Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области
Членов комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в отсутствии представителей сторон, извещенных надлежащим образом, рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Черняк Георгия Евгеньевича (далее - Заявитель) на положения аукционной документации, утверждённой Департаментом муниципального заказа Администрации Поронайского городского округа (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт сетей теплоснабжения Поронайского городского округа" (извещение N 0161300006018000021) (далее - аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения аукционной документации, по мнению которого при утверждении аукционной документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявитель в своей жалобе приводит следующие доводы.
1. В пункте 17 Приложения N 1 к Техническому заданию заказчиком установлены требования к материалу: "Профилированный лист оцинкованный: НС35-1000-0,6" указано: "Профиль несущий типа НС, размеры профиля 35-1000-0,8 из стали марки Ст3пс с цинковым покрытием поверхности". При этом заказчиком установлено два требования к размеру профилей, противоречащие друг другу. Таким образом, заказчиком допущены нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В пункте 1 Приложения N 1 к Техническому заданию заказчиком установлены требования к материалу: "Песок природный" указано: "Песок природный, класс I-II, группа средний, полный остаток на сите N 063, по массе 10-75%. ГОСТ 8736-2014". При этом показатель полного остатка на сите N 063 заказчиком установлен не в соответствии с ГОСТом.
3. В пункте 31 Приложения N 1 к Техническому заданию заказчиком установлены требования к материалу: "Лакокрасочные материалы" указано: "Эмаль ПФ-115 серая. Массовая доля нелетучих веществ 49-70%. ГОСТ 6465-76". Однако показатель к массовой доле нелетучих веществ не соответствует ГОСТу.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу, провести внеплановую проверку на соответствие действий заказчика, уполномоченного органа положения Закона о контрактной системе, обязать заказчика привести аукционную документацию в соответствие с требованиями текущего законодательства.
Уведомлением-требованием от 13.03.2018 N 05-814 рассмотрение жалобы по существу назначено на 15.03.2018 15 часов 00 минут.
Стороны, будучи извещенные надлежащим образом, на заседание Комиссии не явились, явкой своих представителей не обеспечили. Вместе с тем, от заказчика и уполномоченного органа поступили письменные возражения на жалобу, а также запрашиваемые документы.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
16.02.2018 14:24 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении электронного аукциона по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Капитальный ремонт сетей теплоснабжения Поронайского городского округа" (извещение N 0161300006018000021).
22.02.2018 в 11:31 в аукционную документацию, а также в извещение о проведении электронного аукциона внесены изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта - 28 504 513 руб. 10 коп.
Дата и время окончание срока подачи заявок - 12.03.2018 в 08 часов 00 минут.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.03.2018 N 0161300006018000021-1 по окончанию вышеуказанного срока подано 7 (семь) заявок, которые соответствуют требованиям аукционной документации и Закону о контрактной системе.
1. Рассмотрев первый довод Заявителя, Комиссия установила следующее.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Федеральной антимонопольной службы России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Согласно приложению N 1 к техническому заданию заказчиком установлены требования к товару:
N пп |
Наименование материалов |
Сведения о качестве, технических характеристиках материалов, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме. |
ГОСТ, ТУ |
17 |
Профилированный лист оцинкованный: НС35-1000-0,6 |
Профиль несущий типа НС, размеры профиля 35-1000-0,8 из стали марки Ст3пс с цинковым покрытием поверхностей |
Учитывая вышеизложенное, Комиссия установила, что заказчиком в Приложении N 1 к техническому заданию установлены два требования к размеру профилей, а именно, 0,6 мм и 0,8 мм.
Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки не установил показатели к товарам, позволяющие определить потребность заказчика. Следовательно, первый довод заявителя признается обоснованным, а заказчик нарушившим положения части статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Рассмотрев второй довод заявителя, Комиссия установила, что заказчиком установлены требования:
N пп |
Наименование материалов |
Сведения о качестве, технических характеристиках материалов, представление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме. |
ГОСТ, ТУ |
1 |
Песок природный |
Песок природный, клас I-II, группа средний, полный остаток на сите N 063, по массе 10-75%, содержание пылевидных и глинистых частиц, по массе не более 5%, содержание глины в комках, по массе не более 0,5% |
Согласно пункту 4.2.3 ГОСТ 8736-2014 полный остаток песка на сите N 063 должен соответствовать значениям, указанным в таблице 2.
Согласно таблице 2 вышеуказанного ГОСТа полный остаток группы песка "средний" - свыше 30 до 56 включительно.
Вместе с тем, в пункте 1 Приложения N 1 к техническому заданию заказчиком установлены требования к полному остатку на сите N 063 в диапазонном значении от 10-75 %.
Таким образом, заказчиком установлены показатели не соответствующие требованиям ГОСТ. Следовательно, заказчик признается нарушившим положения пунктом 1, 2 части 1, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, а второй довод Заявителя - обоснованный.
3. Рассмотрев третий довод заявителя, Комиссия пришла к следующим выводам.
В пункте 31 Приложения N 1 к Техническому заданию заказчиком установлены требования к лакокрасочным материалу - "Эмаль ПФ-115 серая. Блеск пленки, %, не менее 50 Массовая доля нелетучих веществ 49-70%. ГОСТ 6465-76".
Согласно пункту 5 таблицы 1 ГОСТ 6465-76 массовая доля нелетучих веществ, %, для эмалей серой составляет 60-66%.
Таким образом, при утверждении аукционной документации, заказчиком допущены нарушения пункта 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившиеся в описании объекта закупки не в соответствии с требованиями действующего ГОСТа.
Учитывая вышеизложенное, довод заявителя признается обоснованным.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.36 Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Несмотря на выявленные нарушения, Комиссия приходит к выводу, что такие нарушение не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), при этом Комиссией учитывается, что до участия в аукционе допущено 7 (семь) участников, что свидетельствует об отсутствии ограничении конкуренции, а также снижение начальной (максимальной) цены контракта на 20,0 %.
Таким образом, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Черняк Георгия Евгеньевича на положения аукционной документации, утверждённой Департаментом муниципального заказа Администрации Поронайского городского округа при проведении электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт сетей теплоснабжения Поронайского городского округа" (извещение N 0161300006018000021) - обоснованной.
2. Признать заказчика - Департамент муниципального заказа Администрации Поронайского городского округа, утвердившего аукционную документацию нарушившим положения пункта 1, 2 части 1 и части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.В. Солонин
Члены комиссии Н.А. Казанов
Е.А. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 15 марта 2018 г. N 43/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2018