Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2018 года
Решение изготовлено в полном объеме 29 марта 2018 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок управления Миронова М.В.,
с участием:
от заявителя - ООО "Изидолг" (далее также - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заказчика - муниципального унитарного предприятия "Спектр" (МУП "Спектр") (далее также - заказчик) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, в письменных пояснениях просили рассмотреть жалобу в их отсутствие;
от оператора электронной площадки - ООО "РТС-тендер" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Изидолг" на действия заказчика - МУП "Спектр", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку ГСМ (автомобильный бензин и дизельное топливо) для нужд МУП "Спектр" (извещение N0571600006418000027) (далее - аукцион), осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Изидолг" на действия заказчика - МУП "Спектр", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку ГСМ (автомобильный бензин и дизельное топливо) для нужд МУП "Спектр" (извещение N0571600006418000027).
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная документация на право заключения контракта на поставку ГСМ (автомобильный бензин и дизельное топливо) для нужд МУП "Спектр" (извещение N0571600006418000027) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе по следующим основаниям:
1. Заказчиком при описании объекта закупки в аукционной документации установлены значения показателей товаров, являющихся предметом закупки, которые могут стать известны потенциальным участникам закупки только при проведении испытаний, для проведения которых последним необходимо либо самим обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов;
2. Заказчиком в проекте контракта неправомерно установлен порядок оплаты заказчиком поставленного товара в части требования о предоставлении всеми участниками закупки (в том числе применяющими упрощенную систему налогообложения) для оплаты поставленных ими товаров счетов-фактур.
На основании вышеизложенного ООО "Изидолг" просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился. Представил письменные пояснения по существу жалобы. Просит признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - МУП "Спектр", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 05.03.2018 размещено извещение N0571600006418000027 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку ГСМ (автомобильный бензин и дизельное топливо) для нужд МУП "Спектр" вместе с аукционной документацией.
В отношении первого довода заявителя о том, что заказчиком при описании объекта закупки в аукционной документации установлены значения показателей товаров, являющихся предметом закупки, которые могут стать известны потенциальным участникам закупки только при проведении испытаний, для проведения которых последним необходимо либо самим обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в числе которых, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в закупочной документации должен установить такие требования к объекту закупки, которые бы учитывали специфику его деятельности, а также с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд.
При составлении описания объекта закупки следует использовать показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, при формировании описания объекта закупки заказчику в данном случае предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик требуемых к поставке товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В пункте 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации заказчик указал наименование объекта закупки - поставка ГСМ (автомобильный бензин и дизельное топливо) для нужд МУП "Спектр".
В разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики товара:
N п/п |
Наименование товара |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во товара |
1 |
Автомобильный бензин |
Октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу:
Экологический класс: не ниже К5 |
л |
130 300,00 |
2 |
Автомобильный бензин |
Октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу:
Экологический класс: не ниже К5 |
л |
7 800,00 |
3 |
Дизельное топливо |
Тип топлива дизельного: межсезонное экологический класс: не ниже К5 Сорт/класс топлива: не ниже F |
л |
74 100,00 |
Также в разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации в части требований к качеству поставляемого товара заказчик указал, что экологический класс топлива должен соответствовать требованиям установленным Решением от 18 октября 2011 N 826 Комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества "О принятии технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту".
Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (далее - Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826, содержит приложение 2 к техническому регламенту Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) (далее - приложение 2 к Техническому регламенту Таможенного союза).
В пункте 2.1 статьи 2 "Определения" Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 указан ряд терминов и их определений, среди которых:
экологический класс топлива - классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива;
марка топлива - словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс;
октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы.
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 3 "Требования к обращению топлива на рынке" Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 при розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.
В части 1 приложения 1 "Обозначение марки автомобильного бензина и дизельного топлива" к Техническому регламенту Таможенного союза установлены обозначение автомобильного бензина, которые включают следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
1.1. Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин.
1.2. Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом.
1.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.
Соответственно, использование заказчиком в аукционной документации при описании объекта закупки в качестве функциональных, технических и качественных характеристик таких показателей, как октановое число и экологический класс, является исключительно указанием на марку требуемого заказчику автомобильного бензина.
Доказательств иного толкования определенных заказчиком требований к автомобильному бензину заявителем не представлено.
Исходя из выше сказанного, установление заказчиком таких функциональных, технических и качественных характеристик закупаемого товара (автомобильного бензина), как октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу и экологический класс, обусловлено объективными потребностями заказчика и не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе. Оспариваемые заявителем показатели и их значения являются значимыми для заказчика и учитываются при определении марки автомобильного бензина.
При этом положениями аукционной документации заказчиком не установлено требование о том, что потенциальные участники закупки при формировании первых частей своих заявок в отношении приведенных выше значений показателей должны обладать лицензией и спецоборудованием для проведения испытаний либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии таких товаров, чтобы документально подтвердить для заказчика полное соответствие автомобильного бензина его требованиям, как на то указывает в жалобе заявитель.
Следует отметить, что в тексте жалобы ООО "Изидолг" не приводит конкретных ссылок на технические документы или иные документы, которые бы содержали указание на то, что значения оспариваемых в жалобе характеристик можно определить только на основании проведения потенциальным участником закупки при наличии лицензии и оборудования либо специализированной организацией испытаний.
Заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки.
Товары, являющиеся предметом закупки, находятся в свободном обороте, и любое лицо может приобрести такие товары. Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Заявитель также не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности приобретения требуемых товаров.
Таким образом, Комиссия исходя из имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы сведений не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика по формированию требований к характеристикам необходимого к поставке в рамках настоящей закупки товара нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а, следовательно, доводы жалобы заявителя не нашли своего подтверждения.
Несостоятельным считает Комиссия довод заявителя о том, заказчиком в проекте контракта неправомерно установлен порядок оплаты заказчиком поставленного товара в части требования о предоставлении всеми участниками закупки (в том числе применяющими упрощенную систему налогообложения) для оплаты поставленных ими товаров счетов-фактур, в силу следующего.
Согласно части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Исходя из части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Пунктом 3.8 раздела 3 "Порядок и условия получения Товара" проекта контракта установлено, что представителем Заказчика, получающим Товар на АЗС, контролируется правильность выдачи Поставщиком Товара по количеству, на основании кассового чека с данными о марке и количестве отпускаемого Товара, его цене и общей стоимости покупки. Отсутствие у Заказчика терминального чека на полученный Товар не является основанием для отказа Заказчиком от оплаты полученного Товара, указанного в документах, выдаваемых Заказчику согласно п. 4.1.3.
Согласно пункту 4.1.3 раздела 4 "Права и обязанности сторон" проекта контракта в предусмотренные в п.6.3 контракта сроки предоставлять Заказчику надлежащим образом оформленные счет-фактуру и накладную по форме ТОРГ-12. При требовании Заказчика предоставляется итоговый акт по оборотам по обслуживанию, который передается Заказчику в печатной форме или по электронной почте. Представление (передача) Заказчику указанных в настоящем пункте Контракта документов для подписания производится по месту нахождения Заказчика. На основании терминальных чеков и/или сменных отчетов Поставщиком за отчетный период оформляется сводно-итоговый Акт о передаче Товара и направляется Заказчику в печатной форме.
В пункте 6.3 раздела 6" Приемка товара, качество Товара" установлено, что поставщик предоставляет Заказчику (по адресу Заказчика) документы, указанные в п. 4.1.3 Контракта, до 5-го числа месяца следующего за месяцем поставки товара.
Исходя из части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 1.6, 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.
Исходя из части 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж, в том числе, при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 настоящего пункта). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.
Согласно формам и правилам заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость", счет-фактура без НДС заполняется по тем же правилам, которые установлены для оформления обычных счетов-фактур, содержащих НДС.
При этом в счете-фактуре, составляемой без НДС, делается запись "без НДС" (пункт 2 раздела 2 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).
Из буквального толкования вышеприведенных положений налогового законодательства следует, что в отношении организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, предполагается, что счета-фактуры организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, не выставляются исключительно при наличии письменного согласия сторон, при этом в случае отсутствия данного согласия применяется общее правило, по которому налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, содержащую указание на слова "без НДС" (то есть по общему правилу счет-фактура является документом, который выставляется вне зависимости от применяемой участниками гражданского оборота системы налогообложения).
Следовательно, лица, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, имеют возможность выбора наиболее оптимального способа организации экономической деятельности и налогового планирования: они вправе либо сформировать цену товаров (работ, услуг) без учета сумм налога на добавленную стоимость и, соответственно, без выделения этих сумм в выставляемых покупателю счетах-фактурах, что повышает ценовую конкурентоспособность соответствующих товаров (работ, услуг), либо выставить контрагенту по конкретным операциям по реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость, притом что эта сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу ООО "Изидолг" (ИНН 2320248131, ОГРН 1172375032785) на действия заказчика - МУП "Спектр" (ИНН 7608011873, ОГРН 1057601334449), при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку ГСМ (автомобильный бензин и дизельное топливо) для нужд МУП "Спектр" (извещение N0571600006418000027) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
_______________ Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
_______________ Лебедева С.Н.
_______________ Миронова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 26 марта 2018 г. N 65Ж-18(3510/05-02)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.03.2018