Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
<_>- заместителя руководителя управления - начальника отдела КЗ Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
<_>- специалиста 1 разряда ОКЗ Кировского УФАС России;
<_>. - ведущего специалиста-эксперта ОКЗ Кировского УФАС России,
в присутствии:
<_>.- представителя КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" по доверенности,
рассмотрев материалы внеплановой проверки N10пр/03-18-з,
У С Т А Н О В И Л А:
Кировское УФАС России в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проводит внеплановую проверку соблюдения КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ" требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при подготовке документации электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники с заменой запасных частей (извещение 0340200019017000105).
В соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Министерству финансов Кировской области (далее - Заявитель), Заказчику, направлено уведомление о дате, времени, месте рассмотрения материалов проверки.
Заявитель, извещенный о дате и месте рассмотрения материалов, явку представителя не обеспечил.
На заседании комиссии Кировского УФАС России представитель Заказчика отметил, что представление лицензии на техническое обслуживание медицинской техники (либо договора с субподрядчиком, имеющего данную лицензию), а также аттестат лаборатории радиационного контроля во второй части заявки не требовалось, в связи с чем отсутствуют основания для ограничения количества участников закупки. Аукционная документация соответствует требованиям Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
Изучив представленные документы и заслушав позицию Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
15.06.2017 г. на официальном сайте закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту медицинской техники с заменой запасных частей (извещение 0340200019017000105). Начальная (максимальная) цена контракта- 566 816,00 руб. Дата окончания подачи заявок 27.06.2017 г.09:00 час. Дата окончания срока рассмотрения заявок 28.06.2017 г.
П.6 информационной карты "Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара (при необходимости)" указывает на обязательное наличие при оказании услуг лицензии на техническое обслуживание медицинской техники (Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г N 291) или договора с организацией, имеющей лицензию на техническое обслуживание медицинской техники, которая будет осуществлять техническое обслуживание медицинской техники Заказчика, а также аттестат аккредитации лаборатории радиационного контроля.
В аукционной документации отсутствует требование о представлении вышеназванных документов в составе второй части заявки.
Техническое задание предполагает оказание следующих услуг:
- техническое обслуживание медицинской техники (в том числе ремонт медицинской техники);
-техническое испытание (контроль эксплуатационных параметров);
-техническое испытание (дозиметрический контроль);
-техническое испытание (проверка эффективности вентиляции);
-техническое испытание (электроизмерение).
При этом отмечено, что техническое обслуживание медицинской техники производится юридическим лицом, имеющим:
1. Лицензию на техническое обслуживание медицинской техники (Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г N 291) или договора с организацией, имеющей лицензию на техническое обслуживание медицинской техники;
2. Аттестат аккредитации лаборатории радиационного контроля.
В силу п.6.1.1 проекта контракта до заключения контракта Исполнитель обязан предоставить:
- Копию действующей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники (Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N291);
- Копию действующей лицензии на техническое обслуживание источников ионизирующего излучения для медицинской деятельности. Используемые источники ионизирующего излучения - аппараты рентгеновские медицинские (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
Относительно довода Заявителя об ограничении количества участников закупки установлено следующее.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренеции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Исследовав извещение и документацию о закупке, Комиссия Кировского УФАС приходит к выводу об отсутствии в документации требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявки лицензии на техническое обслуживание медицинской техники, лицензии на техническое обслуживание источников ионизирующего излучения для медицинской деятельности, а также аттестата аккредитации лаборатории радиационного контроля, что позволяет принять участие в данной закупке неограниченному числу лиц.
В соответствии с ч.3 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с техническим заданием документации об аукционе Заказчику требуются услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, техническим испытаниям, поверке медицинского оборудования в соответствии с перечнем, являющимся неотъемлемой частью технического задания.
В соответствии с п.2 "Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469, в целях Положения понятие "медицинская техника" означает медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Исследовав техническое задание документации об аукционе и приведенный перечень оборудования, подлежащего обслуживанию, в рассматриваемом аукционе, Комиссия Кировского УФАС приходит к выводу о том, что все оборудование, приведенное Заказчиком в перечне, относится к медицинской технике в смысле применения Положения, а потому требование Заказчика об оказании услуг в отношении такого оборудования, включающих в себя услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, техническим испытаниям, поверке, не влечет за собой ограничения конкуренции.
Функциональная и технологическая связь медицинской техники, включенной в состав лота, обусловлена спецификой деятельности Заказчика, оказывающего медицинские услуги населению, направленной на своевременное, качественное техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования, и обеспечение непрерывности и эффективности медицинского процесса. При таких обстоятельствах довод Заявителя об объединении в один лот услуг технологически и функционально не связанных между собой является необоснованным.
Кроме того, Кировским УФАС России установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В соответствии с п.17 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Согласно п.39 ч.1 ст.12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.01.1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. N 278 утверждено Положение о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения лицензируемая деятельность включает выполнение работ и оказание услуг согласно приложению. В приложении к названному Положению установлен Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), включающий в себя 12 видов деятельности.
Следовательно, процесс использования источников ионизирующего излучения начинается с проектирования и заканчивается утилизацией, в силу этого лицензированию подлежат все вышепоименованные формы взаимодействия с источником ионизирующего излучения, как в активных, так и в пассивных формах.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности. Аппарат рентгеновский медицинский, являющийся источником ионизирующего излучения (генерирующим), используется в медицинской деятельности. Оказание услуг по его ремонту не требует получения лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
В силу ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Установив в п.6.1.1 проекта контракта требование о предоставлении лицензии на техническое обслуживание источников ионизирующего излучения для медицинской деятельности, Заказчик допустил нарушение ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе, поскольку данная лицензия не была и не могла быть предусмотрена аукционной документацией.
В соответствии с п. 8.11 СанПиН 2.6.1 1192-03 контроль эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования проводится учреждениями, аккредитованными в установленном порядке.
В соответствии с п. 6.11 Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса "Р 2.2.2006-05", утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005 (введены в действие с 01.11.2005 г.) лаборатории, выполняющие измерение и оценку вредных факторов рабочей среды, должны быть аккредитованы в установленном порядке.
В соответствии с п.17 ст.2 Федерального закона от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" поверка средств измерений (далее также - поверка) - совокупность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям.
В соответствии со ст.19 Федерального закона от 26.06.2008 N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" аккредитация в области обеспечения единства измерений осуществляется в целях официального признания компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять работы и (или) оказывать услуги по обеспечению единства измерений в соответствии с настоящим Федеральным законом. К указанным работам и (или) услугам относятся, в том числе, поверка средств измерений.
Таким образом, для оказания услуг являющихся объектом закупки участнику, в соответствии с законодательством РФ необходимо соответствовать требованиям, установленным приведенными выше нормами, а именно иметь лицензию на техническое обслуживание медицинской техники, аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) в системе аккредитации лабораторий радиационного контроля, а также аттестат аккредитации на право выполнения работ и (или) оказания услуг в области обеспечения единства измерений.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона к участникам не установлены единые требования в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе относительно необходимости представления вышеназванных документов во второй части заявки.
На основании изложенного, Комиссия Кировского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, так как в документации об аукционе не установлены требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки. Указанное нарушение, в свою очередь, повлекло за собой нарушение Заказчиком п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, так как в документации об аукционе установлены не все требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и, кроме того, не установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
По результатам данной закупки 12.07.2017 г. заключен контракт, в связи с чем предписание не выдается.
На основании изложенного и в соответствии с ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" факт нарушения п.2, ч.5 ст.66, п.1, ч.1 ст.31, ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.
3. Передать материалы проверки должностному лицу Кировского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии <_>
Члены комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 14 февраля 2018 г. N 10пр/03-18-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.02.2018