Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов Комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей Центральной базовой таможни: М.Н. Соколовой, А.А. Марухленко, Т.Ю. Марченковой,
при участии представителя ООО "ИнвестПроект": С.А. Вербовец,
рассмотрев жалобу ООО "ИнвестПроект" (далее - Заявитель) на действия Центральной базовой таможни (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному обслуживанию газораспределительных сетей, газовых котельных и вспомогательного оборудования к ним на объектах ЦБТ, расположенных в г. Москве (Закупка N 0373100023317000170) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 15.01.2018 N МГ/1367/18 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя Заказчиком не исполнено обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок от 18.12.2017 по делу N 2-57-16163/77-17.
На основании ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
18.12.2017 Комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве рассмотрена жалоба ООО "ИнвестПроект" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на работы по комплексному обслуживанию газораспределительных сетей, газовых котельных и вспомогательного оборудования к ним на объектах Центральной базовой таможни, расположенных в г. Москве (Закупка N 0373100023317000134), вследствие рассмотрения которой Заказчику выдано обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок от 18.09.2017 по делу N 2-57-11228/77-17 (далее - Предписание) путем отмены протоколов, составленных в ходе процедуры аукциона, приведения положений в соответствие с положениями законодательства об осуществлении закупок, а также дальнейшего проведения закупки.
Представитель Заказчика пояснил, что положения документации о закупке приведены в соответствие с положениями законодательства об осуществлении закупок путем размещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещения о проведении аукциона в редакции от 29.12.2017 с учетом выявленных при рассмотрении жалобы ООО "Инвестпроект" нарушений Закона о контрактной системе, а также проведения процедуры в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, а именно отмены закупки в соответствии с положениями ст. 36 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
Также Заявитель указывает на неправомерное осуществление Заказчиком закупки N 0373100023317000170, поскольку закупка N 0373100023317000134 осуществлялась по аналогичному предмету закупки.
Согласно п.1 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч.10 ст.99 Закона о контрактной системе) в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст.18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с п.2 ч.9 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
Таким образом, рассмотрение жалобы участника закупки на предмет обоснованности закупки не относится к компетенции Московского УФАС России.
2. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. "Датчик пламени-фоторезистор" установлено требование к характеристике "Зажигается при освещенности радиацией в диапазоне" с указанием нестандартной единицы измерения "nmспектра", без разделения отдельных слов;
- в п. "Электрод зажигания" установлено требование к размерам устройства без указания единиц измерения показателей;
- в п. "Газовый клапан фланцевый с электроприводом" установлено требование к характеристике "Номинальное давление: не менее 16бар" без разделения требуемого значения и единицы измерения;
- в п. "Блок контроля герметичности" установлено требование к характеристике "Рабочее давление, максимальное:более350мбар" без разделения требуемого значения и единицы измерения;
- в п. "Фильтр газовый" установлено требование к характеристике "Максимальный расход: до400м3/ч" без разделения требуемого значения и единицы измерения;
- в п. "Насос сетевой Kolmeks ALH1250/4" установлено требование к характеристике "Номинальная мощность:не более 65,0 кВт" без разделения требуемого значения и единицы измерения;
- в п. "Насос подпитки" установлено требование к характеристике "Допустимое давление: не более 25бар", "Номинальное напрядение:должно быть380В", "Частота вращения: менее3000об/м", " Расход:должен быть не более 2,5 м3/ч", "Масса:неболее27кг", "Максимальное давление: не более 16 бар" без разделения требуемого значения и единицы измерения;
- в п. "Насос подпитки" установлено требование к характеристике "Допустимое давление: не более 25бар", "Номинальное напрядение:должно быть380В", "Частота вращения: менее3000об/м", "Расход:должен быть не более 2,5 м3/ч", "Масса:неболее27кг", "Максимальное давление: не более 16 бар" без разделения отдельных слов требуемого значения, а также самих требований и единицы измерения;
- в п. "Насос подпитки" установлено требование к характеристике "Допустимое давление: не более 25бар", "Масса:неболее27кг" без разделения отдельных слов требуемого значения, а также самих требований и единицы измерения;
- в п. "Уплотнительное кольцо" установлено требование к характеристике "толщина: должна быть не более 2,5 мм" без разделения отдельных слов требуемого значения;
- в п. "Контроллер систем отопления" установлено требование к характеристике "Средняя наработка на отказ: от35000 ч" без разделения отдельных слов требуемого значения;
- в п. "Переливной клапан" установлено требование к характеристике "Пропускная способность: до 7,3 м3/ч" без разделения отдельных слов требуемого значения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость описания объекта закупки данным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в действиях Заказчика присутствуют нарушения п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации о закупке требования "арт. 37292013" к товару "Электрод зажигания", поскольку указание конкретного артикула применяемого товара, по мнению Заявителя, может повлечь ограничение количества участников закупки.
Представитель Заказчика пояснил, что указанный товар является запасной частью имеющегося у Заказчика оборудования и должна обеспечивать совместимость с имеющимся оборудованием, при этом в соответствии с примечанием к Приложению к описанию объекта закупки во всех случаях ссылки Заказчика на конкретные товарные знаки конкретных товаров, данные знаки следует читать сопровождая словами "или эквивалент".
В п. "Уплотнитель крышки котла АГИ" Заказчиком установлены требования "Форма сечения: должна быть квадратная и прямоугольная", "Размер сечения: не менее 14х16 мм", что, по мнению Заявителя, может повлечь вводить участников закупки в заблуждение при формировании первой части заявки, поскольку Заказчиком не установлены требования к размеру сечения уплотнителя квадратной формы.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы Заявителя, в частности, свидетельствующих о том, каким образом указанное требование может вводить участников закупки в заблуждение при формировании заявки на участие в аукционе, а также свидетельствующих о невозможности формирования предложения о сечении уплотнителя крышки котла АГИ квадратной формы, соответствующего требованию "не менее 14х16 мм".
По мнению Заявителя требование аукционной документации "Диапазон настройки: 50-290 мбар" к товару "Регулятор давления газа" сформировано Заказчиком таким образом, что препятствует определению в отношении какой характеристики установлено указанное требование: основной пружины или выходного давления.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанное требование установлено к регулятору давления газа в связи с чем вышеуказанная характеристика описывает диапазон настройки самого регулятора.
Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о неправомерности установления в документации о закупке указанного требования.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требования "Гистерезис: 0,4-3,2 бар" к товару "Датчик реле давления".
Вместе с тем, жалоба Заявителя не содержит обоснования неправомерности установления в документации о закупке указанного требования, а также не содержит указания на то каким образом указанное требование может вводить участников закупки в заблуждение при формировании заявки на участие в аукционе.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в 9, 15, 33, 84, 85, 86, 88, 90, 92 Приложения к Описанию объекта закупки избыточных требований, так например требований к рН среды при описании Уплотнителя крышки котла АГИ, массе насоса подпитки, номинальному напряжению товара "Термореле LR2-D1314, D-1322", поскольку, по мнению Заявителя, значения указанных характеристик определяются только по результатам проведения испытаний конкретных партий товаров.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности определения значений указанных характеристик товаров без проведения испытаний товаров, в частности значения вышеуказанных характеристик товаров, а также, не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что значения характеристик, указанных в документации о закупке предоставляются производителями и поставщиками средств в свободном доступе.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
3. В составе жалобы Заявитель указывает, что аукционная документация, размещенная Заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС), содержит ограничения для ознакомления - файл "Приложение к Описанию объекта закупки" размещен в формате, не обеспечивающем возможность копирования произвольных фрагментов текста, что не позволяет участникам закупки беспрепятственно сформировать первую часть заявки на участие в аукционе.
Согласно ч.1 ст.4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с ч.5 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
При этом, согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Одновременно с этим в соответствии ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Комиссией Управления установлено, что Приложение к Описанию объекта закупки размещено в формате "pdf", то есть в файле, позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля.
В составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанных доводов жалобы, свидетельствующих о невозможности формирования и подачи заявки на участие, а также подтверждающих нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
4. Заявитель обжалует размещение документа, содержащего требования к характеристикам товаров, применяемых при выполнении работ, в отношении которых участникам закупки необходимо представить значения характеристик при формировании первой части заявки, а также размещение инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе не соответствующих положениям Приказа Департамента города Москвы по конкурентной политике от 25.07.2016 N 70-01-94/16 "Об утверждении типовых форм технических заданий по закупкам, обеспечивающим финансово-хозяйственную деятельность Департамента города Москвы по конкурентной политике".
В соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что закупка N 0373100023317000170 осуществляется для обеспечения федеральных нужд в части обеспечения работы Центральной базовой таможни, при этом техническим заданием не предусмотрено обеспечение финансово-хозяйственной деятельности Департамента города Москвы по конкурентной политике, в связи с чем положения указанного приказа не распространяются на положения документации об аукционе N 0373100023317000170.
Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данных доводов, а также свидетельствующих о необходимость формирования Заказчиком инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, а также формы документа, содержащего требования к характеристикам применяемых при выполнении работ товаров с учетом положений Приказа Департамента города Москвы по конкурентной политике от 25.07.2016 N 70-01-94/16.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
5. В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление в инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе требования о соответствии товаров положениям ГОСТ, без указания каким ГОСТ должны соответствовать конкретные товары, применяемые при выполнении работ, что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки корректно заполнить заявки на участие в аукционе.
Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы и подтверждающих невозможность сформировать заявку согласно требованиям аукционной документации при неустановлении Заказчиком требования о соответствии конкретных товаров конкретным ГОСТ, а также свидетельствующих о том, что данное положение аукционной документации может вводить участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
6. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в п. 81 "реле" неправомерно установлено требование "Реле: не должны иметь резонансных частот в диапазоне [до 40] Гц" к товару "Реле", что, по мнению Заявителя, может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку инструкцией по заполнению заявки не предусмотрено правил чтения слов "в диапазоне", но предусмотрено следующее положение: "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно сведениям производителей и поставщиков реле указанное оборудование не должно иметь резонансных частот во всем диапазоне до 40 Гц, в связи с чем указанное требование установлено в качестве неизменяемого значения.
Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о неправомерности установления в документации о закупке данного требования указанным образом.
Помимо вышеуказанного, Заявитель обжалует установление Заказчиком в документации о закупке требования "Должен быть предназначен для регистрации температуры окружающей среды и в меньшей степени-солнечной радиации, воздействия ветра и температуры стены" к товарам "Датчик температуры наружного воздуха", "Датчик температур", поскольку инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе предусмотрено следующее положение: "Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в указанных случаях символ "-" разделяет не различные значения показателя и не описывает диапазон значений показателя, а является знаком пунктуации в соответствии с правилами русского языка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИнвестПроект" на действия Центральной базовой таможни обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии Д.А. Орехов
З.У. Несиев
Исп. Орехов Д.А. (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 января 2018 г. N 2-57-352/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.01.2018