Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
специалиста 1-го разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителя Центральной базовой таможни: Е.С. Ясырева, О.В. Кононеко, М.Н. Соколовой,
в отсутствие представителей ООО "Автокаскад", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/66628/17 от 22.12.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Автокаскад" (далее - Заявитель) на действия Центральной базовой таможни (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному обслуживанию систем охранно-пожарной сигнализации (Закупка N 0373100023317000141) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/66628/17 от 22.12.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что аукционная документация, размещенная Заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС), содержит ограничения для ознакомления - файл "Приложение к Описанию объекта закупки" размещен в формате, не обеспечивающем возможность копирования произвольных фрагментов текста, что не позволяет участникам закупки беспрепятственно сформировать первую часть заявки на участие в аукционе.
Согласно ч.1 ст.4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с ч.5 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
При этом, согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Одновременно с этим в соответствии ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Комиссией Управления установлено, что Приложение к Описанию объекта закупки размещено в формате "pdf", то есть в файле, позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представители Заявителя отсутствовали, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанных доводов жалобы, свидетельствующих о невозможности формирования и подачи заявки на участие, а также подтверждающих нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при оказании услуг.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное описание Заказчиком в документации о закупке характеристик применяемых товаров:
- в п. 1 "Извещатель магнитоконтактный" установлены требования к высоте и длине извещателя без указания единиц измерения данных характеристик, что, по мнению Заявителя, препятствует определению характеристик оборудования;
- в п. 877 "Телекамера" установлено требование к степени защищенности оборудования "IP6612", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) "Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)", которым не предусмотрена степень защиты оборудования, обозначаемая четырьмя цифрами;
- в п. 319 "Оповещатель 30...+55С" установлено требование к рабочей температуре оборудования "-40С..+65С", что, по мнению Заявителя, является противоречивыми требованиями, поскольку требование к товару не соответствует наименованию позиции Приложения к описанию объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данными доводами жалобы Заявителя, а также пояснил вышеуказанный факт следствием технической ошибки.
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к применяемым товарам:
- в п. 254, 255, 257-264, 1163-1171, 2495-2498, 4175-4233, 4263-4296, 4361-4392, 4397-4423 Приложения к описанию объекта закупки установлены требования к значениям характеристик без обозначения в отношении каких показателей установлены данные требования, так например в п. 254 "Оповещатель" установлены следующие требования: "220В, 11ВА, IP50, 105 дБ, -50..+50С, 100х80х30 мм";
- в п. 285 "Оповещатель" установлено требование "любая информационная надпись или пиктограмма", что, согласно доводам жалобы Заявителя, не позволяет участникам закупки определить потребность Заказчика в отношении характеристик оповещателя, а также определить допустимый диапазон значений характеристики товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами и стандартами Заказчиком описаны характеристики применяемых товаров указанным образом, а также затруднился обосновать необходимость установления в документации о закупке требований указанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1, 2 ч.1, 2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участниками закупки подано 2 заявки на участие в закупке, при этом аукционной комиссией Заказчика не принималось решений о признании заявок не соответствующими требованиям документации о закупке, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в п. 12, 13, 14, 21, 22, 23 Приложения к описанию объекта закупки требований к габаритам датчика и магнита, п. 64, 65, 66, 81, 82 Приложения к описанию объекта закупки установлены требования к размерам кронштейнов крепления оборудования, что, по мнению Заявителя, является избыточными требованиями к применяемым товарам.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные характеристики являются качественными характеристиками оборудования, а также пояснил, что производители и поставщики извещателей магнитоконтактных, размещают в свободном доступе сведения о габаритных размерах датчиков и магнитов данных извещателей, и пояснил, что производители извещателей оптико-электронных размещают в свободном доступе при описании характеристик извещателй сведений о размерах кронштейна крепления оборудования.
По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации установлено требование "бухта не менее 100 м" к товару "Труба гофрированная", поскольку, по мнению Заявителя, указанное требование к длине трубы в бухте является избыточным.
Согласно пояснениям представителей Заказчика в соответствии с требованиями документации о закупке при оказании услуг необходимо применять новые, не бывшие в употреблении товары, в частности трубу гофрированную, при этом гофрированная труба выпускается с завода-изготовителя смотанной в бухты, при этом на существующем рынке имеется несколько производителей и поставщиков гофрированных труб, длинной не менее 100 м, смотанных в бухты.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в п. 2929-2947 требований к 19 типам автоматических выключателей с аналогичными характеристиками за исключением требований к номинальному току, а также в п. 3086-3104 требований к кабелям силовым с аналогичными характеристиками за исключением к сечению жилы, диаметру кабелей, метражу бухты, что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями, которые препятствуют формированию заявки на участие в аукционе.
Представители Заказчика пояснили, что в связи с тем, что на момент формирования аукционной документации Заказчику не представляется возможным определить количество товаров, которое необходимо использовать при исполнении государственного контракта Заказчиком в документации определены начальные (максимальные) цены единиц товаров, в том числе всех видов автоматических выключателей и кабелей, что не позволяет Заказчику описать данные товары в виде одной позиции Приложения к описанию объекта закупки ввиду разницы стоимости 1 единицы каждого вида товара.
Заявителем не представлено документов и сведений подтверждающих вышеприведенные доводы, а также свидетельствующих о том, что указанные требования аукционной документации могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Автокаскад" на действия Центральной базовой таможни обоснованной в части установления неправомерных требований п. 1, 254, 255, 257-264, 2,85, 319, 877, 1163-1171, 2495-2498, 4175-4233, 4263-4296, 4361-4392, 4397-4423 Приложения к описанию объекта закупки
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч.1, 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии Д.А. Орехов
Е.А. Миронова
Исп. Д.А. Орехов
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 декабря 2017 г. N 2-57-16844/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2018