеспечивающим возможность для копирования фрагментов и поиска.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена и не представлено доказательств в составе обращения, свидетельствующих о том, что Заказчиком в ЕИС размещена документация об Аукционе в формате, не позволяющем копировать фрагменты документации, а также осуществлять поиск фрагментов.
2. При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 12.2.2 документации об Аукционе установлено следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе (44-ФЗ), а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Приложением N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам: подпункт 2 "Средство для очистки изделий из кожи": "Срок годности: не менее 3х лет", подпункт 18 "Моющее средство гелеобразное кислотное": "Срок годности: не должен быть менее 18 месяцев", подпункт 60 "Пенное нейтральное универсальное средство": "Срок годности: не должен быть менее 18 месяцев" и другие.
Вместе с тем, частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации, необходимой к предоставлению в составе первой части заявки на участие в Аукционе. При этом указание в составе заявки конкретного показателя в отношении гарантийного срока в первой части заявки на участие в Аукционе Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Приложением N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товарам:
- подпункт 9 "Средство для ухода за полами из линолеума": "Состав: В состав должно входить: Умягчители <5% - должны образовывать пленку эластичную и предупреждать пенообразование. - Неионные тезиды <5% - должны понижать поверхностное натяжение воды и отделять грязь. -Воски <5% - должны защищать покрытие. -Не содержащие цинка полимеры - 5_15% должны защищать покрытие";
- подпункт 11 "Средство для ухода за поверхностями из мрамора": "Удельный вес: при 20°С должен быть 1,05 _ 0,02 м3/кг. Расход препарата: от 100 до 250 гр. На площадь 10-15 кв.м";
- подпункт 41 "Мыло твердое ГОСТ 32478-2013, ГОСТ 30266-95": "Массовая доля неомыляемых органических веществ и неомыленного жира, % к массе жирных кислот: не более 3,5 % к массе жирных кислот. Состав: от 39 до 73 % основного вещества, от 0.01 до 0.21 % свободной щёлочи, от 0,9 до 0,21 % свободных карбонатов Na либо K, от 0.49 до 1.51 % нерастворимого в воде остатка. Качественное число (масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 г): не должно быть менее 64,0* г. Массовая доля свободной едкой щелочи, % к номинальной массе куска: не должно быть более 0,20*%. Массовая доля свободной углекислой соды, % к номинальной массе куска: не должно быть более 1,0*%. Температура застывания жирных кислот, выделенных из мыла (титр): 35_42 °С";
- подпункт 87 "Эффективное моющее средство для туалетов ГОСТ 32478-2013": "Динамическая вязкость при 20°C: до 420 мПахс. Кинематическая вязкость при 20°C: от 380 мм2/с" и другие. Указанный перечень требований к товарам не является исчерпывающим.
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, результатах испытаний такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
а) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе или предоставления недостоверной информации;
б) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе требованиям документации о таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 15.01.2018 N 0173100010117000053-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "3" отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием информации, представленной в первой части заявки, требованиям, установленным в документации об Аукционе:
"1. В заявке по позиции "Мыло твердое ГОСТ 32478-2013 ГОСТ 30266-95" в составе мыла указано: "_0,91% свободных карбонатов Na_", что не соответствует требованиям части VI документации об аукционе: "от 0,9 до 0,21 % свободных карбонатов Na либо K.
2. В заявке по позиции "Полотна холстопрошивные обтирочные ГОСТ 14253-83" указано: "Поверхностная плотность 170 г/см". При этом ширина полотен согласно заявки составляет 55, 131, 163 см. Таким образом, в заявке не представлены конкретные показатели поверхностной плотности всех размеров полотен холстопрошивных обтирочных в соответствии с п. 1.2 ГОСТ 14253-83. В случае, если указанный параметр идентичен ко всем размерам полотен холстопрошивных обтирочных, то он не соответствует требованиям п. 1.2 ГОСТ 14253-83)".
Пунктом 14 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару "Полотна холстопрошивные обтирочные ГОСТ 14253-83": "ширина: должна быть 54_2, 130_3, 162_4 см. Поверхностная плотность: не должна быть более 210 г/см.
Пунктом 1.2 ГОСТ 14253-83 "Полотна холстопрошивные обтирочные. Технические условия" установлено, что полотна по физико-механическим показателям должны соответствовать требованиям, указанным в таблице, в том числе, следующим: ширина, см: 54_2, 130_3, 162_4, 170_4, 180_4; поверхностная плотность, г/см: 170
9, 190
10, 210
11.
Вместе с тем, пунктом 1.2 ГОСТ 14253-83 не установлена прямая зависимость показателя поверхностной плотности от ширины полотна хостопрошивного обтирочного.
Изучив первую часть заявки с порядковым номером "3", представленную представителями Заказчика, Комиссия установила, что указанные в заявке показатели товара "Полотна холстопрошивные обтирочные ГОСТ 14253-83", а именно, "ширина 55, 131, 163 см", "поверхностная плотность 170г/см", соответствуют требованиям документации об Аукционе и положениям пункта 1.2 ГОСТ 14253-83.
Таким образом, учитывая, что Заказчиком в документации об Аукционе, в том числе в отношении товара "Мыло твердое ГОСТ 32478-2013 ГОСТ 30266-95", установлено требование о предоставлении в первой части заявки на участие в Аукционе конкретных показателей сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров, Комиссия приходит к выводу, что действия Единой комиссии, принявшей решение о признании заявки на участие в Аукционе с порядковым номером "3" несоответствующей требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организациях.
Пунктом 3.8 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Заказчик оплачивает Услуги Исполнителя, оказанные в соответствии с настоящим Контрактом, путем перечисления денежных средств на банковский счет Исполнителя, реквизиты которого указаны в настоящем Контракте, на основании надлежаще оформленного и подписанного обеими Сторонами настоящего Контракта Акта о приемке оказанных Услуг, экспертизы результатов исполнения Контракта в течение 10 (десяти) банковских дней с даты выставления Исполнителем счета на оплату за соответствующий этап".
Вместе с тем, понятие "банковский день" не предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащий срок и порядок оплаты оказания услуг, нарушают часть 8 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 9.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "Возврат Заказчиком Исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения Контракта применяется Исполнителем), осуществляется одновременно с оплатой выполняемых Услуг".
При этом, пунктом 15.1 Информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе, что "в случае если в качестве формы обеспечения исполнения Контракта выбрано внесение денежных средств, то обеспечение исполнения Контракта возвращается Поставщику не ранее 30 (Тридцати) календарных дней после исполнения (прекращения) обязательств по Контракту. Денежные средства возвращаются Государственным заказчиком на основании письменного требования Поставщика по Контракту на банковский счет, указанный в Контракте".
Учитывая, наличие разночтений в документации об Аукционе в части срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать довод ООО "Профитстрой" не нашедшим своего подтверждения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 8 статьи 30, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 18.01.2018 по делу N 18/44/99/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 января 2018 г. N 18/44/99/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.01.2018