Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия УФАС) в составе:
Сучкова О.Н. - председатель Комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;
Куфтыревой Н.А. - член комиссии, старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;
Кузнецовой Ю.Н. - член комиссии, специалист-эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;
Ларичевой Н.С. - член комиссии, государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;
рассмотрев жалобу ООО "КоролСтрой" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ комбинат "Онега" Росрезерва (далее - Заказчик, Учреждение) в присутствии представителей:
от Заказчика - Червяковой Н.В. (по доверенности от 27.02.2018), Солодянкина Е.А. (по доверенности от 27.02.2018),
в отсутствие представителей от Заявителя (уведомлен надлежащим способом о времени и месте рассмотрения жалобы),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) поступила жалоба от ООО "КоролСтрой" на документацию при проведении электронного аукциона на наружную покраску резервуаров вертикальных стальных (извещение N 0330100006218000010).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, аукционная документация составлена с нарушениями законодательства о контрактной системе, а именно Заказчик установил требование к участникам закупки об обязательном членстве в саморегулируемой организации и наличии у них действующей выписки из реестра членов СРО
Заявитель считает, что установление к участникам закупки требований, содержащихся в пункте 18.4 Раздела I Информационная карта Технического задания, недопустимы.
По мнению Заявителя, Гражданский кодекс Российской Федерации, не предусматривает, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданный саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, ввиду чего в рассматриваемом случае применение положений Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, которым утвержден перечень таких видов работ и установлены виды работ, которые в указанный перечень не включены, недопустимо.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит устранить допущенные нарушения.
Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителя Заказчика, пришла к следующему выводу.
Заказчик разместил на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона на наружную покраску резервуаров вертикальных стальных (N 0330100006218000010). На участие в данном аукционе подано 6 заявок.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В пункте 18.4 раздела I Информационная карта Технического задания предусматривает перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона:
18.4 |
Перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1статьи 31 Закона N 44-ФЗ. |
Резервуарный парк комбината является товарно-сырьевой базой опасных веществ, о чем сделана запись в государственном реестре опасных производственных объектов за N А28-00019-0001, и ему присвоен II класс опасности (свидетельство N АВ 321137, выданное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 23.07.2013). В связи с этим Исполнитель должен быть членом саморегулируемой организации и иметь в наличии действующую выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 или копию такой выписки, где член СРО должен иметь право выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении следующих объектов: - в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии). Наличие действующей лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. |
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что обоснованием такого требования к участникам аукциона является отнесение базы комбината к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам (пункт 1 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса), о чем сделана запись в государственном реестре опасных производственных объектов N А28-00019-0001
Комиссией УФАС установлено, что работы, являющиеся объектом закупки, входят в перечень, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" и соответствуют пункту 12.3. "Защитное покрытие лакокрасочными материалами" Раздела 12 "Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов"
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 N 116-ФЗ (далее - Закон о промышленной безопасности) опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону о промышленной безопасности.
В соответствии с п. 1 Приложения 1 к Закону о промышленной безопасности к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к Закону о промышленной безопасности количествах опасные вещества, в том числе:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества - жидкости, газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно;
средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно;
е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм;
средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр;
средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр;
средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр;
Таким образом, наружная покраска резервуаров стальных является работой, производимой на опасном производственном объекте II класса опасности.
Проанализировав содержание документации об электронном аукционе, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Заказчик правомерно установил в документации об электронном аукционе требования о представлении участниками закупки свидетельств СРО о допуске к соответствующим видам работ.
Вместе с тем, условие, которое приводит к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих ее целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Таким образом, если предметом торгов является проведение работ, на которые в соответствии с положениями ГрК РФ требуется выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким видам работ, то Заказчику необходимо установить требование о представлении в составе заявки соответствующего свидетельства с указанием видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а участник закупки в данном случае обязан представить такое свидетельство.
В соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Комиссией УФАС установлено, что начальная (максимальная) цена контракта 10 410 800,00 руб.
Таким образом, Заказчик обязан установить требование о необходимости по общему правилу членства участника закупки в объединяющей лиц, выполняющих соответствующие работы, саморегулируемой организации, в которой сформирован компенсационный фонд, обеспечивающий обязательства по договорам.
В связи с тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
Комиссия УФАС в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о закупках провела внеплановую проверку, иных нарушений не выявлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "КоролСтрой" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
О.Н. Сучков
Н.А. Куфтырева
Ю.Н. Кузнецова
Н.С. Ларичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 20 апреля 2018 г. N 04-11/71-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018