Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Вавилон" (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники (изв. N 0156200009917000682),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N0156200009917000682Уполномоченным органомпроводился электронный аукцион на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС Россииот 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
В силу п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать качественные параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Требования к оказываемым услугам установлены Заказчиком в главе 5 "Техническое задание (Спецификация)".
В том числе техническое задание содержит требование о том, что выполнение работ проводится квалифицированным (обученным проведению технического обслуживания и восстановления работоспособности данного оборудования по стандартам производителя) персоналом с предоставлением копий сертификатов о таком обучении по требованию Заказчика. Исполнитель обязуется предоставить копию документа установленного образца о прохождение обучения по техническому обслуживанию оборудования на предприятии-производителе. Инженер Исполнителя предъявит копию сертификата об обучении проведению технического обслуживания соответствующего наименования и модели оборудование непосредственно перед началом выполнения работ, в противном случае Заказчик вправе не допустить его к выполнению работ. Исполнитель вправе привлекать субподрядчиков (соисполнителей) для выполнения работ с предварительного разрешения Заказчика.
Инженеры Исполнителя имеют все предусмотренные действующим законодательством (в т.ч. миграционным законодательством и законодательством об электробезопасности) разрешения и допуски для выполнения технического обслуживания и восстановления работоспособности (указан вид конкретного оборудования Заказчика) на территории РФ. Инженер, у которого нет необходимых разрешений на работу, допуска по электробезопасности и иных необходимых по российскому законодательству документов, на территорию Заказчика не допускается.
Как следует из пояснений представителя Заказчика данное требование установлено на основании п. 4.1. 4 "Методических рекомендаций по техническому обслуживанию медицинской техники", утвержденными Минздравом Российской Федерации, согласно которым специалисты по техническому обслуживанию медицинской техники должны пройти обучение на предприятиях - производителях соответствующих видов (наименований) медицинской техники или в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности (обучение, профессиональную подготовку, повышение квалификации по техническому обслуживанию соответствующих видов медицинской техники), с получением документа установленного образца.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что как прямо следует из приведенных положений методических рекомендаций специалисты, имеющие право обслуживать медицинскую технику могут пройти обучение также в организациях и учреждениях, имеющих право осуществлять соответствующие виды образовательной деятельности.
Таким образом, Уполномоченный орган, исключив данную возможность, ограничивает количество возможных участников закупки, что приводит к нарушению требований п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Уполномоченного органа присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ.
Аналогичное нарушение допущено Уполномоченным органом в части установления требования о том, что Исполнитель обязуется предъявить Заказчику последнюю версию технической документации на аппарат непосредственно перед началом выполнения работ. Инженер, не предъявивший последнюю версию технической документации Заказчику, не допускается до выполнения технического обслуживания и восстановления работоспособности.
Комиссия принимает довод Заявителя относительно того, что техническая документация на оборудование, находящееся в собственности Заказчиков, входит в комплектацию данного оборудования и имеется в наличии у Заказчиков. При этом, техническое обслуживание оборудования должно производится в соответствии с той технической документацией, которая входит в комплект поставки данного вида оборудования.
Кроме того, как было указано выше, аукционная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона содержит также условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках).
Во исполнение требований ч.4 ст.64 Закона о закупках, Уполномоченным органом в главе 6 аукционной документации опубликован проект контракта.
При этом, проект контракта содержит сведения, некоррелирующие с положениями аукционной документации, а именно в части требования о наличии того или иного вида лицензии у исполнителя.
Так, в п.2 раздела 8 аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника аукциона требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, а именно копию действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники
Основание: постановление Правительства РФ от 22 января 2007 года N32 "О лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"
или
- копия действующей лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Основание: постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники".
При этом, согласно п.2.1.12 проекта контракта Исполнитель обязан обладать исключительно лицензией на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (основание: постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники").
Таким образом, Уполномоченным органом нарушены требования п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Уполномоченного органа присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в соответствии с информацией, опубликованной на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, рассматриваемый электронный аукцион отменен Уполномоченным органом 24.01.2018 г.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вавилон" на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинской техники (изв. N 0156200009917000682) обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушение п.п. 1,2 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку закупка отменена.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Уполномоченного органа за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 января 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2018