Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей:
ГБУ г. Москвы "Жилищник района Филевский парк": Ушакова С.А., Никитиной-Демидовой Н.А., Закурдаева С.П.,
ООО "АРС": Селяметова Д.О.,
рассмотрев жалобу ООО "АРС" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Филевский парк" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку МАФ и сопутствующих товаров для благоустройства объектов образования (Закупка N0373200014218000097) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
По результатам рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 13.03.2018 N11505/18, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления рассмотрен довод Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных и избыточных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, например такие как: 35 "Доски хвойных пород обрезные тип 1": Шероховатость поверхности; п.36 "Профили (трубы) стальные квадратного сечения тип 1": Площадь поперечного сечения трубы; Масса 1 метра трубы; Кривизна трубна 1 метр длины; Утонение стенки сверх минусового допуска в месте снятия грата; п.37 "Краски масляные": Массовая доля пленкообразующего вещества; Массовая доля летучего вещества; Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4) при температуре (20,00,5) °С. Степень перетира; Укрывистость невысушенной пленки краски; Время высыхания до степени 3 при температуре (202) °С; Условная светостойкость пленки; Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (202) °С; п.38 "Трубы стальные водогазопроводные тип 1": наружный диаметр; масса 1 м труб; Кривизна труб на 1 м длины; высота грата; величина скоса торца; п.39 "Трубы стальные водогазопроводные оцинкованные тип 2": Наружный диаметр; Толщина цинкового покрытия; Условный проход; Масса 1 трубы; Величина скоса торца; п.44 "Доски обрезные тип 2": Шероховатость поверхности; п.45 "Пиломатериалы хвойных пород: бруски: Влажность; Шероховатость поверхности; п.46 "Арматурные заготовки": Площадь поперечного сечения стержня; п.47 "Доски необрезные": Ширина узкой пласти, измеренная в любом месте длины; Шероховатость поверхности; п.48 "Доски обрезные": Шероховатость поверхности; п.49 "Профили (трубы) стальные прямоугольного сечения тип 2": Площадь сечения; Угол обрезки концов; Масса 1 трубы; п. 50 "Шайбы": Угол фаски; Внутренний диаметр d1; Высота фаски; Шероховатость опорных поверхностей; п.51 "Трубы стальные водогазопроводные тип 3": масса 1 м труб; Кривизна труб на 1 м длины; высота грата; величина скоса торца; п.52 "Краска водно-дисперсионная": Внешний вид пленки; Количество слоев нанесения; температура применения; Морозостойкость.
По мнению Заявителя требования к характеристикам вышеуказанных товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок. Так, например, согласно п.2.5 ГОСТ 8486-86 "Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов не должен превышать 1250 мкм для отборного, 1, 2 и 3-го сортов, а для 4-го сорта - 1600 мкм по ГОСТ 7016. Также, согласно п.3.6 ГОСТ 13663-86 "Трубы стальные профильные. Технические требования" контроль кривизны проводят поверочной линейкой по ГОСТ 8026 и щупом по НД.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, представителем Заказчика не представлено сведений, подтверждающих возможность представления значений характеристик указанных товаров при подготовке заявки на участие в аукционе без проведения испытаний партии товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Также, в своей жалобе Заявитель указывает на установление следующих избыточных требований к товарам:
п.50 "Шайбы": Условное обозначение марки; п.51 "Трубы стальные водогазопроводные тип 3": наружный диаметр; п.52 "Краска водно-дисперсионная": Цвет; рН; Расход на один слой.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие доводы жалобы в части установления избыточных требований к указанным товарам, в том числе обоснование ввиду чего указанные требования являются избыточными и подтверждающих невозможность указания значений по данным параметрам в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, например такие как:
п. 35 "Доски хвойных пород обрезные тип 1":Сорт от 1*.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно п.2.2 ГОСТ 8486-86 для досок существует 5 сортов, а для брусков 4 и 4 сорт - это наибольший по числовому значению.
п.36 "Профили (трубы) стальные квадратного сечения тип 1": Толщина стенки трубы > 1,5 мм, Площадь поперечного сечения трубы > 2,27 см2.
п.46 "Арматурные заготовки": Номинальный диаметр стержня менее 10 мм; Площадь поперечного сечения стержня не менее 0,283 см2.
Также, согласно таблице 1 ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия", номинальный диаметр стержня может быть со значением не менее 6 мм, кроме того, исходя из положений данного ГОСТ номинальный диаметр стержня выражается только четными значениями.
п.50 "Шайбы": Диаметр резьбы 6; 8; 10 мм; Наружный диаметр d2 не менее 12,0 мм; Внутренний диаметр d1 не более 11 мм; Толщина s не менее 1,6 мм.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно п.1.1 ГОСТ 11371-78 "Шайбы. Технические условия", например, для диаметра резьбы 10 мм толщина s должна быть 2 мм.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены таким образом, что позволяют указать значения, соответствующие требованиям документации об аукционе, но противоречащие соответствующим ГОСТ, поскольку документаций об аукционе также не установлены максимальные или минимальные значения показателей, что может вводить участников закупки в заблуждение и нарушает п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АРС" на действия ГБУ г. Москвы "Жилищник района Филевский парк" обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии Д.С. Грешнева
Е.И. Ушкова
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 марта 2018 г. N 2-57-2975/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.03.2018