Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Т-КЛИНИНГ" (далее - Заявитель) на действия ФКУ Упрдор "Южный Урал" (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией ФКУ Упрдор "Южный Урал" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по содержанию автомобильной дороги: М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участке км 1548+651 - км км 1871+058 (номер извещения: 0369100028418000058) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров.
2. Заказчиком в документации об Аукционе к товару "Щебеночно-песчаная смесь С4 для укрепления обочин" неправомерно установлено требование о соответствии положениям СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги", а также к товару "Асфальтобетонная смесь А32НT" неправомерно установлено требование о соответствии положениям ПНСТ 184-2016 "Дороги автомобильные общего пользования".
3. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к товарам противоречащим ГОСТ.
4. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены противоречивые требования в отношении товара "Щебень для устройства нижнего слоя основания".
5. Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено приложение N 4 к документации об Аукционе в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 18.04.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 728 771 759 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе -08.05.2018.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний товаров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с документацией об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать: согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Требования к показателям товара, используемого при оказании услуг, установлены Приложением N 4 к документации об аукционе (значения товаров, используемых при выполнении работ)".
В приложении N 4 к документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как:
"Холодный пластик для устройства дорожной горизонтальной разметки. Коэффициент яркости отвердевшего холодного пластика более 80 % при классе разметочного материала В7, либо 70-79% при классе разметочного материала В6 для белого цвета и не менее 50% при классе разметочного материала В4, либо не менее 40% при классе разметочного материала В3 для желтого цвета. Время отверждения не более 30 мин. при классе разметочного материала ВВ1, либо не более 15 мин. при классе разметочного материала ВВ2, либо не более 5 мин. при классе разметочного материала ВВ3.
Световозвращающие элементы для устройства дорожной горизонтальной разметки. Максимально допустимое содержание дефектных МСШ 30 или 20 % Максимально допустимое содержание инородных частиц в МСШ 3 %" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый при выполнении работ, для представления сведений о результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе к товару "Щебеночно-песчаная смесь С4 для укрепления обочин" неправомерно установлено требование о соответствии положениям СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги", а также к товару "Асфальтобетонная смесь А32НT" неправомерно установлено требование о соответствии положениям ПНСТ 184-2016 "Дороги автомобильные общего пользования".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В приложении N 4 документации об Аукционе Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару "Щебеночно-песчаная смесь С4 для укрепления обочин", а именно соответствие указанного товара СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги".
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено вышеуказанное требование к товару "Щебеночно-песчаная смесь С4 для укрепления обочин", поскольку положениями СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги" не установлен нормативный документ в отношении щебня.
Представители Заказчика на заседании Комиссии представили сведений и документы, а также пояснили, что пунктом 8.45 СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги" установлено, в том числе следующее: "При устройстве конструктивных слоев дорожных одежд из плотных смесей применяемые материалы по зерновому составу должны отвечать требованиям ГОСТ 25607 и ГОСТ 3344". При этом к товару "Щебеночно-песчаная смесь С4 для укрепления обочин" Заказчиком в документации об Аукционе также установлено требование о соответствии ГОСТ 25607.
В приложении N 4 документации об Аукционе Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к товару "Асфальтобетонная смесь А32НT", а именно соответствие указанного товара ПНСТ 184-2016 "Дороги автомобильные общего пользования".
Также, по мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено вышеуказанное требование о соответствии товара "Асфальтобетонная смесь А32НT" предстандарту ПНСТ 184-2016 "Дороги автомобильные общего пользования", поскольку в соответствии с ГОСТ Р.1.16-2011 применение предстандартов является добровольными.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с распоряжением Росавтодора от 14.03.2018 N 01-28/8561 установлено обязательное требование при производстве дорожных работ по содержанию автомобильных дорог руководствоваться требованиями ПНСТ 184-2016, а также указанное требование является потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в документации об Аукционе к товару "Щебеночно-песчаная смесь С4 для укрепления обочин" неправомерно установлено требование о соответствии положениям СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги", а также к товару "Асфальтобетонная смесь А32НT" неправомерно установлено требование о соответствии положениям ПНСТ 184-2016 "Дороги автомобильные общего пользования".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к товарам противоречащим ГОСТ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки выполнение не связанных между собой работ по содержанию участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений на них, находящихся в разных субъектах Российской Федерации, а также не связанных единым технологическим процессом работ и услуг, что ограничивает количество участников закупки.
По мнению Заявителя, Заказчиком в приложении N 4 документации об Аукционе неправомерно установлены требования к товарам "Химические противогололедные материалы применяемые для борьбы с зимней скользкостью", "Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь ЩМА-8", "Эмульсия ЭБДК-Б" которые противоречат положениям ГОСТ.
В приложении N 4 документации об Аукционе к товару "Химические противогололедные материалы применяемые для борьбы с зимней скользкостью" установлено следующее требование, в том числе химические противогололедные материалы применяемые для борьбы с зимней скользкостью на автомобильных дорогах должны удовлетворять требованиям ОДМ 218.2.027-2003 "Требования к противогололедным материалам".
На заседании Комиссии установлено, что к химическим противогололедным материалам применяются положения ОДН 218.2.027-2003 "Требования к противогололедным материалам".
Также, в приложении N 4 документации об Аукционе к товару "Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь ЩМА-8" установлено требование о соответствии ПНСТ 183-2016 "Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно- мастичные. Технические условия", к товару "Эмульсия ЭБДК-Б" установлено требование о соответствии ГОСТ 55420-2013.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ПНСТ 183-2016, ГОСТ 55420-2013 знак "-" в наименование указанных товаров отсутствует.
Представители Заказчика на заседании Комиссии также пояснили, что по вышеуказанным требованиям при составлении документации об Аукционе допущены технические ошибки.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены противоречивые требования в отношении товара "Щебень для устройства нижнего слоя основания, поскольку в ГОСТ 32703-2014 и СП 34.13330.2012 установлены различные требования к показателю марки дробимости щебня.
В приложении N 4 документации об Аукционе к товару "Щебень для устройства нижнего слоя основания при восстановлении разрушенной дорожной одежды в результате пучинообразования" установлены, в том числе следующие требования: "По техническим требованиям щебень должен соответствовать требованиям ГОСТ 32703-2014 "Щебень и гравий из плотных горных пород. Технические требования" и СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги". Марка щебня по дробимости из изверженных и метаморфических пород в насыщенном водой состоянии должна быть не ниже М800".
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с ГОСТ 32703-2014 указание на марку содержится в таблице 5, а именно "Марка по дробимости". При этом в соответствии СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги" указание на марку содержится в п. 8.44. в таблице 8.13, а именно: "Марка по прочности на сжатие (раздавливание) в цилиндре".
Также, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что наименование "марка по дробимости" и "марка по прочности на сжатие (раздавливание) в цилиндре" являются аналогичными и не противоречат друг другу в указанных нормативных документах.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены противоречивые требования в отношении товара "Щебень для устройства нижнего слоя основания, поскольку в ГОСТ 32703-2014 и СП 34.13330.2012 установлены различные требования к показателю марки дробимости щебня.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в ЕИС размещено приложение N 4 к документации об Аукционе в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста, что не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что приложение N 4 к документации об Аукционе размещено в ЕИС без каких-либо ограничений, связанных с его ознакомлением, а также не защищено паролем, имеется возможность поиска и копирования фрагментов текста, а также печати документа или его части. При этом указанный формат позволяет осуществлять ознакомление с содержанием приложение N 4 к документации об Аукционе без дополнительных программных или технологических средств.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не явился, а также в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Т-КЛИНИНГ" обоснованной в части неправомерного установления Заказчиком в документации об Аукционе излишних требований к составу заявки на участие в Аукционе, а также требований к показателям товаров, противоречащих указанным в нормативных документах аналогичным показателям.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 07.05.2018 N 18/44/105/422 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 мая 2018 г. N 18/44/105/422
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2018