Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
Администрации поселения Марушкинское: Я.С. Гулария,
ООО "НОВАТРЕЙД": Р.Р. Незаметдинова,
а также при участии третьих лиц: Р.Г. Шихвелиева,
рассмотрев жалобу ООО "НОВАТРЕЙД" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Марушкинское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному благоустройству территории жилой застройки д. Марушкино, п-т Зорька, д. Постниково, д. Давыдково, д. Шарапово (Закупка N0148300001518000015) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/9309/18 от 27.02.2018.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены требования к показателям товаров "Вода", "Гвозди строительные", "Камни бортовые тип 1", "Кислород технический газообразный", "Гвозди толевые круглые", "Камни бортовые тип 2", "Краски масляные", "Олифа оксоль", "Краска дорожная", "Камни бортовые тип 3", "Песок для строительных работ", Профили стальные электросварные", "Растворы цементные", "Семена газонных трав", "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие тип 1", "Смеси асфальтобетонные дорожные горячие тип 2", "Портландцемент", "Щебень для дорожных работ", "Щебень для строительных работ", "Электроды", "Эмульсия битумная дорожная", "Плиты древесноволокнистые", значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Так например, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам:
-п. 7 "Камни бортовые тип 1": "Водопоглощение мелкозернистого бетона камней: не более 6 % по массе", "Для оптимального состава бетона: должны применяться пески с модулем крупности не менее 2,0", "Трещины на поверхности камней", "Водопоглощение тяжелого бетона камней: до 5 % по массе", "Осадка конуса: от 5 до 20 см", "Наибольший размер зерен крупного заполнителя: должен быть 20 мм";
-п. 15 "Краски масляные": "Степень перетира: не более 90 мкм", "Укрывистость невысушенной пленки краски: 50-210 г/м", "Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20
2)°С: не менее 0,5 ч";
-п. 16 "Олифа оксоль": "Цвет по йодометрической шкале: не темнее 800 мг J2/100см3", "Кислотное число: не более 8 мгКОН/г", "Отстой по объему: не более 1%" и т. д.
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком вышеуказанные требования могут препятствовать заполнению заявки на участие в электронном аукционе, поскольку, по мнению Заявителя, значения данных характеристик не предоставляются производителями данных товаров и могут стать известны потребителю только после проведения испытаний определенной партии товара.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований к товарам, используемым при выполнении работ, вышеуказанным образом, а также не представил доказательств, подтверждающих возможность указания конкретных значений указанных характеристик на этапе подачи заявки на участие в электронном аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
Вместе с тем, например, согласно разделу 3 "Методы контроля" ГОСТ 6665-91 "Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия" водопоглощение бетона камней определяют по ГОСТ 12730.3, удобоукладываемость бетонной смеси определяют по ГОСТ 10181 и т.д.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель в жалобе также указывает на то, что Заказчиком не дан по существу ответ на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.
В силу ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что участником закупки направлен запрос о даче разъяснений положений аукционной документации: "Уважаемый Заказчик. Просим уточнить, на каком Законном основании Вами установлены требования к показателям, значения которых могут быть известны только после проведения испытаний? Напоминаем, что согласно Письму ФАС N ИА/44536/16 от 1 июля 2016 года при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Недопустимость установления данных характеристик подтверждается правоприменительной практикой УФАС г. Москвы, в том числе Решением по делу N 2-57-5740/77-17 от 30.05.2017. Например, Вами установлены требования к п. 7 Приложения к Техническому Заданию требования к: Водопоглощение мелкозернистого бетона камней Трещины на поверхности камней Водопоглощение тяжелого бетона камней Марка по морозостойкости Марка по удобоукладываемости Осадка конуса Наибольший размер зерен крупного заполнителя При этом Вами установлено требование и соответствии товара ГОСТ 6665-91 и ГОСТ 7473-2010. Все вышеназванные показатели определяются согласно разделу 3 ГОСТ 6665-91. Более того, согласно п. 1.2.6. ГОСТ 6665-91 Камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009. Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных дефисами. Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая - класс напрягаемой арматуры. Пример условного обозначения камня типа БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм: БР100.30.18 То же, типа БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м: БК100.30.18.8 То же, типа БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса А-IV: БР600.30.18-А-IV Следовательно, для заполнения Предложения участника, нам необходимо приобрести весь объем бортовых камней и морозить их (для определения марки по морозостойкости), размельчать на частицы (для определения наибольшего размера зерен заполнителя), водой их поливать (чтобы оценить водопоглощение) и тд_.??? Просим также обратить внимание на требования к товару N 3 (ВОДА!!!!!!!) Особенно хотелось бы, чтобы составители Формы 2 обратили внимание на разделы 5, 6 "Отбор проб для испытаний" и "Методы испытаний" ГОСТа 23832-2011 соответствие к которому Вы установили!! Дополнительно сообщаем, что отсылка в Ответе на запрос к положениям инструкции, а именно, цитируем: В случае отсутствия данных у производителя и нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует" - не является ответом по существу (см. правоприменительную практику УФАС г. Москвы) Таким образом, во избежание нарушения ст. 33 Закона о контрактной системе просим внести изменения в документацию. В ином случае, мы будем вынуждены обратиться в УФАС по г. Москве Аналогичные нарушения встречаются по всей Форме 2, в том числе: п. 1, 4, 9, 12, 13, 16 и тд!".
При этом Заказчиком в единой информационной системе опубликовано Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 21.02.2018 NРД1, согласно которому Заказчик дает ответ: "Вам не нужно поливать, морозить и т.д., в случае корректного оформления заявки на участие в аукционе вам необходимо поставить материалы согласно требованиям формы 2. Не устанавливая требования в характеристики морозостойкости, отсутствию трещин и т.д., заказчик подвергает себя риску получить некачественный товар. По поводу вашего вопроса касаемо воды - нами установлены требования согласно ГОСТ 23732, а не ГОСТ 23832-2011. Характеристики - Водопоглощение мелкозернистого бетона камней, Водопоглощение тяжелого бетона камней, Марка по морозостойкости, Марка по удобоукладываемости, Осадка конуса, Наибольший размер зерен крупного заполнителя в материале камни бортовые не будут учитываться при рассмотрении. Также обращаем внимание участников на инструкцию, а именно "В случае отсутствия данных у производителя и нормативной документации значений по требуемым параметрам каких-либо из закупаемых товаров или применяемых при производстве работ, оказании услуг, поставки товаров, то по данным параметрам в графе "Значение, предлагаемое участником" допускается предоставлять конкретные значения, либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует"", что в нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе не является ответом по существу поставленных в запросе о даче разъяснений положений аукционной документации вопросов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком не дан ответ на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "НОВАТРЕЙД" на действия Администрации поселения Марушкинское обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33, ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии С.И. Казарин
Д.А. Сологов
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
|
|
1. Администрация поселения Марушкинское
Липовая аллея ул., д. 5, д. Марушкино, г. Москва, 143350
2. ООО "НОВАТРЕЙД"
Крупской ул., д. 25, пом. 6, г. Мурманск, 183053
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9, Москва, 119435 |
|
|
|
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-2561/77-18 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
05.03.2018 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
на основании решения Комиссии от 05.03.2018 по делу N2-57-2561/77-18, по итогам рассмотрения жалобы ООО "НОВАТРЕЙД" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Марушкинское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному благоустройству территории жилой застройки д. Марушкино, п-т Зорька, д. Постниково, д. Давыдково, д. Шарапово (Закупка N0148300001518000015) (далее - Аукцион), в соответствии с Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать неправомерные требования к товарам, а также положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России от 05.03.2018 по делу N2-57-2561/77-18 о нарушении законодательства об осуществлении закупок.
2. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 05.03.2018 по делу N2-57-2561/77-18 о нарушении законодательства об осуществлении закупок.
3. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика в срок до 30.04.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч.7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.А. Дейнега
Члены Комиссии: С.И. Казарин
Д.А. Сологов
Исп. Казарин С.И. 8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 5 марта 2018 г. N 2-57-2561/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2018