Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
при участии представителя ФГБОУ "Детский Сад N 694" Минсельхоза России: А.С. Лопатина,
в отсутствие представителей ООО "Капитал", о времени и месте заседания Комиссии уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/4964/18 от 01.02.2018,
рассмотрев жалобу ООО "Капитал" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ "Детский Сад N 694" Минсельхоза России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту здания по адресу: Спасский тупик, дом 3, стр. 1 (Закупка N0373100130117000001) (далее - электронный аукцион, аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/4964/18 от 01.02.2018, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком предъявлены требования к товарам, таким как "Электроды", "Кислород технический газообразный", "Уайт-спирит", "Гвозди строительные", "Олифа", "Шурупы", количество использования которых не определено в документации, что не позволяет участникам закупки сформировать ценовое предложение для участия в аукционе с учетом затрат на данные товары.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в частности следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст.33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что для обоснования начальной (максимальной) цены контракта разработана сметная документация, размещенная в свою очередь в составе аукционной документации. Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился указать, в какой части документации, в том числе сметной документации, имеется указание на объем использования вышеуказанных товаров, а также указание на виды работ, при выполнении которых данные товары предполагаются к использованию.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 и п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
На основании ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует установление в аукционной документации неправомерных требований к товарам, а именно:
- по п.1 "Шурупы ГОСТ 1145-80" Заказчиком установлены требования к таким показателям как "Диаметр резьбы", "Номинальный размер шага резьбы", "Номер крестообразного шлица", "Диаметр крестообразного шлица", "Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц", "Диаметр головки". Вместе с тем, значения таких параметров как "Номинальный размер шага резьбы", "Номер крестообразного шлица", "Диаметр крестообразного шлица", "Глубина вхождения калибра в крестообразный шлиц", "Диаметр головки" согласно положениям Таблицы 1 ГОСТ 1145-80 "Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры" являются очевидными исходя из выбранного значения "Диаметра резьбы". Таким образом, участник закупки, выбирая диаметр резьбы шурупа, не делает своего предложения в отношении иных вышеописанных характеристик, поскольку их значения однозначно определяются по отношению к конкретному диаметру резьбы.
Также по п.1 "Шурупы ГОСТ 1145-80" Заказчик устанавливает требования к параметрам характеристик таким образом, что позволяет участнику закупки представить значение, соответствующее требованиям аукционной документации, но одновременно противоречащее положениям ГОСТ 1145-80, а именно: Диаметр резьбы - 4, 5, 6; Номинальный размер шага резьбы - не менее 1.75 мм; Диаметр головки - не менее 7.4 мм. Вместе с тем, согласно положениям Таблицы 1 ГОСТ 1145-80 максимальное значение размера шага резьбы для предложенных диаметров резьбы составляет "не более 2,5 мм", а максимальное значение диаметра головки составляет 11,0 мм.
- п.16 "Раствор цементно-известковый": известь строительная - негашеная; гашеная; слабогидравлическая; сильногидравлическая; в зависимости от содержания оксидов кальция и магния известь строительная - кальциевая; магнезиальная; доломитовая. Вместе с тем, Заявитель указывает, что согласно положениям п.4.14.6 ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", требование о соответствии которому предъявлено по данной позиции, известковое вяжущее применяют в виде гидратной извести (пушонки), известкового теста, известкового молока. Однако Заказчик позволяет выбрать типы извести, которые согласно ГОСТ 28013-98 не применимы для растворов строительных.
- п.32 "Кирпич": тип - полнотелый, рядовой; площадь постели - не более 397,4 см2. Вместе с тем, как указывает Заявитель, в соответствии с положениями п.4.1.2 ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" такая характеристика как "площадь постели" относится только к камням, при этом кирпич не может характеризоваться данным параметрам.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, необходимость установления оспариваемых требований подобным образом.
Также, по мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров и материалов по следующим позициям являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, необходимый к использованию при выполнении работ, так например:
- п.16 "Раствор цементно-известковый": По прочности при сжатии в 28-суточном возрасте марка портландцемента; Массовая доля в портландцементе активных минеральных добавок; Массовая доля в портландцементе доменных гранулированных и электротермофосфорных шлаков; Массовая доля в портландцементе добавок осадочного происхождения, кроме глиежа; Наличие минеральных добавок в извести строительной; Содержание непогасившихся зерен в извести строительной и т.д.
- п.22 "Листы гипсокартонные": Максимальное отклонение от прямоугольности; Повреждение углов (значения для одного листа): - максимальная длина наибольшего катета, - максимальное число повреждений; Повреждение продольных кромок (значения для одного листа): - максимальная длина повреждений, - максимальная глубина повреждений, -максимальное число повреждений;
- п.23 "Плитки керамические для полов": Макимальная разнотолщинность; Максимальная косоугольность; Максимальное отклонение лицевой поверхности от плоскостности; Высота (глубина) рифлений на монтажной поверхности плиток;
- п. "Эмаль ПФ-115 ГОСТ 6465-76": Массовая доля нелетучих веществ, Степень перетира и т.д.
Конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам не представляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и может привести к ограничению количества участников аукциона. Кроме того, обжалуемые значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым конкретные значения по вышеуказанным и подобным характеристикам возможно указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной изготовленной партии товара. Вместе с тем, например, показатель характеристики "Массовая доля нелетучих веществ" для эмали ПФ-115 согласно положениям п.5 Таблицы 1 ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия" определяют методом испытаний по ГОСТ 17537-72 "Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих и нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ" посредством нагревания пробы лакокрасочного материала при определенной температуре в течение заданного промежутка времени или до достижения постоянной массы и определения массовой доли летучих и нелетучих веществ по разности результатов взвешивания до и после нагревания.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые представляют собой в том числе показатели результатов технологических испытаний товаров, а также характеристикам компонентного состава товаров, являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, требования Заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, могут иметь признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалобы и о нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Капитал" на действия ФГБОУ "Детский Сад N 694" Минсельхоза России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33,п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку Заказчику предписание выдано в рамках рассмотрения жалобы
ООО "Недра Сибири" по делу N2-57-813/77-18 от 24.01.2018.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Р.Г. Осипов
И.С. Максимов
Исп. Харченко Л.Н. (495) 784-75-05 (153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 февраля 2018 г. N 2-57-1455/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2018