Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобуООО "Строй лес" (далее - Заявитель) на действия МКУ "ДУИ администрации г. Лысьвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Средняя общеобразовательная школа на 1100 учащихся по ул.Балахнина, 128 в г.Лысьва Пермского края" (изв. N 0156300066018000016)(далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Входе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300066018000016, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по строительству объекта "Средняя общеобразовательная школа на 1100 учащихся по ул.Балахнина, 128 в г.Лысьва Пермского края".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.03.2018 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта -624 249 090,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.04.2018 г.
В п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пп.8 п.3 Раздела 8 информационной карты аукционной документации указано, что показатели, характеризующие товар, используемый при выполнении работы, должны соответствовать показателям, установленным в п. 2 "Требования к используемым при выполнении работ товарам" Главы V "Техническое задание" (далее - Техническое задание, ТЗ).
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации, участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели товара, указание на которые содержится в ТЗ.
В п.78 ТЗ указано, что вид минеральной составляющей смеси асфальтобетонной песчаная, вид в зависимости от наибольшего размера минеральных зеренмелкозернистая или крупнозернистая или песчаная, максимальный размер зерен до 40 мм, типГ, при этом, указан ГОСТ 9128-2013.
В соответствии с п.4.1.1 ГОСТ 9128-2013 асфальтобетонные смеси (далее - смеси) и асфальтобетоны в зависимости от вида минеральной составляющей подразделяют:
- на щебеночные;
- гравийные;
- песчаные.
Согласно п.4.1.3ГОСТ 9128-2013 смеси и асфальтобетоны в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен подразделяют на следующие виды:
- крупнозернистыесразмеромзерендо40мм;
- мелкозернистыесразмеромзерендо 20 мм;
- песчаныесразмеромзерендо 10 мм.
Исходя из указанного следует, что ГОСТ 9128-2013 выделяет три вида смеси и асфальтобетонов: щебеночные (крупнозернистые), гравийные (мелкозернистые) и песчаные.
Таким образом, требование о том, что вид смеси в зависимости от наибольшего размера минеральных зерен может быть "мелкозернистая" или "крупнозернистая" (п.78 ТЗ), не соответствует положениям ГОСТ 9128-2013 и может ввести участников закупки в заблуждение.
Следовательно, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В п.79 ТЗ указано, чтоосновное назначениераствора кладочный,наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более 5,0 мм, вяжущее портландцемент или цемент пуццолановый или цемент для строительных растворов по ГОСТ 25328-82 и портландцемент,классификация по применяемому вяжущему сложный или простой, при этом установлено соответствие ГОСТ 28013-98, ГОСТ Р 57337-2016.
Согласно п.4.14.8 ГОСТ 28013-98 наибольшая крупность зерен заполнителя кладочного раствора (кроме бутовой кладки) должна быть не более 2,5 мм, при этом, в п.79 ТЗ указано не более 5,0 мм, что не соответствует ГОСТ 28013-98 и может ввести участников закупки в заблуждение.
Следовательно, в действиях Заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
Согласно п.3.1.2 ГОСТ 28013-98 по применяемым вяжущим растворы подразделяют на:
- простые (на вяжущем одного вида);
- сложные (на смешанных вяжущих).
В п.4.14.2 ГОСТ 28013-98 указано, что в качестве вяжущих материалов следует применять:
- гипсовые вяжущие по ГОСТ 125;
- известь строительную по ГОСТ 9179;
- портландцемент и шлакопортландцемент по ГОСТ 10178;
- цементы пуццолановые и сульфатостойкие по ГОСТ 22266;
- цементы для строительных растворов по ГОСТ 25328;
- глину по приложению В;
- другие, в том числе смешанные вяжущие, по нормативным документам на конкретный вид вяжущих.
В п.1.2 ГОСТ 10178-85 указано, что по вещественному составу цемент подразделяют на следующие типы:
- портландцемент (без минеральных добавок);
- портландцемент с добавками (с активными минеральными добавками не более 20%);
- шлакопортландцемент (с добавками гранулированного шлака более 20%).
Согласно п.3.1 ГОСТ 22266-94 по вещественному составу сульфатостойкие цементы подразделяют на виды:
- сульфатостойкий портландцемент;
- сульфатостойкий портландцемент с минеральными добавками;
- сульфатостойкийшлакопортландцемент;
- пуццолановый портландцемент.
Следовательно, портландцемент и пуццолановыйпортландцемент могут относится к смешанным вяжущим.
На основании указанного, с учетом инструкции по заполнению заявок, Комиссия приходит к выводу, что указанное в п.79 заявки Заявителя значение применяемого вяжущего соответствует требованиям аукционной документации и ГОСТ 28013-98.
В п.105 ТЗ указано, что горячекатаная арматурная сталь должна соответствовать ГОСТ 34028-2016.
Вместе с тем, Комиссия установила, что начало действия ГОСТ 34028-2016 с 01.01.2019 г. Следовательно, Заказчиком установлено требование о соответствие материала государственному стандарту, не вступившему в силу, что также подтвердил представитель Заказчика.
Таким образом, в действиях заказчика имеется нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В свою очередь, доводы Заявителя относительно п.45 ТЗ, Комиссия признает несостоятельными, нарушений в данной части не усматривает. Иного не доказано.
Заявитель указывает, что требования к показателямшнура (п.1), картона асбестового (п.2), прокладки из паронита (пункты 3-6), битума (пункты 9-15), мастики (п.19), эмульсии (п.20), смазки (п.22), масла (п.24), канифоли (п.26)нарушают требования Закона о закупках, поскольку могут быть предоставлены только по результатам испытаний и носят избыточный характер.
Согласно письменным пояснениям Заказчика описание объекта закупки носит объективный характер, все требования к материалам установлены в соответствии с положениями государственных стандартов, а также соответствуют требованиям ст.33 Закона о закупках. Более того, согласно письменным пояснениям Заказчика для заполнения заявки нет необходимости иметь товар в наличии и проводить его испытания, поскольку значения показателей необходимо указывать с учетом требований государственных стандартов и нормативных документов.
Также представитель Заказчика пояснил, что описание в документации требования к товарам отвечает интересам Заказчика.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено. Более того, Заявителем в нарушение требований ч.9 ст.105 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
Таким образом, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, с учетом того, что Заявителем не представлены доказательства в обоснование своей позиции, сделать вывод о том, что спорные показатели товаров носят избыточный характер, и их возможно указать только по результатам испытания, не представляется возможным. Доказательств обратного не представлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчиканарушений Закона о закупках не имеется.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй лес" на действия Заказчикапри проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Средняя общеобразовательная школа на 1100 учащихся по ул.Балахнина, 128 в г.Лысьва Пермского края" (изв. N 0156300066018000016)обоснованной в части 1, 2, 3доводов.
2. Признать в действиях Заказчиканарушенияп.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку предписание выдано по итогам рассмотрения жалобы ООО "ПотребБизнесПроект" (вх.N 004770 от 11.04.2018 г.).
4.Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчиказа допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 апреля 2018 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2018