Резолютивная часть объявлена 14.02.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 19.02.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Вшивцев А.Н. по доверенности NИсх-3580-15/Общ от 26.10.2016;
от Уполномоченного органа - Козырева И.В. по доверенности N1 от 01.01.2018.
рассмотрев жалобу ООО "ТехноСтрой" (ИНН 7743223472, ОГРН 1177746914168) от 07.02.2018 N166-ж на действия Заказчика - БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Педагогический колледж корпус N 2", расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 5А" (извещение N0187200001717001381) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя его права и интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, сформировавших описание объекта закупки с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В доводах Заявитель указал следующее.
1. В разделе "Техническое задание Бок А заказчик установил требование:
позиция 81 Эмаль, ГОСТ 6465-76 сорт высший или первый. Цвет светло-бежевой или светло- желтой или светло-серой. Массовая доля нелетучих веществ, %, для эмалей: в диапазоне не более 70 не менее 57.
1.4. Эмали ПФ-115 должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1.
Таблица 1
именование показателя |
Норма для эмали |
Метод испытания |
|||||
|
Высший сорт |
Первый сорт |
|
||||
5. Массовая доля нелетучих веществ, %, для эмалей: |
|
|
По ГОСТ 17537и п.3.4б настоящего стандарта |
||||
белой, светло-желтой |
62-68 |
62-68 |
|
||||
кремовой, бежевой, светло-бежевой, голубой 451, голубой 423, фисташковой, темно-серой 894, темно-серой 896, серо-голубой, серой |
60-66 |
60-66 |
|
||||
бледно-желтой, зеленой, темно-зеленой, красно-коричневой, желтой, красно-оранжевой |
64-70 |
64-70 |
|
||||
синей, светло-серой, коричневой |
57-63 |
57-63 |
|
||||
черной |
- |
49-55 |
|
||||
красной, вишневой |
- |
52-58 |
|
Заказчик установил требования "Массовая доля нелетучих веществ, %, для эмалей: 70-57" согласно ГОСТу, для цветов, которые требует заказчик, максимальная массовая доля нелетучих веществ может быть 68%, однако в своих требованиях заказчик допускает указать массовую долю нелетучих веществ 70 %, в случае если участник укажет данное значение, это будет поводом для отклонения заявки, соответственно требования заказчика установлены таким образом, чтобы уменьшить количество участников и соответственно это является нарушением ст.33 ФЗ44.
2. В разделе "Техническое задание Корпус 2" заказчик установил требование:
Позиция 9 "Лента полиэтиленовая":
"Липкость, с, 500 или 650. ГОСТ 20477-86"
В "ГОСТ 20477-86 Лента полиэтиленовая с липким слоем. Технические условия (с Изменением N 1)" зафиксировано:
"5.3. На каждую катушку наклеивают ярлык с обозначением:
наименования предприятия-изготовителя и (или) его товарного знака;
условного обозначения ленты;
номера партии;
массы нетто;
даты изготовления."
Из этого следует что заказчик не вправе требовать липкость ленты т.к. производитель не указывает на упаковке "Липкость ленты" и, следовательно, участник на этапе подачи заявок не может обладать сведениями о данном свойстве товара. Для того чтобы указать значение липкости участнику необходимо приобрести ленту, чему закон о контрактной системе не обязывает участников на этапе подаче заявок, затем провести за свой счет лабораторные испытания согласно, ГОСТ 20477-86 соответствие которому требует заказчик и только потом участник сможет указать липкость ленты.
Требования заказчика несут избыточный характер и нарушают положения закона о контрактной системе.
3. В разделе "Техническое задание Корпус 2" заказчик установил требование:
Позиция 27 "Лента ПСУЛ":
"Показатели водонепроницаемости класс А или Б."
"Водонепроницаемость, Па, более 200."
В ГОСТ Р 53338-2009 "Ленты паропроницаемые саморасширяющиеся самоклеящиеся строительного назначения. Технические условия" зафиксировано:
Заказчик требует показатели водонепроницаемости класс А или Б и при этом требует Водонепроницаемость, Па, более 200. Согласно ГОСТу, водонепроницаемость для классов А и Б должна быть не менее 400 Па, следовательно если участник укажет водонепроницаемость менее 400 Па и класс А или Б, то сведения участника будут противоречить ГОСТу и его заявка будет отклонена, но заказчик сам допускает указать менее водонепроницаемость 400 Па, значит и требования заказчика противоречат ГОСТу следовательно заказчик нарушил ст.33 Закона о контрактной системе и установил данные требования с целью ввода в заблуждения участников для их последующего отклонения в целях ограничения конкуренции.
В этой же позиции заказчик требует:
"Морозоустойчивость - гибкость на брусе радиусом 40 мм при заданной минусовой температуре"
Согласно ГОСТ требования заказчика называется "наименование показателя" и заказчик почему-то забыл указать значение показателя, в ГОСТ зафиксировано:
Из этого следует что не сможет подать заявку без значения показателя, т.к. заказчик его не требует, хотя наименование требует, следовательно, заказчик установил требования, которые не соответствуют ГОСТ. Все в тех же целях, которые были описаны выше.
4. В разделе "Техническое задание Корпус 2" заказчик установил требование:
Позиция 33 "Винты самонарезающие с полукруглой головкой и заостренным концом для металла и пластмассы":
"Номинальный диаметр резьбы 4 мм или 5, Длина винта номинальная 14 мм или 16 мм. Масса 1000 шт. стальных винтов с крупным шагом резьбы 2,91 кг или 2,67 кг или 1,67 кг или 1,53 кг. ГОСТ 11650-80"
Заказчик требует указать конкретную массу 1000 шт. стальных винтов с крупным шагом резьбы.
В ГОСТ 11650-80 "Винты самонарезающие с полукруглой головкой и заостренным концом для металла и пластмассы. Конструкция и размеры (с Изменением N 1)" зафиксировано:
Однако согласно приложению, взятому из ГОСТ, участник не может указать конкретное значение массы стальных винтов, т.к. масса является теоретической. Заказчик об этом в своих требованиях умолчал заказчик просто скопировал значения из ГОСТ и требует указать в составе заявки конкретную массу 1000 шт., однако, как видно из ГОСТ в данном приложении, указана теоретическая (приблизительная) масса стальных винтов. следовательно, требовать от участника указать конкретную массу, является избыточным требования, что является нарушением положений закона о контрактной системе ст.33.
Аналогичное нарушение допущено в позиции 66
5. В разделе "Техническое задание Корпус 2" заказчик установил требование:
Позиция 55 "Доски обрезные":
"шириной 75-150 мм, толщиной от 44 мм"
Однако, в соответствии с действующей нормативной документацией, а именно ГОСТ 18288-87, "Доска - это пиломатериал, толщиной до 100 мм и шириной БОЛЕЕ ДВОЙНОЙ ТОЛЩИНЫ" (далее цитата из ГОСТ):
21. Доска |
Пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины |
Только заказчик данное требование ГОСТ не соблюдает, так как в соответствии с ГОСТ 18288-87, при минимальном значении толщины пиломатериала равной 44 мм, минимальное значение ширины должно быть более 88 мм, когда заказчик требует 75 мм. А в случае, если участник укажет в составе заявки на участие в закупке значения размеров, требуемые заказчиком, например, толщина 44 мм и ширина 76 мм или 77 мм и т.д., то сведения, предоставленные участником, будут противоречить ГОСТ, значит будут противоречить и Закону, соответственно и требования заказчика противоречат Закону (статья 33 Закона о контрактной системе 44 ФЗ).
6. В разделе "Техническое задание Корпус 2" заказчик установил требование:
Позиция 75 "Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks, Soudal в баллонах по 750 мл":
Заказчик использует название фирменной технологии компании, не сопровождая ее обязательными в таком случае словами "или эквивалент". Невозможно предложить проектор производства какой-либо другой компании не по причине отсутствия аналогов, а по причине отсутствия критериев установления эквивалентности, что ограничивает круг участников закупки.
7. Согласно извещению, опубликованному в составе аукционной документации, а также п. 13.7.2.3. проекта контракта:
"Положения раздела 13. настоящего Договора об обеспечении исполнения договора не применяются в случае:
1) заключения договора с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением договора, предметом которого является выдача банковской гарантии.".
В то время как в соответствии с действующим законодательством:
"8. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае:
1) заключения контракта с участником закупки, который является государственным или муниципальным казенным учреждением;
2) осуществления закупки услуги по предоставлению кредита;
3) заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ)".
Аукционная документация составлена без учета изменений от 03.07.2016 г.
8. "В плане-графике указан "Планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) Одним этапом:
Это не соответствует информационной карте, размещенной в единой информационной системе, по данной закупке:
"10. Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: в течение 9 (девяти) календарных месяцев с момента передачи объекта "Заказчиком" в соответствии с пунктом 2.1.4 Договора", а также положениям проекта контракта:
"3.1 Окончание выполнения работ: в течение 9 (девяти) календарных месяцев с момента передачи объекта "Заказчиком" в соответствии с пунктом 2.1.4 Договора.".
Данная информация вводит участников закупки в заблуждение, является недостоверной и не позволяет установить срок выполнения работ. Выражение "одним этапом" не содержит указания на срок завершения работы или график оказания услуг.
Ссылка на то, что Заказчик не может выставить этот срок ввиду ограниченного функционала системы, является несостоятельной.
Таким образом, Заказчиком нарушен п. 2 ч. 3 ст. 21, п. 2 ст. 42, а также ч. 3 ст. 7 ФЗ N 44: "Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной".
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Педагогический колледж корпус N 2", расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 5А" (извещение N0187200001717001381) размещены на официальном сайте единой информационной системы 16.11.2017.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно пункту 81 локальной сметы 02-01-02 на Блок А Заказчику требуется Эмаль. ГОСТ 6465-76 сорт высший или первый. Цвет светло-бежевой или светло- желтой или светло-серой. Массовая доля нелетучих веществ, %, для эмалей: в диапазоне не более 70 не менее 57.
В соответствии с таблицей 1 ГОСТ 6465-76 показатель массовая доля нелетучих веществ является диапазонным, при этом доля нелетучих веществ для светло-желтой эмали составляет 62-68%, светло-бежевой 60-66%, светло-серой 57-63 %.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленные пунктом 81 локальной сметы 02-01-02 на Блок А требования к массовой доле нелетучих веществ не соответствуют ГОСТ 6465-76.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании несоответствующих ГОСТ требований.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно пункту 9 локальной сметы 02-01-01 на корпус 2 Заказчику требуется Лента полиэтиленовая с липким слоем 1 или высшего сорта. Лента не должна иметь трещин, складок, разрывов, отверстий, пропусков клеевого слоя и посторонних включений в клеевом слое. Ширина ленты, мм: 60 или 70 или 80 или 90. Липкость, с, 500 или 650. ГОСТ 20477-86.
В соответствии с пунктом 1.3 ГОСТ 20477-86, по внешнему виду, линейным размерам и физико-механическим показателям лента должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.
Таблица 1
Наименование показателя |
Норма |
Метод испытания |
|
|
Высший сорт |
Первый сорт |
|
1. Внешний вид |
Лента не должна иметь трещин, складок, разрывов, отверстий, пропусков клеевого слоя и посторонних включений в клеевом слое |
По п. 4.2 |
|
5. Липкость, с, не менее |
650 |
500 |
По п. 4.6 |
Таким образом, в соответствии с таблицей 1 ГОСТ 20477-86 показатель "Липкость" является минимальным.
В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ 20477-86 ленту принимают партиями. Партией считают количество ленты массой не более 1000 кг, изготовленное с применением клеевой композиции одной партии и пленки-основы одного сорта, одной толщины и ширины и сопровождаемое одним документом о качестве.
Из пункта 4.6 ГОСТ 20477-86 следует, что показатель "Липкость" подвергается испытаниям, при этом показателем липкости считают время в секундах, в течение которого происходит расклеивание ленты на длине 100 мм. За результат испытаний принимают среднее арифметическое результатов пяти измерений.
Инструкцией по заполнению заявки установлено, что в случае применение заказчиком в техническом задании перечисления значений показателя через союз "и", знаки "," ";", "/" - участник указывает все перечисленные значения показателя, при использовании союзов "или", "либо" - участники выбирают одно из значений.
Согласно пункту 3.2 ГОСТ 20477-86, документ о качестве, которым сопровождается каждая партия ленты, должен содержать результаты проведенных испытаний.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленные требования о предоставлении участниками закупки в первых частях заявок показателя "Липкость" являются требованиями, влекущими за собой ограничение доступа к участию в электронном аукционе.
Таким образом, действия Заказчика и Уполномоченного органа, установивших в документации ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при оказании услуг, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 27 локальной сметы 02-01-01 на корпус 2 Заказчику требуется Лента ПСУЛ. Объемная плотность, кг/м3 50- 150. Условная прочность при растяжении не менее , кПа 60 значение не изменяемое. Относительное удлинение при разрыве, %, не менее 15 значение не изменяемое. Время восстановления формы (толщины) ленты до значения рабочего расширения при температуре плюс 20 °С, мин От 10 до 60. Показатели водонепроницаемости класс А или Б. ГОСТ Р 53338-2009.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 27 локальной сметы 02-01-01 на корпус 2 Заказчик требует указать показатели Водонепроницаемость, Па и Морозоустойчивость.
В ходе заседания Комиссия Управления установила, что показатели, на которые ссылается Заявитель, в пункте 27 локальной сметы 02-01-01 отсутствуют, а доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 33 локальной сметы 02-01-01 на корпус 2 Заказчику требуются Винты самонарезающие с полукруглой головкой и заостренным концом для металла и пластмассы. Класс точности В. Номинальный диаметр резьбы 4 мм или 5 мм. Длина винта номинальная 14 мм или 16 мм. Шаг резьбы 1,75 мм или 2,0 мм. Диаметр головки 8,5 мм или 7,0 мм. Высота головки 3,5 мм или 2,8 мм. Радиус сферы головки 3,6 мм или 4,4 мм. Недовод резьбы не более 1,0 мм значение не изменяемое или не более 0,8 мм. значение не изменяемое Масса 1000 шт. стальных винтов с крупным шагом резьбы 2,91 кг или 2,67 кг или 1,67 кг или 1,53 кг. ГОСТ 11650-80.
Аналогичные требования установлены в пункте 66 локальной сметы 02-01-01 на корпус 2.
Приложением 1 к ГОСТ 11650-80 утверждена таблица "Теоретическая масса самонарезающих винтов", из которой следует:
Длина винта , мм |
Номинальный диаметр резьбы , мм |
|
|
4 |
5 |
|
Масса 1000 шт. стальных винтов с крупным шагом резьбы, кг |
|
14 |
1,53 |
2,67 |
16 |
1,67 |
2,91 |
По мнению Заявителя, участник не может указать конкретное значение массы стальных винтов, т.к. масса является теоретической, следовательно, требовать от участника указать конкретную массу, является избыточным требованием, что является нарушением положений закона о контрактной системе ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что Заявителем к жалобе не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования являются нарушением Закона о контрактной системе и ГОСТ 11650-80, в том числе не представлено доказательств невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и приходит к выводу о том, что пункты 33, 66 локальной сметы 02-01-01 на корпус 2 не противоречат требованиям действующего законодательства.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
В соответствии с пунктом 21 ГОСТ 18288-87, доской является пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины.
Согласно пункту 33 локальной сметы 02-01-01 на корпус 2 Заказчику требуются доски обрезные хвойных пород длиной: 4-6,5 м, шириной 75-150 мм, толщиной от 44 мм выше 3 сорта
На основании вышеизложенного, учитывая отсутствие обоснования необходимости использования других показателей, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика и Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части указания в техническом задании несоответствующих ГОСТ требований.
6. Согласно пункту 75 локальной сметы 02-01-01 на корпус 2 Заказчику требуется Герметик пенополиуретановый Пена монтажная: противопожарная полиуретановая Теплопроводность не менее 36 мВт/м. Температура использования в диапазоне не менее от +5°С до +35°C Класс выше В3 Время сдерживания огня в монтажном соединении до 4х часов Предел звукоизоляции до 41 Дб Температурное сопротивление в диапазоне не менее (краткосрочное) от -40°С до +130°С Температурное сопротивление в диапазоне не менее (долгосрочное) от -40°С до +90°С.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 75 локальной сметы 02-01-01 на корпус 2 Заказчик требует Герметик пенополиуретановый (пена монтажная) типа Makrofleks, Soudal в баллонах по 750 мл.
В ходе заседания Комиссия Управления установила, что показатели, на которые ссылается Заявитель, в пункте 75 локальной сметы 02-01-01 отсутствуют, а доводы Заявителя не находят своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
7. Пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должен содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
Необходимость указания в аукционной документации аналогичных требований к обеспечению исполнения контракта закреплена пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе, положения Закона о контрактной системе об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае заключения бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями контракта, предметом которого является выдача банковской гарантии.
Пунктом 13.7.2.3 проекта контракта установлено, что положения раздела 13. настоящего Договора об обеспечении исполнения договора не применяются в случае заключения бюджетным учреждением договора, предметом которого является выдача банковской гарантии.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании вышеизложенного, в действиях Уполномоченного органа установлено нарушение части 3 статьи 7, пункта 3 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе, в части размещения неполной информации.
8. Согласно позиции плана-графика (уникальный номер закупки в плане-графике 2017038720001770010002110031) планируемый срок окончания исполнения контракта - октябрь 2018, планируемый срок (сроки отдельных этапов) поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) - 10.2018.
Заявитель указывает, что данный срок не соответствует аукционной документации, кроме того, в соответствии с аукционной документацией и проектом контракта сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: в течение 9 (девяти) календарных месяцев с момента передачи объекта "Заказчиком", что вводит участников закупки в заблуждение, является недостоверной информацией и не позволяет установить срок выполнения работ. Выражение "одним этапом" не содержит указания на срок завершения работы или график оказания услуг.
Из пояснений представителей Заказчика и Уполномоченного органа следует, что указанные в плане-графике сроки являются планируемыми,
Закупка была размещена в ноябре 2017 года, срок выполнения работ 9 месяцев был установлен с учетом временных затрат на проведение торгов, заключение контракта и принятие объекта, что соответствовало окончанию выполнения работ в октябре 2018 года.
В связи с поступлением запросов разъяснений положений документации и последующим внесением изменений в аукционную документацию сроки проведения аукциона неоднократно сдвигались.
На основании вышеизложенного, 05.12.2017 Заказчиком было принято решение об изменении сроков выполнения работ и внесении изменений в проект контракта, согласно которому окончание выполнения работ в течение 4 (четыре) календарных месяцев с момента передачи объекта "Заказчиком" в соответствии с пунктом 2.1.4 Договора.
В соответствии с пунктом 1.3 проекта контракта "Подрядчик" обязуется выполнить работы, оговоренные в п. 1.1. в пределах суммы, указанной в пункте 4.2. Договора собственными силами из своих материалов, собственным оборудованием и своими инструментами, либо с привлечением субподрядных организаций в соответствии с условиями настоящего Договора, технической документацией (сметной документацией), являющейся Приложением N 1 к настоящему Договору, и графиком выполнения работ, являющегося Приложением N 2.
Сам график выполнения работ определяется при подписании контракта и не может превышать сроки, установленные пунктом 3.1 проекта контракта.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Управления отмечает, что Заявителем к жалобе не представлено доказательств того, что установленные документацией и планом-графиком сроки нарушают законодательство Российской Федерации, а также вводят в заблуждение участников закупки, в том числе Заявителем не представлено доказательств невозможности подготовки заявки на участие в аукционе.
На основании вышеизложенного, нарушения законодательства о контрактной системе по доводам Заявителя, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа не установлены.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ТехноСтрой" (ИНН 7743223472, ОГРН 1177746914168) от 07.02.2018 N166-ж на действия Заказчика - БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Педагогический колледж корпус N 2", расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 5А" (извещение N0187200001717001381) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика - БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры нарушение части 3 статьи 7, пункта 3 части 8 статьи 96 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику - БУ "ДЭСЗ", Уполномоченному органу - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.
6. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
7. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел/факс (3467) 38-80-81 e-mail: to86@fas.gov.ru
2018 г. N 03/ПА- . |
Оператор электронной площадки: ОАО "ЕЭТП" 117312, г.Москва, пр-т 60-летия Октября, д. 9 тел.: (495) 5424020, 2761626 e-mail: info@roseltorg.ru Заявитель: ООО "ТехноСтрой" 125412, г.Москва, шоссе Коровинское, д.37А, стр.2, пом. VIII, ком.2-12 e-mail: stroymontaj@protonmail.com Заказчик: БУ "ДЭСЗ" 628000, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Красноармейская, 44 а Тел.: (3467) 330646 e-mail: zakupkidesz@mail.ru, kalinindesz@mail.ru Уполномоченный орган: Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 628006, Ханты - Мансийский автономный округ-Югра, г.Ханты-Мансийск, ул.Мира, д.14А, первый этаж Тел.: (3467) 364909 e-mail: VazheninaIA@admhmao.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 14.02.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 19.02.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
на основании своего решения от 14.02.2018 о рассмотрении жалобы ООО "ТехноСтрой" (ИНН 7743223472, ОГРН 1177746914168) от 07.02.2018 N166-ж на действия Заказчика - БУ "ДЭСЗ", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Педагогический колледж корпус N 2", расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 5А" (извещение N0187200001717001381), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - БУ "ДЭСЗ", Уполномоченному органу - Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, аукционной комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Педагогический колледж корпус N 2", расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 5А" (извещение N0187200001717001381).
2. С учетом принятого решения от 14.02.2018 по рассмотрению жалобы ООО "ТехноСтрой" от 07.02.2018 N166-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по капитальному ремонту объекта: "Педагогический колледж корпус N 2", расположенного по адресу: ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 5А" (извещение N0187200001717001381) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 12.03.2018 исполнить п.1, п.2 данного предписания.
4. В срок до 13.03.2018 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и оператору электронной площадки обеспечить исполнение Заказчиком, Уполномоченным органом, аукционной комиссией пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 14 февраля 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2018