Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителя ГБОУ детский сад N 6 Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "НОРД-групп" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 6961-ЭП/18 от 20.03.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по устройству ограждений ГБДОУ детский сад N 6 компенсирующего вида Московского района Санкт-Петербурга в 2018 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 13.03.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200274818000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 275 162,45 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Заявитель в жалобе указал на неустановление в документации о закупке единого требования к участникам закупки в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Предметом закупки является выполнение работ по ремонту, которое не связано с возникновением исключительных прав на результаты интеллектуально деятельности.
Согласно Части II документации о закупке Заказчиком не установлено требование к участникам закупки в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что отсутствие требования о соответствии участников закупки п. 8 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе обусловлено несоответствием предмета закупки данным требованиям.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление порядка возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно п. 11.4 проекта контракта Заказчиком установлено: " Заказчик осуществляет возврат Подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, если такая форма обеспечения контракта применяется Подрядчиком после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ, в течение 45 календарных дней с даты получения Заказчиком письменного требования Подрядчика.".
Согласно доводам Заявителя Заказчиком неправомерно установлен порядок возврата денежных средств только после получения письменного требования подрядчика.
В соответствии с п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 2 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают, в том числе, из договора.
В соответствии с п. 1 ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установление порядка возврата денежных средств, согласно которому достаточным основанием для возврата является письменное требование подрядчика, не противоречит законодательству о контрактной системе.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление требований к конкретным показателям товаров, которые ограничивают возможность ознакомления с данными требованиями.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в единой информационной системе в сфере закупок без взимания платы.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пп. в) п. 1 требований к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16 ноября 2009 г. N 470 (далее - требования), информация, размещаемая на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, официальном сайте территориального органа федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, не должна быть зашифрована или защищена от доступа иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление пользователя информацией с ее содержанием без использования иного программного обеспечения или технических средств, чем веб-обозреватель.
Кроме того, согласно п. 3 требований информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Также согласно пп. л) и м) п. 14 правил функционирования единой информационной системы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414, технологические (технические и программные) средства официального сайта единой информационной системы должны обеспечивать:
возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов;
возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети Интернет, в том числе поисковыми системами.
На основании изложенного, если документация о закупке, размещенная заказчиком в единой информационной системы, содержит ограничения для ознакомления (текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования и поиска фрагментов), данное действие нарушает положения Закона о контрактной системе.
Анализ Приложения N 2 к Техническому заданию показал, что формат текста позволяет осуществить поиск и копирование произвольных фрагментов текста.
Таким образом, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к конкретным показателям товаров не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3-6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также учитывать необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
Установление заказчиком ненадлежащей инструкции по заполнению заявок может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь приведет к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в разделе 4 Части III документации о закупке.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию.
Согласно Приложению N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлена таблица с указанием перечня товаров, например:
Также Заказчиком установлена таблица с указанием номера товара и номера показателя, например:
При этом помимо таблицы с указанием номера показателя Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию установлен перечень для соотнесения товара с номером показателя и требованием к показателю, например: "Номер таблицы Номер товара значение показателя: ; Номер таблицы 1 Номер товара 1 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть крепление конструкций; Номер таблицы 1 Номер товара 2 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть наружные и внутренние отделочные работы, и окраска металлических и деревянных изделий; Номер таблицы 1 Номер товара 3 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть изготовление гвоздей, увязки, ограждений и других целей; Номер таблицы 1 Номер товара 4 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть ручная дуговая сварка углеродистых и низколегированных конструкционных сталей; Номер таблицы 1 Номер товара 5 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть ручной дуговой сварки углеродистых и низколегированных конструкционных сталей. ; Номер таблицы 1 Номер товара 6 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть ремонт электрических машин низкого напряжения; Номер таблицы 1 Номер товара 7 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть детали соединения деревянных и стальных конструкций при производстве строительных и ремонтных работ; Номер таблицы 1 Номер товара 8 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть изготовление различных конструкций при выполнении строительных работ; Номер таблицы 1 Номер товара 9 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть крепление различных конструкций; Номер таблицы 1 Номер товара 10 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть ручная дуговая сварка углеродистых и низколегированных конструкционных сталей, с повышенными требованиями к металлу сварных швов по пластичности и ударной вязкости; Номер таблицы 1 Номер товара 11 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть детали соединения деревянных и стальных конструкций при производстве строительных и ремонтных работ; Номер таблицы 1 Номер товара 12 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть легкие крепления в полнотелые и пустотелые материалы; Номер таблицы 1 Номер товара 13 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть изоляционные работы различного характера; Номер таблицы 1 Номер товара 14 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть широкое потребление при выполнении работ по электроизоляции; Номер таблицы 1 Номер товара 15 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть сквозной монтаж в полнотелые материалы; Номер таблицы 1 Номер товара 16 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть защита от механических повреждений электротехнических кабелей, линий связи; Номер таблицы 1 Номер товара 17 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть крепления различных конструкций в полнотелые и пустотелые материалы; Номер таблицы 1 Номер товара 18 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть плавное закрывание левых и правых дверей всех типов; Номер таблицы 1 Номер товара 19 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть наружное и/или внутреннее использование; Номер таблицы 1 Номер товара 20 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть прокладка в них электрических, телефонных, компьютерных, телевизионных сетей, работающих при электрическом напряжении постоянного и переменного тока; Номер таблицы 1 Номер товара 21 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть крепление гофрированных и гладких труб к стенам, потолкам; Номер таблицы 1 Номер товара 22 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть создание металлоконструкций ; Номер таблицы 1 Номер товара 23 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть маркировка проводов и кабелей максимальным напряжением не меньше 1 кВ; Номер таблицы 1 Номер товара 24 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть защита деревянных, металлических и других поверхностей; Номер таблицы 1 Номер товара 25 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть окраска металлических, деревянных и других поверхностей, подвергающихся атмосферным воздействиям и для окраски внутри помещений; Номер таблицы 1 Номер товара 26 Номер показателя 1 значение показателя: должно быть использование при выполнении строительных работ;".
Общий объем вышеуказанного перечня для соотнесения номера товара, номера показателя, наименования показателя и значения показателя составляет 21 страницу.
При этом, например, требования к товару 5 установлены Заказчиком на страницах 44, 46, 48, 52 и т.д. Приложения N 2 к Техническому заданию.
В соответствии с 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Документация об аукционе сформирована Заказчиком, таким образом, который ограничивает доступ к участию в аукционе участников закупки в связи с тем, что для подачи заявки участнику закупки необходимо соотнести все требования к значениям показателей с наименованиями показателей, с наименованиями товаров, с требованиями инструкции по заполнению первой части заявки, для чего участнику необходимо структурировать по порядку соотношение "показатель товара-значение показателя-позиция товара", также участнику закупки необходимо представить показатели товара соответствующие требованиям государственных стандартов, указание на которые содержится в аукционной документации.
Таким образом, в первой части заявки на участие в аукционе помимо сведений, необходимых для указания в соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе (например, страна происхождения товара, товарные знаки и т.д.), при этом участник должен подобрать товар и предоставить достоверные сведения о таком товаре в соответствии с требованиями технического задания, участнику закупки для заполнения первой части заявки в соответствии с установленной Заказчиком инструкцией порядка определения показателей в Приложении N 2 к Техническому заданию необходимо сопоставить (найти) требования к одному товару, сопоставить (найти) в инструкции к какому из показателей относится данный показатель, чтобы определить порядок его заполнения, подобрать существующий на рынке товар.
Таким образом, Заказчиком установлены положения документации о закупке (инструкция и техническое задание) способом, который создает дополнительные барьеры для участия в закупке, что нарушает принцип обеспечения конкуренции.
Помимо изложенного, согласно инструкции Заказчиком установлено: "Требования к показателям товара устанавливаются исключительно в "требованиях к значению параметров", во всех иных графах показатели товара представлены в неизменном виде. В случаях, прямо не описанных настоящей инструкции считать, что показатели и их значения являются неизменными и в таком же виде должны быть указаны в заявке".
Согласно Приложению N 2 к Техническому заданию Заказчиком установлены, например, следующие требования: "Номер таблицы 12 Номер товара 25 Номер показателя 1 значение показателя: ГОСТ 6465-76; Номер таблицы 12 Номер товара 26 Номер показателя 1 значение показателя: ГОСТ 26633-2015; Номер таблицы 12 Номер товара 26 Номер показателя 2 значение показателя: ГОСТ 25820-2014; Номер таблицы 12 Номер товара 26 Номер показателя 3 значение показателя: ГОСТ 25192-2012; Номер таблицы 12 Номер товара 27 Номер показателя 1 значение показателя: ГОСТ 28013-98; Номер таблицы 12 Номер товара 28 Номер показателя 1 значение показателя: ГОСТ 28013-98; Номер таблицы 12 Номер товара 29 Номер показателя 1 значение показателя: ГОСТ 530-2012; Номер таблицы 12 Номер товара 30 Номер показателя 1 значение показателя: ГОСТ 22483-2012; Номер таблицы 12 Номер товара 30 Номер показателя 2 значение показателя: ГОСТ 23286-78; Номер таблицы 12 Номер товара 30 Номер показателя 3 значение показателя: ГОСТ 16442-80; Номер таблицы 12 Номер товара 31 Требования к показателям товара не установлены; Номер таблицы 12 Номер товара 32 Требования к показателям товара не установлены; Номер таблицы 12 Номер товара 33 Требования к показателям товара не установлены; Номер таблицы 12 Номер товара 34 Требования к показателям товара не установлены; Номер таблицы 12 Номер товара 35 Номер показателя 1 значение показателя: ГОСТ 7386-80; Номер таблицы 12 Номер товара 36 Требования к показателям товара не установлены; Номер таблицы 12 Номер товара 37 Требования к показателям товара не установлены; Номер таблицы 12 Номер товара 38 Требования к показателям товара не установлены; Номер таблицы 12 Номер товара 39 Требования к показателям товара не установлены; Номер таблицы 12 Номер товара 40 Номер показателя 1 значение показателя: ГОСТ 23469.3-79; Номер таблицы 12 Номер товара 40 Номер показателя 2 значение показателя: ГОСТ 23469.0-81; Номер таблицы 12 Номер товара 41 Требования к показателям товара не установлены; Номер таблицы 12 Номер товара 42 Требования к показателям товара не установлены; Номер таблицы 12 Номер товара 43 Требования к показателям товара не установлены; Номер таблицы 12 Номер товара 44 Требования к показателям товара не установлены; Номер таблицы 12 Номер товара 45 Требования к показателям товара не установлены; Номер таблицы 12 Номер товара 46 Требования к показателям товара не установлены; Номер таблицы 12 Номер товара 47 Требования к показателям товара не установлены".
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать, в том числе конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Вместе с тем, согласно требованиям инструкции участник закупки в первой части заявки должен указать не конкретные показатели товара, а отсутствие установленного требования к конкретному показателю товара, что противоречит пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и влечет в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в формировании документации об аукционе, ее отдельных разделов, таким образом, который направлен на необоснованное ограничение числа участников закупок.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке избыточных требований к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний товара, что не позволяет надлежащим образом заполнить первую часть заявки.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком в документации о закупке, например, по товарам 5, 6, 10 Приложения N 2 к Техническому заданию документации установлены требования к конкретным показателям товаров, которые определяются по результатам проведения испытаний и не могут быть представлены в первой части заявки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии УФАС Заявителем в соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено документальных доказательств, подтверждающих довод Заявителя об установлении в документации о закупке показателей, которые не могут быть представлены в первой части заявки на участие в аукционе. Явку своих представителей на заседание Комиссии УФАС Заявитель не обеспечил. Скопированные в жалобу положения технического задания документации о закупке (наименования показателей) не являются подтверждением доводов Заявителя о невозможности заполнения первой части заявки на участие в аукционе в соответствии с требованиями Приложения N 2 к Техническому заданию документации о закупке и инструкции по заполнению первой части заявки. Заявителем также не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о том, что показатели, требования к которым установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию документации о закупке не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц или требуют проведения непосредственно участником закупки испытаний товара на дату подачи заявки на участие в аукционе.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление способа обеспечения исполнения контракта не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Положения об обеспечении исполнения контракта содержатся в Части II документации о закупке, согласно которой Заказчиком установлено следующее: "В случае если обеспечение исполнения контракта предоставляется в виде передачи заказчику в залог денежных средств, участник электронного аукциона, с которым заключается контракт, перечисляет сумму залога денежных средств указанную в пункте 1 настоящего раздела на счет".
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не установлена форма обеспечения исполнения контракта в виде залога денежных средств. Более того, согласно положениям главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации денежные средства не могут быть предметом залога, в частности согласно ст. 336 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения которой указывают, что предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания.
Данная позиция подтверждается, в том числе, практикой и обзорами Высшего Арбитражного суда, согласно которой одним из существенных признаков договора о залоге имущества является возможность реализации предмета залога, исходя из природы "безналичных денег" они не могут быть переданы в залог по правилам, регулирующим залог вещей, а предмет залога не может быть определен как "денежные средства, находящиеся на банковском счете".
Таким образом, установленное Заказчиком требование к форме обеспечения исполнения контракта в виде залога денежных средств противоречит положениям главы 23 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, в действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, выраженное в установлении требования к форме обеспечения исполнения контракта не в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление в документации о закупке требования о соответствии товаров техническим условиям производителей.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ГОСТ 2.114-95 технические условия (ТУ) являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции, то есть определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя.
Кроме того, технические условия позволяют устанавливать разработчику (изготовителю) или заказчику (потребителю) показатели товара, несоответствующие ГОСТ.
Таким образом, установление в документации о закупке указания на номер технических условий конкретного производителя не позволяет участнику закупки предложить в первой части заявки на участие в аукционе товар иного производителя.
Следовательно, установление в документации о закупке требования о соответствии товара техническим условиям производителя товара с указанием номера технических условий, указывающего на единственного производителя, противоречит законодательству о контрактной системе и ограничивает количество участников закупки.
Согласно Части III документации о закупке Заказчиком установлено: "Выполнение работ должно осуществляться в соответствии с требованиями нормативных актов в отношении работ и материалов, изделий и оборудования (СНиП, ГОСТ, ТУ и т.д.), указанных в документации об аукционе".
Вместе с тем, анализ документации о закупке показал, что документация не содержит требование о соответствии товаров техническим условиям с указанием номера технических условий.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на неправомерное установление положения проекта контракта о внесении изменений и дополнений в проект контракта в письменной форме.
В соответствии с ч.ч. 6-8 ст. 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных ч. 5 ст. 70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный ч. 4 ст. 70 Закона о контрактной системе протокол разногласий. В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного ч. 7 ст. 70 Закона о контрактной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно п. 8.5 проекта контракта Заказчиком установлено: "Все изменения и дополнения к контракту действительны лишь в том случае, если они совершены в письменной форме.".
Согласно законодательству о контрактной системе государственный контракт заключается в форме электронного документа, подписанного сторонами посредством электронной цифровой подписи.
Таким образом, установление положения, указанного в п. 8.5 проекта контракта противоречит нормам ст. 70 Закона о контрактной системе.
Установление положений проекта контракта, которые противоречат законодательству о контрактной системе, влечет заключение контракта на таких условиях, что влечет в действиях Заказчика нарушение ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке противоречивых сведений о дате окончания срока действия контракта.
Согласно п. 8.1 проекта контракта Заказчиком установлено: "Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств, не позднее 31.12.2018 г.".
Согласно п. 11.9 проекта контракта Заказчиком установлено: "Начиная с 2018 года исполнитель исполняет свои обязательства, оплата которых будет производиться в 2018 году и последующие годы, только после получения от заказчика уведомления о доведении (утверждении) заказчику объема прав на принятие и (или) исполнение обязательств, позволяющего в соответствующем году оплатить контракт без изменения его условий.".
Согласно положениям проекта контракта окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств.
В соответствии с п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору, а договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Таким образом, понятие "срок действия договора" не является идентичным понятию "срок исполнения обязательств". Наступление даты окончания срока действия договора (контракта) может повлечь прекращение обязательств в случае наличия такого условия в договоре (контракте), если такое условие установлено в контракте.
Согласно положениям проекта контракта окончание срока действия контракта не влечет прекращение обязательств, что не противоречит п. 3 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на формирование извещения о проведении закупки не в соответствии с планом-графиком.
В связи с тем, что контроль в отношении соответствия документации о закупке информации, содержащейся в документации на основании плана-графика, осуществляется органами, осуществляющими правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов в соответствии с ч. 5 ст. 99 Закона о контрактной системе, довод Заявителя о формировании аукционной документации не в соответствии с планом-графиком Комиссией УФАС не рассматривается.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НОРД-групп" частично обоснованной в части доводов:
- об установлении инструкции и порядка заполнения первой части заявки не в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- об установлении способа обеспечения исполнения контракта не в соответствии с законодательством о контрактной системе;
- об установлении положений проекта контракта не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 34, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66, ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 марта 2018 г. N 44-1438/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2018