Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобуООО "Медика" (далее - Заявитель) на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для нужд ГБУЗ ПК "КККВД" (изв. N 0356500000217000300),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500000217000300, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения для нужд ГБУЗ ПК "КККВД".
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Требования к товару, являющемуся предметом рассматриваемого электронного аукциона, установлены в главе 5 "Техническое задание" (далее - ТЗ).
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды, которая заключается в поставке изделий медицинского назначения для нужд учреждения.
В связи с изложенным выше, учитывая, что Законом о закупках предусмотрено самостоятельное формирование Заказчиком описание объекта закупки и установление требований к товару, исходя из собственной потребности, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы относительно нарушения требований законодательства при установлении требований к ряду показателей, не подлежат удовлетворению.
1. В частности, таковыми требованиями являются требования, установленные в п.п. 1, 6, 7,8 ТЗ к материалу "высокомолекулярный полимер, усилен стекловолокном методом литьевого прессования или эквивалент", требование к температуре горения, требование к стерилизации: "оксид этилена или Гамма-облучение".
По аналогичным причинам не подлежат удовлетворению доводы жалобы относительно того, что бандажные ножницы (п.6 ТЗ) не могут быть изготовлены из полимерных материалов; довод, касающийся возможности использования одноразовых пинцетов (п.7 ТЗ) в хирургии и необходимость использования данного товара непосредственно Заказчиком, равно как и требование об утилизации термическим способом.
Необоснованными признаны доводы, в части оспаривания требования к типу пинцета - стандартный (п.8 ТЗ), содержанию вакуума в п.п. 9,10 ТЗ, к наличию выдвигающегося безопасного лезвия у скальпеля одноразового (п.11 ТЗ).
Комиссия отмечает, что Заявителем в материалы жалобы, в нарушение ч.9 ст.105 Закона о закупках, не предоставлены доказательства отсутствия товаров, удовлетворяющих потребности Заказчика.
2. Относительно требования о наличии маркировки на инструменте, установленного Заказчиком в п.п. 1, 6, 7, 8 представитель Заказчика пояснил, что данное требование установлено в соответствии с требованиями Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27 "Об утверждении Общих требований безопасности и эффективности медицинских изделий, требований к их маркировке и эксплуатационной документации на них".
В п.13 упомянутого решения установлены требования к маркировке медицинских изделий, в том числе перечень информации, которую должна содержать маркировка (п.58 раздела 13).
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что требования о предоставлении в составе маркировки сведений о производителе, в том числе о наименовании производителя, а также сведения о годе выпуска изделия и информации о стерильности изделия предусмотрены в п.58 раздела 13 Решения Совета Евразийской экономической комиссии.
При этом, в соответствии с п.61 раздела 13 Решения, маркировка должна быть нанесена на медицинское изделие. Если это невозможно или нецелесообразно, маркировка (частично или полностью) может быть нанесена на упаковку для каждой единицы медицинского изделия, и (или) на групповую упаковку, и (или) на инструкцию по применению.
Комиссия отмечает, что в материалах жалобы отсутствуют доказательства того, что маркировка, предусмотренная требованиями Решения, невозможна или нецелесообразна для нанесения на медицинское изделие. Равно как отсутствуют доказательства невозможности поставки товара с упомянутой маркировкой.
Как следствие, нарушений Закона о закупках в данной части в действиях Заказчика Комиссия не усматривает.
3. Заказчику в п. 2 ТЗ требуется пластиковый автоматический держатель с двухкнопочным механизмом для центрированной фиксации резьбовой части иглы и последующего ее сброса после использования многоразовый.
Заявитель полагает, что реальная цена данного изделия превышает цену, предусмотренную обоснованием НМЦК.
Вместе с тем, представитель Заказчика пояснил, что данная цена обусловлена коммерческими предложениями.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок осуществляется контроль в сфере закупок за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
В ч. 8 ст. 99 Закона о закупках установлено, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
Исходя из совокупности изложенного, у Комиссии Пермского УФАС России отсутствуют полномочия для рассмотрения доводов жалобы относительно формирования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, нарушений Закона о закупках в данной части в действиях Заказчика не имеется.
4. В п.4 ТЗ Заказчиком установлено требование к лезвиямо соответствии такого товара ГОСТ 21240-89.
В соответствии с положениями указанного ГОСТ, стандарт не распространяется на скальпели со съемными лезвиями, кольцеватые, дисковые, пластинчатые ножи, имеющие подвижное относительно ручки лезвие, ультразвуковые и изделия одноразового применения.
Представитель Заказчика пояснил, что закупаемые лезвия из углеродистой стали возможно использовать многократно в целях экономии, т.к. данный материал подлежит стерилизации путем дезинфекции и автоклавирования. Иного не доказано.
Как следствие, в действиях Заказчика нарушений Закона о закупках в данной части не имеется.
5. Помимо прочего, в п.5 ТЗ документации Заказчиком установлены требования к набору гинекологическому. По мнению подателя жалобы, совокупности установленных требований соответствует товар единственного производителя ТМ "Юнона".
Также Заявитель полагает, что Заказчиком включены необъективные требования к наличию в данном наборе вкладыша-направления, а также трех гинекологических инструментов и предметного стекла.
Представитель Заказчика пояснил, что совокупности требований соответствует также товар производства ООО "Юникорнмед" (в материалы жалобы представлено письмо указанного производителя, а также регистрационное удостоверение). Иного не доказано.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу, что нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика не может быть установлено.
Необходимо отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено. Более того, подача жалобы посредством электронной почты (в Нижегородское УФАС России) 22.03.2018 г. (в последний день окончания срока подачи заявок на участие в закупке), по мнению Комиссии, может свидетельствовать об отсутствии у подателя жалобы намерения принять участие в данной закупке.
Кроме того, представителем Заказчика в подтверждение указанных доводов в материалы жалобы представлено 3 коммерческих предложения, что свидетельствует о том, что, как минимум три организации предоставляют возможность поставки изделий медицинского назначения, являющихся предметом закупки.
Комиссия также отмечает, что на участие в закупке подано 3 заявки, по результатам рассмотрения которых два участника закупки допущены к участию в электронном аукционе.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобужалобу ООО "Медика" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для нужд ГБУЗ ПК "КККВД" (изв. N 0356500000217000300) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 30 марта 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2018