Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей СПб ГБУЗ "Стоматологическая поликлиника N 29" (далее - Заказчик), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания;
в присутствии представителя ООО "Мегатехника" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 10867-ЭП/18 от 26.04.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов для проведения дезинфекционно-стерилизационных мероприятий в 2018 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 17.04.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200014818000034. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 501 053,32 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика в части установления в документации о закупке требований к товарам не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию.
По товарам N 1-5 "Пакет бумажный самоклеющийся из влагопрочной белой бумаги с индикатором 1 класса для воздушной, паровой стерилизации" Заказчиком установлены следующие требования: "На внешней стороне пакета должны быть нанесены следующие обозначения: торговая марка; название упаковки (пакет бумажный самозапечатывающийся); размер пакета (ширина х длина, мм); химические индикаторы первого класса (по ГОСТ ISO 11140-1-2011); описание конечного цвета индикаторов; дата окончания срока годности.".
По товарам N 6, 7 "Рулон комбинированный для паровой стерилизации" Заказчиком установлены следующие требования: "На внешней стороне рулона должны быть нанесены следующие обозначения: химические индикаторы первого класса (по ГОСТ ISO 11140-1-2011); описание конечного цвета индикаторов; дата окончания срока годности.".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п. 9, п. 61 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27 "Об утверждении Общих требований безопасности и эффективности медицинских изделий, требований к их маркировке и эксплуатационной документации на них" для каждого медицинского изделия предоставляется информация, необходимая для идентификации этого медицинского изделия и его производителя, страны происхождения, а также информация для пользователя (профессионального или непрофессионального), касающаяся безопасности медицинского изделия, его функциональных свойств и эксплуатационных характеристик. Такая информация может находиться на самом медицинском изделии, на упаковке или в инструкции по применению. Маркировка должна быть нанесена на медицинское изделие. Если это невозможно или нецелесообразно, маркировка (частично или полностью) может быть нанесена на упаковку для каждой единицы медицинского изделия, и (или) на групповую упаковку, и (или) на инструкцию по применению.
Таким образом, в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27 маркировка может быть нанесена на медицинское изделие, на упаковку или в может быть указана в инструкции по применению.
Установление требования о конкретном месте нанесения маркировки (на внешней стороне пакета/рулона) противоречит требованиям Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27, в соответствии с которым маркировка может быть нанесена в любом месте упаковки. Установленное Заказчиком требование ограничивает возможность подать заявку на участие в аукционе участникам закупки, маркировка предлагаемого товара которых нанесена в ином месте упаковки или на самом изделии, или в инструкции по применению.
В действиях Заказчика выявлено нарушение ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. 7 п. 58 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27 маркировка медицинского изделия должна содержать год выпуска медицинского изделия, если не указан срок, до истечения которого медицинское изделие может безопасно использоваться. Год выпуска медицинского изделия включается в номер партии или серийный номер при условии, что год выпуска легко идентифицируется в составе такого номера;
Таким образом, в соответствии с пп. 7 п. 58 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27 медицинское изделие может не содержать дату окончания срока годности.
Следовательно, установление требования о безусловном наличии такой информации противоречит п. 58 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27, что влечет в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 8 "Фильтры для стерилизационных коробок КФ-18" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "На внешней стороне пакета должны быть нанесены следующие обозначения: торговая марка; название упаковки (пакет бумажный самозапечатывающийся); размер пакета (ширина х длина, мм); химические индикаторы первого класса (по ГОСТ ISO 11140-1-2011); описание конечного цвета индикаторов; дата окончания срока годности.".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя требования в отношении упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 481 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки. Если договором купли-продажи не определены требования к таре и упаковке, то товар должен быть затарен и (или) упакован обычным для такого товара способом, а при отсутствии такового способом, обеспечивающим сохранность товаров такого рода при обычных условиях хранения и транспортирования. Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что в соответствии с законодательством о контрактной системе Заказчик вправе установить требования к способу упаковки товара. Установление требования о наличии на упаковке товара определенных слов, при условии отсутствия законодательно установленного требования об их наличии, что не является конкретным показателем товара в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, не характеризует товар и не влияет на свойства товара, влечет в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе в части установления требования о предоставлении в первой части заявки информации, не предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Например, согласно п. 8 "Фильтры для стерилизационных коробок КФ-18" Заказчиком установлены следующие требования к товару: "На внешней стороне пакета должны быть нанесены следующие обозначения: торговая марка; название упаковки (пакет бумажный самозапечатывающийся); размер пакета (ширина х длина, мм); химические индикаторы первого класса (по ГОСТ ISO 11140-1-2011); описание конечного цвета индикаторов; дата окончания срока годности.".
Таким образом, Приложение N 2 к Техническому заданию содержит требование о безусловном наличии у товаров, предлагаемых участниками закупки к поставке, товарных знаков (торговых марок), что противоречит п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе и влечет в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мегатехника" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 6 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 мая 2018 г. N 44-2314/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2018