Резолютивная часть решения оглашена "27" апреля 2018 года. В полном объеме решение изготовлено "04" мая 2018 года.
в присутствии до объявленного перерыва: представителей заказчика - МКУ "СЕЗГХ" Арен Т.Н. (доверенность, паспорт), /__/ (доверенность, паспорт), представителя уполномоченного органа - управления экономики и имущественных отношений города Калуги /__/ (доверенность, паспорт), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы представителя ООО "Недра Сибири", в отсутствии после объявленного перерыва: представителей заказчика - МКУ "СЕЗГХ", уполномоченного органа - управления экономики и имущественных отношений города Калуги, ООО "Недра Сибири", рассмотрев жалобу N80-03з/2017 ООО "Недра Сибири" по существу, установила: |
20.04.2018 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Недра Сибири" на положения аукционной документации заказчика - МКУ "СЕЗГХ" при проведении электронного аукциона N0137300043318000312, предметом которого является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Генерала Попова.
ООО "Недра Сибири" полагает, что заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части отсутствия в аукционной документации требования к участникам закупки о предоставлении в первой части заявки согласия на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, неправомерного установления в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки на основании постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99, установления в аукционной документации излишних требований к указанию характеристик материалов в первой части заявки, установления в проекте контракта конкретного размера обеспечения исполнения контракта без учета требований действующего законодательства, касающихся положений статьи 37 Федерального закона 44-ФЗ.
Заказчиком - МКУ "СЕЗГХ", уполномоченным органом - управлением экономики и имущественных отношений города Калуги представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Недра Сибири", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 02.04.2018 г. (с последующими изменениями от 06.04.2018 г.) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0137300043318000312 о проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Генерала Попова (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 38 509 348, 38 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало - МКУ "СЕЗГХ".
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении открытого аукциона - 23.04.2018 08:00.
2. Согласно доводам жалобы ООО "Недра Сибири", заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в части отсутствия в аукционной документации требования к участникам закупки о предоставлении в первой части заявки согласия на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе.
Согласно пояснениям представителей заказчика на всех федеральных электронных торговых площадках, проводящих электронные аукционы, согласие формируется автоматически при заполнении заявки на участие, в связи с чем, данного согласия достаточно.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать в себе следующую информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 11 Информационной карты электронного аукциона Заказчик установил требования к содержанию заявки, в том числе: первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (Приложение N 2 к информационной карте заявки на участие в электронном аукционе), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, Заказчиком в составе первой части заявки не предусмотрено наличие согласия участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет считать достоверной информацию, содержащуюся в аукционной документации.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что в действиях заказчика - МКУ "СЕЗГХ" при утверждении аукционной документации N0137300043318000312 имеются нарушения пункта 3 части 1 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Недра Сибири", заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в части неправомерного установления в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки на основании постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99.
Согласно пояснениям представителей заказчика при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Генерала Попова использовался код, содержащийся в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности - 42.11.20.000 Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорого, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов, как наиболее полно соответствующий осуществляемой закупке и требованиям 44-ФЗ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ установлено, что правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Правительством Российской Федерации устанавливается перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок указанным дополнительным требованиям (часть 3 статьи 31 Закона о контрактной системе).
В целях реализации требований закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 04 февраля 2015 г. N99, в котором в том числе установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными этим приложением к данному постановлению.
Согласно позиции 2 приложения N 1 к названному постановлению к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
По смыслу приведенных норм во взаимосвязи с кодами 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2), такое дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В ходе рассмотрения жалобы по существу, представителями заказчика было пояснено, что предметом электронного аукциона является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Генерала Попова (т.е. текущий, а не капитальный ремонт), в связи с чем, в аукционной документации заказчик не устанавливал требования к участнику закупки о наличии членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, не разрабатывал проектную документацию.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что установление заказчиком в пункте 11 Информационной карты электронного аукциона дополнительного требования к участникам закупки, а именно наличие в содержании второй части заявки:
"4) Копия исполненного контракта (договора), предметом которого является одно из ниже перечисленных:
- выполнение работ по ремонту автомобильных дорог;
- выполнение работ по строительству автомобильной дороги;
- выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги;
- выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия дворовых территорий;
- выполнение работ по благоустройству дворовой территории.
Такой контракт (договор) предоставляется в полном объеме со всеми приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии).
Копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке" является избыточным и неправомерным, в связи, с чем в действиях заказчика - МКУ "СЕЗГХ" при утверждении аукционной документации N0137300043318000312 имеются нарушения части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ.
4. Согласно доводам жалобы ООО "Недра Сибири" в Требованиях к техническим характеристикам строительных материалов (Приложение N2 к информационной карте заявки на участие в электронном аукционе) заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, в том числе по следующим пунктам Требований к техническим характеристикам строительных материалов, а также указывает на аналогичные нарушения по ряду иных позиций Требований к техническим характеристикам строительных материалов:
п. 1. Смеси асфальтобетонные плотные асфальтобетонные горячие мелкозернистые смеси, тип В.
содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм) в щебне, применяемом при изготовлении асфальтобетонной смеси не более 3 % по массе.
содержание глинистых частиц, определяемое методом набухания, в песке, применяемом при изготовлении асфальтобетонной смеси не более 0,5 % по массе.
содержание в минеральном порошке, применяемом при изготовлении асфальтобетонной смеси, зёрен мельче 1,25 мм не менее 95 % по массе.
содержание в минеральном порошке, применяемом при изготовлении асфальтобетонной смеси, зёрен мельче 0,315 мм не менее 80 % по массе.
п. 3. Щебень.
Содержание пылевидных и глинистых частиц не должно быть более 2 % по массе.
Содержание глины в комках не должно быть более 0,25 % по массе.
п. 4. Щебень.
Содержание пылевидных и глинистых частиц не должно быть более 2 % по массе.
Содержание глины в комках не должно быть более 0,25 % по массе.
п. 5. Щебень.
Содержание пылевидных и глинистых частиц не должно быть более 2 % по массе.
Содержание глины в комках не должно быть более 0,25 % по массе.
и т.д. по другим показателям товаров.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция) при описании товаров (материалов) участники закупки предоставляют сведения в следующем порядке:
"Правила чтения символов: "не более" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение. "не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение. "Более" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение. "Не ниже" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение".
Исходя из инструкции, участнику закупки необходимо указать конкретные значения физико-механических свойств составляющих компонентов таких товаров как: асфальтобетонные смеси, бетона тяжелого, а также щебня и др.
В ходе рассмотрения жалобы, а также проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
Приложение N 2 к Информационной карте заявки на участие в электронном аукционе содержит "Требования к техническим характеристикам строительных материалов" которые подлежат указанию в первых частях заявок участников аукциона (п. 11 Информационной карты).
Согласно пояснениям представителей Заказчика, Заказчик требует от участников описание материалов в соответствии с ГОСТ, которые не противоречат требованиям аукционной документации.
Вышеуказанные требования заказчика о необходимости указания в составе первых частей заявок конкретных (диапазонных) значений используемых в выполнении работ товаров либо их компонентов не соответствуют положениям Закона о контрактной системе, так как данные конкретные значения (диапазоны) (при их наличии) становиться известными только после изготовления такого товара и отражаются (в случае необходимости) производителем в технической документации на товар. В свою очередь Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления подробных сведений, в том числе для определения химического состава товара и его компонентов, химических и физических свойств.
Данные нарушения не позволяют заполнить заявку участникам аукциона, вследствие отсутствия у участника информации о большинстве показателей, указанных в Техническом задании. Кроме того, подобное описание объекта закупки приводит к созданию условий, ограничивающих количество участников аукциона, так как представить достоверные сведения по показателям, установленным в ТЗ имеют возможность только участники, имеющие в наличии указанные материалы с результатами испытаний по требуемым химическим и физическим показателям.
В приложении N2 "Требования к техническим характеристикам строительных материалов" Заказчиком установлены требования к указанию физико-механических свойств материалов, результатам проведенных испытаний на соответствие требованиям ГОСТов (информация, которая может содержаться в сопроводительных документах на товар), а также к химическому составу материалов или их компонентов, при этом, требуется представить конкретные значения, которые становятся известными после испытания определенной партии товара и могут указываться только в сопроводительных документах на товар.
Таким образом, согласно требованиям ГОСТов, материал изготавливают определенных марок, сортов, групп и т.д., причем для каждой марки, сорта показатели химического состава, предельные отклонения, результаты испытаний должны соответствовать ГОСТ, при этом указанные показатели могут варьироваться в пределах, указанных в ГОСТе значений для соответствующей марки, сорта, группы. В данном случае, указание конкретных характеристик в заявках к указанию физико-механических свойств материалов и других показателей, являющихся результатами испытаний соответствующего материала, являются излишними и необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы ООО "Недра Сибири" в части установления требований к указанию результатов испытаний изделий на физические и механические свойства.
Таким образом, участник закупки может и не иметь указанный материал в наличии при заполнении заявки для участия в аукционе, вследствие чего, не может представить ни конкретных, ни диапазонных значений показателей по указанным в документации характеристикам, так как эти показатели определяются при производстве материалов, а также по результатам испытаний.
Предметом закупки является выполнение работ, а не поставка товара. Участником закупки может быть любое юридическое или физическое лицо. Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик материалов, таких как химический состав, физико-механических свойств материалов и подобных, используемых при производстве определенного товара, не закреплена действующим законодательством.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения требований к описанию участником закупки требований к физико-механическим свойствам материалов, предельным отклонениям показателей при производстве, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не допускается установление требований к составу заявки, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из требований, установленных в "Требованиях к техническим характеристикам строительных материалов" документации рассматриваемого аукциона и подлежащих указанию в первой части заявки следует, что представить достоверные сведения в отношении товаров, указанных в Техническом задании, могут только участники, имеющие в наличии указанный товар с документами, подтверждающими проведение испытаний на каждую партию товара и с указанием результатов этих испытаний.
Исходя из толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки только при необходимости.
В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, установив в документации соответствие требуемых материалов ГОСТам, указав требуемую марку материала, класс, сорт, диаметр и т.д., у Заказчика отсутствует необходимость "переписывания" в Техническое задание требований, предъявляемых к производству таких материалов или химическому составу без необходимости. Техническое задание, имеющееся в данном аукционе, значительно увеличивает объем заполнения заявки, вводит участников в заблуждение, не позволяет определить потребность Заказчика, возможность надлежащего и достоверного заполнения заявки имеется только у участника, имеющего в наличии требуемый материал, с результатами проведенных испытаний.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, во взаимосвязи части 2 с частью 1 статьи 33 ФЗ-44, описание объекта закупки должно быть объективным, содержать только необходимые Заказчику требования и только те показатели, которые позволяют определить соответствие товара потребности заказчика именно в таком товаре. Например, указание на конкретные марки, виды товара, если в соответствии с ГОСТ производятся несколько видов товара с разными показателями (при этом для каждой марки эти показатели уже определены ГОСТом, в связи с чем указание их в Техническом задании не требуется).
По смыслу статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Основным правилом описания объекта закупки является то, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Позиция Калужского УФАС России согласуется с Письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", в котором указано:
"При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Указанная позиция также подтверждается судебной практикой: Постановлениями Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу А17-7739/2015, по делу А17-3213/2015, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу А56-60604/2015, Решением Верховного Суда Российской Федерации по делу NАКПИ16-1287.
Следует также отметить, что, давая согласие на поставку товара, соответствующего ГОСТ, а также указывая в заявке конкретную марку, сорт товара, участник закупки несет ответственность за поставку и использование товара, характеристики которого должны будут соответствовать показателям, установленным в ГОСТ, что также подтверждает отсутствие необходимости указания излишних детализированных требований в Техническом задании. Доказательств обратного Заказчиком на рассмотрение жалобы не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком - МКУ "СЕЗГХ" при утверждении аукционной документации N0137300043318000312 части 2 статьи 8, пунктов 1,2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На доводы заказчика о том, что ООО "Недра Сибири" не является участником закупки, в связи, с чем не наделен правом обжалования положений документации электронного аукциона, Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание заказчика на нижеследующие обстоятельства.
На основании ч. 1 ст. 105 Закона N 44-ФЗ, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, законодателем установлены следующие условия для обращения лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика:
- правосубъектность заявителя жалобы, то есть заявитель должен быть участником закупки, которым в соответствии с п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ может быть любое юридическое лицо.
Главой 6 Закона о контрактной системе регламентирована процедура подачи жалоб в рамках Закона о контрактной системе. В частности, частью 4 статьи 105 Закона N 44-ФЗ установлено, что жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, обжалование данных действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в таком аукционе.
На основании вышеприведенных норм,Закон N 44-ФЗ разделяет понятия "участник закупки" (любое юридическое или физическое лицо) и "участник закупки, подавший заявку", предоставляя последнему дополнительное право обжалования действий (бездействия) заказчика, совершенные после начала рассмотрения соответствующих заявок.
Из вышеизложенного также следует, что общие положения Закона N 44-ФЗ не связывают возникновение у лица статуса участника закупки с наличием аккредитации на электронной площадке как указывает в своих пояснениях заказчик. Общие положения закона N 44-ФЗ не определяют участника закупки как лицо, имеющее возможность выполнения работ, являющихся предметом аукциона.
Таким образом, любое юридическое или физическое лицо, может подать жалобу в определённый срок (до окончания срока подачи заявок), после указанного срока жалоба должна быть возвращена этому лицу, в случае, если таким лицом не подавалась заявка на участие в процедуре.
При поступлении жалобы ООО "Недра Сибири" Калужское УФАС России установило, что жалоба Общества соответствует требованиям части 8 статьи 105 Закона N 44-ФЗ, подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 названного закона, предусмотренных частью 11 статьи 105 Закона N 44-ФЗ оснований для ее возвращения у управления не имелось, на основании чего жалоба ООО "Недра Сибири" правомерно принята к рассмотрению, вывод заказчика об отсутствии полномочий у Общества на подачу жалобы является несостоятельным.
Вышеуказанная позиция Калужского УФАС России относительно полномочий на подачу жалобы подтверждается сложившейся судебной практикой: Постановлением Президиума ВАС РФ N 6274/11 от 22.11.2011; Постановлениеv Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 января 2016 года по делу N А32-20070/2015; Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15.04.2015 г. по делу А76-21254/2014; Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делу А17-7739/2015, по делу А17-3213/2015.
5. Согласно доводам жалобы ООО "Недра Сибири" заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в части установления в проекте контракта конкретного размера обеспечения исполнения контракта без учета требований действующего законодательства, касающихся положений статьи 37 Федерального закона 44-ФЗ.
Согласно пояснениям представителей заказчика отсутствие в проекте муниципального контракта порядка применения антидемпинговых мер в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку данная статья не обязывает указывать порядок применения антидемпинговых мер в составе контракта.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно пункту 20 Информационной карты заявки на участие в электронном аукционе установлено, что размер обеспечения контракта устанавливается в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта (11 552 804,51 рублей). При заключении контракта по результатам проведения аукциона, размер обеспечения исполнения контракта может быть изменен в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона N 44-ФЗ.
В то же время разделом 8 проекта контракта Заказчик закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта, а именно:
"8.1. В целях обеспечения исполнения обязательств по настоящему Контракту Подрядчик представил Заказчику ___ (банковскую гарантию, выданную банком и соответствующую требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или денежные средства, внесенные на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику) в размере 11 552 804,51 руб. 30 % от начальной (максимальной) цены контракта").
Таким образом, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в проекте контракта установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта без учета возможного снижения НМЦК на двадцать пять и более процентов, в связи, с чем указание в проекте контракта конкретного размера обеспечения исполнения контракта нарушает положения части 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В связи с допущенными Заказчиком существенными нарушениями требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при утверждении аукционной документации, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об отмене протоколов и внесения изменений в документацию рассматриваемого электронного аукциона.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Недра Сибири" обоснованной.
2. Признать действия заказчика - МКУ "СЕЗГХ" при утверждении аукционной документации N0137300043318000312 нарушающими требования пункта 3 части 1 статьи 66, части 6 статьи 31, части 2 статьи 8, пунктов 1,2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-ФЗ.
3. Выдать комиссии уполномоченного органа - управления экономики и имущественных отношений города Калуги предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона N0137300043318000312.
4. Выдать заказчику - МКУ "СЕЗГХ" предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ путем внесения изменений в документацию электронного аукциона N0137300043318000312.
5. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП" обеспечить возможность заказчику - МКУ "СЕЗГХ", комиссии уполномоченного органа - управлению экономики и имущественных отношений города Калуги отменить протоколы и внести изменения в аукционную документацию.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
/__/
/__/
/__/
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушений законодательства в сфере закупок
г. Калуга "04" мая 2018 года |
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе:
/__/ |
/__/ |
/__/ |
/__/ |
/__/ |
/__/ |
на основании решения от "04" мая 2018 года по результатам рассмотрения дела N80-03з/2018 по жалобе ООО "Недра Сибири" на положения аукционной документации заказчика - МКУ "СЕЗГХ" при проведении электронного аукциона N0137300043318000312, предметом которого является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги по ул. Генерала Попова и проведения внеплановой проверки по вышеуказанному аукциону предписывает:
- Комиссии уполномоченного органа - управления экономики и имущественных отношений города Калуги отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона.
- Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП" не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
3.5.2.1 отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона;
3.5.2.2 вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
3.5.2.3 уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене протоколов (при наличии), о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
3.5.2.4 прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
- Заказчику - МКУ "СЕЗГХ" привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от "04" мая 2018 года по результатам рассмотрения дела N80-03з/2018 по жалобе ООО "Недра Сибири" и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в Аукционе до 11.05.2018 г. 09-00.
- Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня с момента внесения заказчиком изменений в извещение и аукционную документацию:
3.5.2.5 уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
- Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок.
- Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до "18" мая 2018 г. исполнить предписание о прекращении нарушений законодательства в сфере закупок.
- Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Калужского УФАС России (г. Калуга, пл. Старый Торг, д.5) в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.
В соответствии с частью 25 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае поступления информации о неисполнении выданного предписания контрольный орган в сфере закупок вправе применить к не исполнившему такого предписания лицу меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет административную ответственность на основании части 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
/__/ |
/__/ |
/__/ |
/__/ |
/__/ |
/__/ |
/__/ |
/__/ |
/__/ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 27 апреля 2018 г. N 80-03з/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018