Резолютивная часть решения объявлена 23 марта 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 28 марта 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике (далее - Чеченское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
<____..>;
Члены Комиссии:
<____..>;
<____..>
В присутствии представителя Уполномоченного органа Чеченской Республики - Комитета Правительства Чеченской Республики по государственному заказу (364024, Чеченская Республика, г. Грозный, ул. Грибоедова, 129, далее - Уполномоченный орган Чеченской Республики) <____..> (Доверенность N17 от 21.12.2017 г),
в присутствии представителя Заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики" (364020, Чеченская Республика, г. Грозный, Старопромысловское шоссе, 9 А, далее - ГКУ "Управление по обеспечению деятельности МИЗО Чеченской Республики"), <____..> (Доверенность N03 от 22.03.2018 г.)
в присутствии представителя Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Эксперт Консалт" (364020, Чеченская Республика, г. Грозный, Старопромысловское шоссе, 9 А, далее - ООО "Эксперт Консалт"), <____..> (Генеральный директор) и <____..> (Доверенность Nб/н от 23.03.2018 г.),
рассмотрев Жалобу ООО "Эксперт Консалт", на действия Заказчика - ГКУ "Управление по обеспечению деятельности МИЗО Чеченской Республики" при проведении процедуры закупки в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на Оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимости Чеченской Республики, и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О контрактной системе _"), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14,
УСТАНОВИЛА:
Уполномоченный орган Чеченской Республики в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru. (далее - Единая информационная система) было размещено извещение о проведении на электронной торговой площадке Акционерного общества "Электронные торговые системы" на сайте www.etp-ets.ru (далее - Национальная электронная площадка) процедуры закупки в форме аукциона в электронной форме на право заключения контракта на Оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимости Чеченской Республики, на начальную (максимальную) цену контракта 4 140 000, 00 рублей (Реестровый номер 0194200000518000327) (далее - Электронный аукцион).
По мнению ООО "Эксперт Консалт" его права нарушены следующими действиями Заказчика - ГКУ "Управление по обеспечению деятельности МИЗО Чеченской Республики":
1. Нарушение требований части 3 статьи 33, части 1 статьи 8, части 1 статьи 27 и статьи 10 Федерального закона "О контрактной системе _", в части нарушения правил описания объекта закупки и установления требования которые ограничивают количество участников закупки (в частности, установление требований о представлении заключения юриста о соответствии законодательству варианта наиболее эффективного использования, а также о наличии в составе выполненных работ схем которые при отсутствии кадастрового плана оценщик должен подготовить самостоятельно, установление требований об оплате подрядчиком (исполнителем) расходов связанных с проведением экспертизы выполненных работ, оказанных услуг, установление требований об оформлении отчета об оценке в соответствии с Приказом от 20.07.2007 г., N256 который утратил силу в связи с изданием Приказа N467 от 10.07.2015 г., что может привести к выполнению работ (оказанию услуг) не соответствующих требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере осуществления деятельности по оценке).
ООО "Эксперт Консалт", не предоставил документы, подтверждающие обоснованность доводов, изложенных в жалобе.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 3 и частью 15 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" внеплановой проверки Комиссия установила:
1. Согласно пояснениям, представленным представителем Уполномоченного органа Чеченской Республики на рассмотрение настоящей жалобы, процедура, Уполномоченным органом Чеченской Республики в рамках своих полномочий была проведена процедура закупки, при этом требования к участникам закупки и требования к объекту закупки были установлены Заказчиком при разработке и утверждении документации об Электронном аукционе.
При этом, согласно пояснений Заказчика - МИЗО Чеченской Республики, для выполнения работ по предмету контракта необходим специалист в области оценочной деятельности с юридической правомочностью использования наиболее эффективного варианта, т.е., оценщик проводит анализ на соответствие вида наиболее эффективного использования объекта юридическим обоснованием. Что установлено требованием пункта 13 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.09.2014 г. N611 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости" (ФСО N7).
Требование о наличии в составе выполненных работ схем, которые при отсутствии кадастрового плана оценщик должен подготовить самостоятельно установлено необходимостью идентификации Оценщиком количественных характеристик объектов при отсутствии плана кадастровой схемы.
Кроме того, требования об оплате подрядчиком (исполнителем) расходов, связанных с проведением экспертизы выполненных работ, не касается экспертизы предусмотренной Федеральным законом "О контрактной системе _", а связан с проверкой соответствия выполненной оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, и направлена на проверку стоимости, определенной в отчете об оценке, в рамках проверки соблюдения оценщиком требований законодательства. Таким образом, указанная экспертиза не обязательна.
На вопрос об установлении требований об оформлении отчета об оценке в соответствии с Приказом от 20.07.2007 г., N256 который утратил силу в связи с изданием Приказа N467 от 10.07.2015 г., Заказчик предоставил разъяснения по факту поступления запроса от участников закупки о предоставлении разъяснений положений документации об Электроном аукционе, согласно которым заказчик сообщил, что "действительно в Техническом задании присутствует утратившее силу наименование нормативно-правового акта (Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. N 256), однако в тексте также указано, цитата: "(ФСО N1)". Термин ФСО N1 - расшифровывается как Федеральный стандарт оценки, номер 1, и не изменяется в названии.
Федеральный стандарт оценки N1 (ФСО N1) утвержден приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 N 297, следовательно, оснований для внесения изменений и в итоге оттягивания сроков определения исполнителя услуг нет крайней необходимости, а указание на нормативно-правовой акт утративший силу просим считать погрешностью ранее составленных документов заказчиком.
Также Заказчик просит, учесть тот факт, что буквально после первого абзаца п.7.1.5. сказано, цитата: "Кроме того, согласно ст.12 Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" Отчет об оценке является документом, содержащим сведения доказательственного значения".
Другими словами, все нормативно-правовые акты должны соответствовать действующему законодательству об оценочной деятельности".
При этом, согласно пояснений представителя Заказчика - МИЗО Чеченской Республики, перечисленные выше нарушения не привели к отклонению заявок участников закупки.
На основании вышеизложенного, представитель Заказчика - МИЗО Чеченской Республики просил признать жалобу ООО "Эксперт Консалт" не обоснованной.
Представить Заявители - ООО "Эксперт Консалт" поддержали доводы указанные в жалобе и просили признать жалобу обоснованной и обязать заказчика устранить нарушения требований Федерального закона "О контрактной системе _" и законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
2. Выслушав представителей сторон, исследовав полученные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам:
а) Согласно части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе _" извещение о проведении Электронного аукциона, в том числе, должно содержать, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Кроме того, согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" документация об Электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Статьей 33 Федерального закона "О контрактной системе _" установлены требования к описанию объекта закупки.
При этом, согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупкию
Кроме того, согласно части 3 статьи 33 Федерального закона "О контрактной системе _" не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом
Также, статьей 31 Федерального закона "О контрактной системе _" установлены требования предъявляемые к участникам закупки.
При этом, согласно части 6 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе _" заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Предметом Электронного аукциона является Оказание услуг по определению рыночной стоимости объектов недвижимости Чеченской Республики.
Разделом II. "Технического задания" документации об Электронном аукционе установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки по мере необходимости для заказчика, при этом, пунктом 7.1.6 Технического задания установлено, что В Приложении к отчетам, в том числе, должны быть представлены "заключение юриста о соответствии законодательству варианта наиболее эффективного использования", а также "схему, которую при отсутствии кадастрового плана Оценщик должен подготовить самостоятельно".
При этом, деятельность в сфере оценки регламентирована Федеральным законом от 29.07.1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности").
Статья 15 Федерального закона "Об оценочной деятельности" не возлагает на Оценщика обязанности на оказание юридических услуг, а также услуги в сфере кадастровой деятельности, в том числе представление анализа на соответствие вида наиболее эффективного использования объекта юридическим обоснованием, а также составление кадастровой схемы объекта оценки.
При этом, членство Оценщика в одной из саморегулируемых организаций оценщиков подтверждает его квалификацию в указанной сфере.
Кроме того, согласно пункта 12 Раздела VI. "Анализ наиболее эффективного использования" Приказа Минэкономразвития России от 25.09.2014 N611 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N7)" (далее - ФСО N7) установлено, что Анализ наиболее эффективного использования лежит в основе оценок рыночной стоимости недвижимости.
Таким образом, установление требований о представлении в составе Отчета об Оценке заключения юриста о соответствии законодательству варианта наиболее эффективного использования", а также "схемы, которую при отсутствии кадастрового плана Оценщик должен подготовить самостоятельно" не правомерно и противоречит требованиям установленным пунктом 1 части 1 и частью 3 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _".
б) В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _" к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В составе документации об Электронном аукционе также представлен проект контракта, который является неотъемлемой частью документации об Электронном аукционе.
Пунктом 4.1. Проекта контракта в составе документации об Электронном аукционе установлены права и обязанности заказчика, при этом, подпунктом 4.1.6. установлено что Заказчик, в том числе, имеет право "Направлять отчеты об оценке на экспертизу в Саморегулируемую организацию оценщиков либо в иную уполномоченную организацию в установленном действующим законодательством порядке на предмет соблюдения Исполнителем требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных Исполнителем допущений, использования или отказа от использования подходов к оценке. В случаях обнаружения в направленных на экспертизу отчетах недостатков, Заказчик вправе потребовать от Исполнителя исправления отчетов".
Однако, пунктом 4.1.7. Проекта контракта установлено, что "при выявлении экспертом факта несоответствия результатов оказанных услуг условиям настоящего контракта, расходы по оплате проведенной экспертизы несет Исполнитель".
Частью 4 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 6 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" установлено, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
При этом, согласно части 8 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _" Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Федеральным законом "О контрактной системе _" установлен порядок установления ответственности в отношение поставщика (исполнителя, подрядчика) за не исполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, и соответственно установление требований о возложении расходов по оплате проведенной экспертизы на Исполнителя, в случае если экспертом выявлены факты несоответствия результатов оказанных услуг условиям контракта, не правомерно и противоречит требованиям установленным частью 4, частью 6 и частью 8 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе _".
Кроме того, согласно части 3 статьи 94 Федерального закона "О контрактной системе _" для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
При этом установлено, что Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, исходя из требований статьи 94 Федерального закона "О контрактной системе _" полномочия на организацию и проведение экспертизы предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта возложены на заказчика, передача которых приведет к нарушению требований части 1 и части 3 статьи 94 Федерального закона "О контрактной системе _".
в) В соответствии с пунктом 7.1.5. Технического задания документации об Электроном аукционе, установлено, что "В соответствии с п.18 Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. N256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)" - "Оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки, в том числе: информацию об объекте оценки, включая правоустанавливающие документы, сведения об обременениях, связанных с объектом оценки, информацию о физических свойствах объекта оценки, его технических и эксплуатационных характеристиках, износе и устареваниях, прошлых и ожидаемых доходах и затратах, данные бухгалтерского учета и отчетности, относящиеся к объекту оценки, а также иную информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки".
Однако, пунктом 1 Приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 10.07.2015 N467 "О признании утратившими силу некоторых актов Министерства экономического развития Российской Федерации" (далее - Приказ N467), Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. N256 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N1)" (далее - Приказ N256) признан утративши силу.
Кроме того, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.05.2015 N297 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N1)" (далее - Приказ N297) принят новый Федеральный стандарт оценки.
При этом, согласно статье 10 Федерального закона "О контрактной системе _", Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Таким образом, установление Заказчиком - МИЗО Чеченской Республики требований об оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с Федеральными стандартами оценки которые утратили силу и не действуют на территории Российской Федерации, может привести к выполнению работ (оказанию услуг), не отвечающих современным требованиям к качеству, к безопасности и основным потребительским и функциональным характеристикам, что противоречит требованиям пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 и статьи 10 Федерального закона "О контрактной системе _", и соответственно может привести к необоснованному ограничению участников закупки предлагающих выполнить работы (оказать услуги) соответствующих требованиям действующего Федерального стандарта оценки, что противоречит требованиям установленным частью 2 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _".
Согласно пункта 2 статьи 8 Федерального закона "О контрактной системе _" запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _" участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Документация об Электронном аукционе разработана и утверждена Заказчиком - ГКУ "Управление по обеспечению деятельности МИЗО Чеченской Республики".
Таким образом, установление Заказчиком - ГКУ "Управление по обеспечению деятельности МИЗО Чеченской Республики" требований о представлении в составе Отчета об Оценке заключения юриста о соответствии законодательству варианта наиболее эффективного использования", и схемы, которую при отсутствии кадастрового плана Оценщик должен подготовить самостоятельно" не правомерно и противоречит требованиям установленным пунктом 1 части 1 и частью 3 статьи 33, пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона "О контрактной системе _"
Кроме того, установление Заказчиком - МИЗО Чеченской Республики требований о возложении расходов по оплате проведенной экспертизы на Исполнителя, в случае если экспертом выявлены факты несоответствия результатов оказанных услуг условиям контракта, а также требований об оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с Федеральными стандартами оценки которые утратили силу и не действуют на территории Российской Федерации противоречит требованиям части 4, части 6 и части 8 статьи 34, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 и статьи 10 Федерального закона "О контрактной системе _", и соответственно может привести к необоснованному ограничению участников закупки, что противоречит требованиям установленным частью 2 статьи 8 и частью 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _".
Нарушение требований пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4, части 6 и части 8 статьи 34, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, статьи 10, части 2 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _" содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе _" при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании выше изложенного и руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 105, на основании части 3, части 15 и части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона "О контрактной системе _", Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Эксперт Консалт" обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики" нарушения требований пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4, части 6 и части 8 статьи 34, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, статьи 10, части 2 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _";
3. Выдать Заказчику - Государственному казенному учреждению "Управление по обеспечению деятельности Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики" Предписание об устранении нарушения пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 4, части 6 и части 8 статьи 34, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, статьи 10, части 2 статьи 8 и части 1 статьи 27 Федерального закона "О контрактной системе _";
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Чеченского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения в отношение должностного лица Заказчика - Государственного казенного учреждения "Управление по обеспечению деятельности Министерства имущественных и земельных отношений Чеченской Республики";
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <____..>
Члены Комиссии: <____..>
<____..>
<____..> (871-2) 22-22-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике от 23 марта 2018 г. N 38-44/02-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2018