На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Торто" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действияхФГКУ "Главный клинический военный госпиталь" (далее - Заказчик)при проведенииЗаказчиком, ООО "АСТ ГОЗ"(далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку продуктов (молочная продукция) (номер извещения 0348100068718000165) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в части доводов Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчикапри проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) не установившего в документации об Аукционе инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе;
2) установившего в документации об Аукционе описание закупаемых товаров с нарушением положений Закона о контрактной системе.
Представители Заказчикане согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчикдействовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 12.03.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 20 000 030 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 23.03.2018;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 30.03.2018;
5) дата проведения Аукциона - 02.04.2018
6) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки.
1. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В разделе II и пункте 23 раздела IIIдокументации об Аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе.
В приложении N 1 "Техническое задание" документации об Аукционе (далее - Приложение N 1) установлены требования к функциональным и качественным характеристикам закупаемого товара, в том числе указаны требования ктвердому сычужному сыру: "массовая доля жира в пересчете на сухое вещество 45,0-59,9 %".
В соответствии с пунктом 23 раздела III документации об Аукционе участникам закупки в первой части заявки на участие в Аукционе необходимо указать конкретное значение, соответствующее значению, установленному в документации об Аукционе.
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что участнику закупки для закупаемого товара "сыр сычужный твердый" по показателю "массовая доля жира в пересчете на сухое вещество" указывать конкретное значение не требуется.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, позволяющая определить порядок заполнения первой части заявки на участие в Аукционе, что не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие Аукционе.
Также, согласно обращению Заявителя Заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе установил в документации об Аукционе требование для закупаемого товара "сыр сычужный твердый" по показателю "массовая доля влаги в обезжиренном веществе", обязывающее Заявителя иметь в наличии товар для предоставления конкретного значения по данному показателю. При этом, по мнению Заявителя, данное значение можно установить только после испытании определенной партии товара.
В Приложении N 1 установлены требования к твердому сычужному сыру, в том числе: "массовая доля влаги в обезжиренном веществе 49,0-56,0".
Вместе с тем, из положений документации об Аукционе не представляется возможным определить, что участнику закупки необходимо указать в первой части заявки на участие в Аукционе для закупаемого товара "сыр сычужный твердый" по показателю "массовая доля влаги в обезжиренном веществе", а именно: конкретное значение или значение в диапазоне.
Согласно изложенному, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик,не установивв документации об Аукционе инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, позволяющую определить порядок заполнения первой части заявки на участие в Аукционе, нарушил пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно обращению Заявителя, а также пояснениям представителя ЗаявителяЗаказчик установил в документации об Аукционетребование кзакупаемому товару "масло сладко-сливочное несоленое Традиционное" о соответствии ГОСТ 32261-2013, также установил требование к изготовлению такого маслаисключительно из одного ингредиента - натуральных сливок, что не соответствуетГОСТ 32261-2013.
В Приложении N 1 установлены требования к сладко-сливочному маслу, в том числе: "изготовленное только из натуральных сливок". При этом указано, что данный товар должен соответствовать ГОСТ 32261-2013.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в соответствии с Приложением N 1закупаемое сладко-сливочное масло должно быть изготовлено в соответствии с ГОСТ 32261-2013, в том числе должны применяться ингредиенты, предусмотренные ГОСТ 32261-2013, при этом сливки, которые будут использованы при изготовлении сладко-сливочного масла, должны быть только натуральными.
Согласно изложенному, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование о необходимости при изготовлении сладко-сливочного масла по ГОСТ 32261-2013 использовать натуральные сливки, не противоречат положениям ГОСТ 32261-2013 и Закона о контрактной системе.
Из обращения Заявителя и пояснений представителя Заявителя следует, что Заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе установил в документации об Аукционе требование к закупаемому товару "Молоко коровье питьевое ультрастерилизованное" (позиция N 6 перечня закупаемой продукции, установленного в Приложении N 1) о необходимости поставки данного товара в твердой упаковке объемом нетто "не более 0,500 мл", не позволяющее определить, что требуется поставить Заказчику.
В Приложении N 1 установлены требования к молоку коровьему питьевомуультрастерилизованному (позиция N 6 перечня закупаемой продукции, установленного в Приложении N 1), в том числе: "Молоко должно поставляться в твердой упаковке типа Тетра Пак или Пюр Пак или другой аналогичной твердой упаковке - бумажный пакет из жиро- и водонепроницаемого картона с полимерными покрытиями / аналогичной по своим функциональным свойствам и потребительским характеристикам твердой упаковке объемом нетто не более 0,500 мл".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требование к упаковке установлено в соответствии с потребностями Заказчика, при этом участник закупки вправе выбрать объем нетто упаковки в пределах, установленных Заказчиком, а именно: "не более 0,500 мл".
Комиссия, изучив требование к упаковке молока коровьего питьевого ультрастерилизованного (позиция N 6 перечня закупаемой продукции, установленного в Приложении N 1), установленное в документации об Аукционе, приходит к выводу, что данное требование не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Согласно обращению Заявителя Заказчик в нарушение требований Закона о контрактной системе не установил в документации об Аукционе для закупаемого товара "сыр сычужный твердый" единицу измерения (%) по показателю "массовая доля влаги в обезжиренном веществе".
В Приложении N 1 установлены требования к твердому сычужному сыру, в том числе: "массовая доля влаги в обезжиренном веществе 49,0-56,0". При этом указано, что данный товар должен соответствовать ГОСТ Р 52686-2006.
В соответствии с таблицей 1 ГОСТ Р 52686-2006значение показателя "массовая доля влаги в обезжиренном веществе" указывается в процентах (%).
Вместе с тем, Заказчиком в Приложении N 1для твердого сычужного сыра не установлена единица измерения (%) по показателю "массовая доля влаги в обезжиренном веществе", что не соответствует ГОСТ Р 52686-2006,пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно изложенному, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе описание объекта закупки, не соответствующее пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные в пунктах 1, 2 настоящего решения нарушения не повлияли на результаты Аукциона, поскольку на участие в Аукционе подано 5 заявок (в том числе подана заявка Заявителем), при этом по указанным основаниям участники закупки не были признаны несоответствующими требованиям документации об Аукционе.
Кроме того, в ходе заседания Комиссии установлено, что участниками закупки не подавались запросы на разъяснение положений документации об Аукционе по вопросам, изложенным в пунктах 1, 2 настоящего решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты Аукциона, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 марта 2018 г. N ПГОЗ-056/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.04.2018