На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Инвестком" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), аукционной комиссии Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Аукционная комиссия) при проведении Аукционной комиссией, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком, Уполномоченным органом электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку коммунальной техники для нужд ГБУ "Автомобильные дороги" (номер извещения 0173200001417001076) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа, Аукционной комиссией:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены технические характеристики коммунальной техники (пункты 1-4, 6, 8 технического задания документации об Аукционе), которым соответствуют товары одного производителя ООО "Меркатор Калуга" (ЭД 500К - пункты 1, 2, 3; BUCHER CITYFANT 6000 - пункт 4; HOLDER S990 - пункт 6; KRAMER ALLROAD 950 - пункт 8).
2. Аукционной комиссией неправомерно принято решение о соответствии заявок участников закупки ООО "Меркатор Калуга", АО "Курганский завод дорожных машин" требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа, Аукционной комиссии 25.01.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 31.01.2018.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 02.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 190 519 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 12.01.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 18.01.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "Меркатор Калуга" с минимальным предложением о цене контракта - 2 091 945 645 рублей.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В документации об Аукционе установлено, что согласно предмету контракта необходимо поставить следующие виды коммунальной техники:
1. Распределитель твердых реагентов (КДМ на 3-х осном шасси в комплектации: распределитель твердых реагентов, плуг, щетка, высоконапорное фронтальное ПМ оборудование);
2. Распределитель жидких реагентов, тип 1 (КДМ на 3-х осном шасси в комплектации: распределитель жидких реагентов, плуг, щетка, высоконапорное ПМ оборудование, стрела 5 м фронтальная, тоннельная щетка, щетка для мойки знаков);
3. Распределитель жидких реагентов, тип 2 (КДМ на 3-х осном шасси в комплектации: распределитель жидких реагентов, плуг, щетка, высоконапорное ПМ оборудование, щетка для мойки бруса, щетка для мойки тротуаров);
4. Машина подметально-уборочная, с щебнеразбрасывателем (Подметально вакуумная машина 6 куб, передний плуг, задняя щетка);
5. Погрузчик фронтальный, малый, для объектов дорожного хозяйства (Фронтальный погрузчик);
6. Машина поливомоечная, подметная (Тротуароуборочная машина универсальная в комплектации распределитель ПГМ, поливомоечное оборудование и щетка фронтальная);
7. Снегопогрузчик линейный (Снегопогрузчик);
8. Экскаватор-погрузчик (Погрузчик с передней щеткой и ПМ оборудованием).
В отношении технических характеристик техники (пункты 1-4, 6, 8 технического задания документации об Аукционе), которым, по мнению Заявителя, соответствуют товары единственного производителя (ЭД 500К - пункты 1, 2, 3; BUCHERCITYFANT 6000 - пункт 4; HOLDER S990 - пункт 6; KRAMER ALLROAD 950 - пункт 8), представители Уполномоченного органа, Заказчика пояснили, что требования к коммунальной технике, которые установлены в спецификации документации об Аукционе, соответствуют как минимум два производителя, а именно:
Пункты 1-4 спецификации - ОАО "Ряжский авторемонтный завод"
(исх. от 24.11.17 N 24-11/17), ООО "Меркатор Холдинг" (исх. от 27.11.17
N 1142/11), АО "Курганский завод дорожных машин" (исх. от 27.11.17
N 19-03/1757);
Пункт 6 спецификации - ООО "Компания "Коммунал-авто" машина Multihog-МН90 (исх. от 27.11.17 N 528-1), АО "Курганский завод дорожных машин" машина УКМ-2500-М (исх. от 28.11.17 N 19-03/1978);
Пункт 8 спецификации - ООО "Амкодор-центр" машина 320СЕ
(исх. от 24.11.17N 251), ООО "Мирстройтехника" машина TL80AS
(исх. от 06.12.17 N 061).
При этом, по мнению Заявителя, ссылка Заказчика, Уполномоченного органа на альтернативные машины в отношении пункта 8 спецификации (Экскаватор-погрузчик), такие как: (Multihog-МН90), (УКМ-2500-М) является несостоятельной, поскольку не соответствуют техническим характеристикам документации об Аукционе (в подтверждении своей позиции Заявитель предоставляет письмо от компании Multihog и распечатку технических характеристик машины УКМ-2500 с сайта АО "Курганский завод дорожных машин"), а также ссылка Заказчика, Уполномоченного органа на альтернативные машины в отношении пункта 6 спецификации (Машина поливомоечная, подметная), такие как: Амкодор (320СЕ), РМ-Терекс (TL80AS) является несостоятельной, поскольку вышеуказанные машины не поставляются на территорию Российской Федерации, а также в линейке моделей погрузчиков АМКОДОР отсутствует модель, соответствующая требованиям п. 8 тех. задания (в подтверждении своей позиции Заявитель предоставляет письма от "РМ-Терекс", ОАО Амкодор).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что по пункту 6 спецификации (Машина поливомоечная, подметная) техническому заданию соответствуют два производителя:
ООО "Компания "Коммунал-авто" (Multihog-МН90), АО "Курганский завод дорожных машин" (УКМ-2500-М). В опровержении позиции Заявителя представлено письмо, согласно которому АО "Курганский завод" предлагает к поставке машину УКМ-2500, которая полностью соответствует положениям технического задания документации об Аукционе. По пункту 8 спецификации (Экскаватор-погрузчик) техническому заданию соответствуют два производителя: ООО "Амкодор-центр" (320СЕ), ООО "Мирстройтехника" (TL80AS). В опровержении позиции Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом представлено письмо от ОАО Амкодор, согласно которому
ОАО Амкодор информирует, что с ООО Инвестком (Заявитель) договорных отношений не имеет, переписка с вышеуказанной компанией не осуществлялась.
Вместе с тем, из представленных материалов, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода Заявителя, в связи с чем, комиссия считает указанный довод Заявителя необоснованным.
2. В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: 1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; 2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 22.01.2018
N 0173200001417001076-3 заявки участников Аукциона ООО "Меркатор Калуга", АО "Курганский завод дорожных машин" признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является поставка коммунальной техники (коды ОКПД2 - 29.10.59.130, 28.92.25.000, 28.92.26.110).
В соответствии с пунктом 13.2 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 656).
Пунктом 2 Постановления N 656 установлено, что подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, и положениям абзацев четвертого - шестого подпункта "б" пункта 1 Постановления N 656 является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 17.2 информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе: "Документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 44-ФЗ, или копии этих документов. Документы, подтверждающие соответствие предлагаемых товаров, условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 г. N 656
"Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд": "поз. 1-8 Спецификации" копии актов экспертизы, выдаваемые Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации".
Изучив заявку участника Аукциона ООО "Меркатор Калуга", представленную представителями Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия установила, что в составе заявки отсутствует акт экспертизы в отношении пункта 6 (машина поливомоечная, подметная), необходимый в качестве подтверждения соответствия товара запрету, установленному в извещении и документации об Аукционе в соответствии с Постановлением
N 656.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение о соответствии заявки участника Аукциона ООО "Меркатор Калуга" требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии нарушают часть 7 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решением от 17.01.2018 по делу N 18/44/105/35 по результатам рассмотрения жалобы Заявителя Комиссией выявлено нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушение срока исполнения предписания, выданного на основании решения от 08.12.2017 по делу N К - 1714/17.
Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что указанное нарушение Заказчиком, Уполномоченным органом устранено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 31.01.2018 по делу N 18/44/99/33 по нарушению, указанному в пункте 2 мотивировочный части настоящего решения, соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
5. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению, указанному в пункте 3 мотивировочный части настоящего решения, переданы на основании решения 10.01.2018 по делу N 18/44/105/14 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 31 января 2018 г. N 18/44/99/33
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2018