резолютивная часть решения объявлена 17.01.2018 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителя Государственного казенного учреждения (далее - заказчик) по доверенности от 16.01.2018 г. в отсутствии общества с ограниченной ответственностью, Министерства (далее - уполномоченный орган) и общества с ограниченной ответственностью (далее - оператор ЭТП),
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом аукциона в электронной форме N0104200002117000439 "Выполнение работ по нормативному содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Кабардино-Балкарской Республики" (далее - аукциона, закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона. По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены нормативными документами (государственными стандартами, ГОСТ) указанными в документации об аукционе, не позволяющими определить к какому именно нормативному документу должны относиться характеристики товаров (материалов), а также положениями проекта контракта. Заявитель в жалобе просит рассмотреть жалобу, дать оценку правомерности действиям заказчика, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений.
Рассмотрев доводы заявителя указанные в жалобе, заслушав лица присутствующего на заседании Комиссии и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
27.12.2017 г. 20:07 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (сайт оператора электронно-торговой площадки - ООО "РТС-Тендер", http://www.rts-tender.ru) был размещен аукцион N 0104200002117000439 "Выполнение работ по нормативному содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Кабардино-Балкарской Республики" с начальной (максимальной) ценой контракта - 19 999 998,60 руб. В извещении указано: Дата и время начала подачи заявок - 27.12.2017 г. 20:07; Дата и время окончания подачи заявок - 12.01.2018 г. 09:00; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 16.01.2018 г.; Дата проведения аукциона в электронной форме - 19.01.2018 г.; Размер обеспечения заявок - 399 999,97; Размер обеспечения исполнения контракта - 1 999 999,86; Закупка проводиться для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых материалов, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, значения показателей, которые не могут изменяться, а также требования к выполняемым работам, перечень мостовых сооружений, ведомость объемов работ установлены в разделе II документации об аукционе.
В п.5 раздела I документации об аукционе предусмотрено, что предлагаемые для использования товары (материалы) должны соответствовать нормам государственных и межгосударственных стандартов, действующих на территории РФ (в случае, если качество товара регламентируется государственными и межгосударственными стандартами), техническим регламентам, сводам правил и иным документам, предусмотренным законодательством РФ о техническом регулировании, а также техническим условиям производителей (в случае, если качество товара, варианта исполнения товара не регламентируется государственными стандартами): ГОСТ 32824-2014, ГОСТ 33133-2014, ГОСТ 12871-2013, ГОСТ 32945-2014, ГОСТ 25192-2012, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 9812-74, ГОСТ 32703-2014, ГОСТ 7798-70, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 23735-2014, ГОСТ 32730-2014, ГОСТ 9463-2016, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ 7931-76, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 1005-86, ГОСТ 23279-2012, ГОСТ 6727-80, ГОСТ 34028-2016, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 19904-90, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 32848-2014, ГОСТ 32961-2014, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 33387-2015, СНиП 82-02-95, ГОСТ 31416-2009, ГОСТ 5228-89, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 32843-2014, ГОСТ 32866-2014, ГОСТ 32830-2014, ГОСТ 32953-2014, ГОСТ 33128-2014, ГОСТ 33151-2014, ГОСТ 33127-2014, ГОСТ 2591-2006, ГОСТ 32948-2014, ГОСТ 9.307-89, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 6128-81, ГОСТ 8292-85, ГОСТ 20799-88, ГОСТ 8479-70, ГОСТ 2590-2006, ГОСТ 1050-2013, ГОСТ 283-75, ГОСТ 8481-75, ГОСТ 7372-79, ГОСТ 2208-2007, ГОСТ Р 52325-2005, ГОСТ 7798-70, ГОСТ Р 52643-2006, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 3640-94, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 2695-83, ГОСТ 11955-82, ГОСТ 25328-82, ГОСТ 31015-2002, СП 78.13330.2012, письмо Росавтодора от 08.09.2006 N 01-28/6301 "О "Временных требованиях к противогололедным материалам".
Согласно п.1 и 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении электронного аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
На основании вышеизложенного, заказчик в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки включил в документацию об аукционе технические и функциональные характеристики товаров (услуги), которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций.
Согласно инструкции по заполнению первой части заявки содержащейся в разделе II документации об аукционе, техническая документация (технические условия, технические свидетельства, ГОСТ, СНиП, стандарт организации и пр.) вне зависимости от наличия или отсутствия указаний на внесенные в нее изменения и дополнения должна приниматься к рассмотрению в действующей редакции (с внесенными корректировками, изменениями, дополнениями и др.). В случае, если в документации об аукционе присутствуют ссылки на государственные стандарты и иные документы, которые на момент составления заявки утратили силу - в составлении заявки участникам закупки необходимо руководствоваться действующими, при этом участник закупки, в обязательном порядке, указывает действующие ГОСТы. В случае отсутствия в технической части документации об аукционе указания на единицы измерения показателей (либо наличия технических опечаток в единицах измерения показателей) читать их в соответствии с нормами действующих государственных стандартов. В том случае, если для какого-либо товара (материала) отсутствуют нормативные документы, действующие на территории Российской Федерации или не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, то это обосновано необходимостью применения в процессе выполнения работ товаров (материалов), обладающих характеристиками, достаточными для обеспечения надлежащих условий функционирования объекта исходя из специфики его предназначения.
Таким образом, довод жалобы признается необоснованным.
Согласно ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Раздел II документации об аукционе содержит проект государственного контракта.
В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063" (далее - Правила).
Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной Правилами.
Проект контракта в п. 7.3, 7.5 и 7.6 содержит положения касаемо размера штрафа за каждый факт неисполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, в частности: 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно) и 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно). Размер штрафа включается в контракт в виде фиксированной суммы, рассчитанной исходя из цены контракта на момент заключения контракта: 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей и 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Согласно сведениям ЕИС, а также документации об аукционе закупка проводиться для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Как указано в п.4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе (для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей; б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно); в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).
Довод жалобы относительно указания размера штрафа за каждый факт неисполнения сторонами обязательств, признается Комиссией обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "" обоснованной в части неправильного указания размера штрафа за каждый факт неисполнения сторонами обязательств.
2.Признать в действиях Государственного казенного учреждения нарушение ч.4, 5 и 8 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать Государственному казенному учреждению и ООО предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 18 января 2018 г. N 05-03/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.01.2018