Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок М.Г. Жуковой,
Членов Комиссии:
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей:
ГБОУ ВО Московской области "Академия социального управления": М.С, Лапшиной, С.А. Муромцева,
ООО "Цифровые Технологии и Сервис": А.И. Кирина,
рассмотрев жалобы ООО "Цифровые Технологии и Сервис" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ ВО Московской области "Академия социального управления" (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку оборудования для технологического оснащения пунктов проведения экзаменов по организации печати и сканирования контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся в г.о.Балашиха, г.о.Бронницы, г.о.Дзержинский, м.р.Дмитровский, г.о.Долгопрудный, г.о.Домодедово, г.о.Жуковский, г.о.Звенигород, г.о.Ивантеевка, г.о.Истра, м.р.Клинский, г.о.Королев, г.о.Котельники, г.о.Красноармейск, г.о.Краснознаменск, м.р.Ленинский, г.о.Лобня, г.о.Лосино-Петровский, г.о.Лыткарино, г.о.Подольск, г.о.Люберцы, г.о.Мытищи, м.р.Ногинский, м.р.Одинцовский, г.о.Орехово-Зуево, г.о.Павловский Посад, г.о.Власиха ЗАТО, м.р.Пушкинский, м.р.Раменский, г.о.Реутов, г.о.Руза, м.р.Солнечногорский, г.о.Электросталь, г.о.Фрязино, г.о.Химки, м.р.Щелковский (Закупки NN 0348200040518000024, 0348200040518000025, 0348200040518000026, 0348200040518000027) (далее - Аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
По результатам рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 14.03.2018 NТФ/11819/18, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель в жалобах указывает на то, что Заказчиком в аукционных документациях неправомерно установлено требование об обязательном указании в заявках на участие в электронных аукционах товарного знака поставляемых товаров, что не позволяет предоставить товары, у которых отсутствует товарный знак (его словесное обозначение) товара.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в Форме 2 "Требования к качественным, техническим характеристикам товаров, их эксплуатационным, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и иные сведения о товарах, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" аукционных документаций установлены требования к поставляемым товарам, в частности установлено требование к товару п. 1 "Мобильный персональный компьютер (ноутбук), тип 1": "Товарный знак, зарегистрированный на территории Российской Федерации: графа "Значения показателей, которые не могут изменяться" - "соответствует товарному знаку, указанному в сертификате качества и сопроводительной документации, предъявляемой поставщиком при исполнении контракта", графа "Дополнительные значения показателей" - "HP; Lenovo; Dell; Acer или эквивалент", что вводит в заблуждение участников закупки, поскольку требования установлены в графе "Значения показателей, которые не могут изменяться", что, по мнению Заявителя, не позволяет предоставить сведения о товаре, у которого не зарегистрирован товарный знак (его словесное обозначение) товара.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в разделе III "Подготовка заявки на участие в электронном аукционе" в соответствии с требованиями ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, в частности по п. 12.2 аукционных документаций указано, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии).
Вместе с тем в составе Формы 2 аукционных документаций размещена инструкция по заполнению заявки на участие в электронных аукционах, согласно которой: "В случае, если товарный знак предлагаемого участником товара не зарегистрирован, участник закупки указывает значение соответствующих показателей ("Товарный знак, зарегистрированный на территории Российской Федерации (должен соответствовать товарному знаку, указанному в сертификате качества, предъявляемом Поставщиком при исполнении контракта)", как "отсутствует", "-" или иным образом указывает на отсутствие товарного знака".
Таким образом, положениями аукционных документаций предусмотрена возможность предложения к поставке товаров, у которых отсутствует товарный знак (его словесное обозначение) товара.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы, свидетельствующие об отсутствии возможности корректного формирования и подачи заявки на участие в электронном аукционе, а также свидетельствующие об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалоб.
2. Также в составе жалоб Заявитель указывает, что требования к товарам являются излишними, а также являются не редактируемыми, в связи с тем, что файл с требованиями к товарам размещен в формате PDF.
В соответствии с ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступны для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Согласно ч.1 ст.4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с ч.5 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
При этом, согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Комиссией Управления установлено, что техническая часть документаций размещена в формате "pdf" и позволяет осуществить копирование и поиск фрагментов текста, что не препятствует формированию заявки на участие в электронном аукционе.
Кроме того, Заявителем не предоставлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалоб, свидетельствующие об ограничении количества участников закупки, а также свидетельствующие об отсутствии возможности корректно сформировать заявки на участие в электронных аукционах.
Заявителем также в жалобах не указано, какие именно требования к товарам являются излишними, а также не представлены документы и сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалоб.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалоб.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Цифровые Технологии и Сервис" на действия ГБОУ ВО Московской области "Академия социального управления" необоснованными.
2. Снять ограничения, наложенные на осуществление закупки письмом Московского УФАС России от 14.03.2018 NТФ/11819/18.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.Г. Жукова
Члены Комиссии С.И. Казарин
З.У. Несиев
Исп. С.И. Казарин.
8-495-784-75-05, доб. 182
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 марта 2018 г. N 2-57-3028/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.04.2018