Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ФОРТИС" на действия государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление эксплуатации Терско-Кумского гидроузла" (далее - ФГБУ "Управление эксплуатации Терско-Кумского гидроузла", Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310100001218000010 на выполнение работ по противопаводковым мероприятиям: Терско-Кумский магистральный канал (очистка от заиления от ПК 1360+00 до ПК 1371+50) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
11 апреля 2018 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ФОРТИС" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Управление эксплуатации Терско-Кумского гидроузла" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что согласно информации, указанной в плане-графике, начальная (максимальная) цена контракта определена посредством применения проектно-сметного метода, путем составления локального сметного расчета.
Согласно Техническому заданию Аукционной документации полный перечень работ с указанием их объемов определяется локальным сметным расчетом (раздел 1 "Локальный сметный расчет" размещен на официальном сайте).
Так, локальный сметный расчет размещен Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), однако в плохом качестве, что по мнению Заявителя является нарушением Закона о контрактной системе
Также, Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком в Аукционной документации установлена дата окончания предоставления разъяснений положений Аукционной документации - 11 апреля 2018 года в то время как дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе 12.04.2018 года, что по мнению Заявителя не соответствует требованиям статьи 65 Закона о контрактной системе.
В объяснении по существу жалобы ФГБУ "Управление эксплуатации Терско-Кумского гидроузла" указало, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 года N1414 "О порядке функционирования ЕИС" утверждены Правила функционирования ЕИС (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 года N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом заказчик обязан разместить информацию о закупке на официальном сайте без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 года N26н утвержден Порядок пользования ЕИС (далее - Порядок).
Порядок устанавливает правила пользования ЕИС участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими ЕИС для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе.
На основании изложенного Заказчик считает, что размещенная на официальном сайте сметная документация, которая не используется участником закупки для заполнения заявки, опубликована в общедоступных форматах, доступна для ознакомления, не зашифрована и не влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, Заказчик указывает на то в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
В разделе 19 Аукционной документации Заказчиком установлено, что дата окончания предоставления разъяснений положений Аукционной документации - 11 апреля 2018 года".
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации об электронном аукционе в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Так как, окончание срока направления запроса участником закупки 08.04.2018 года приходится на воскресенье, что в соответствии с производственным календарем является нерабочим днем, то срок направления запроса участником закупки перенесен на следующий рабочий день - 09.04.2018 г.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации об электронном аукционе.
Таким образом, Заказчик должен был разместить в ЕИС разъяснение положений документации об электронном аукционе до 11 апреля 2018 года включительно.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 04 апреля 2018 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) ФГБУ "Управление эксплуатации Терско-Кумского гидроузла" были размещены извещение N0310100001218000010 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по противопаводковым мероприятиям: Терско-Кумский магистральный канал (очистка от заиления от ПК 1360+00 до ПК 1371+50) (далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная директором ФГБУ "Управление эксплуатации Терско-Кумского гидроузла" 04.04.2018 года (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами, обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе, открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в ЕИС.
На основании части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в ЕИС, должна быть полной и достоверной.
Порядок и требования к информации, размещаемой в ЕИС, установлены Положением "О пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом", утвержденным Приказом Минэкономразвития России N646 и Казначейства России N21н от 14.12.2010 года (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения, информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На основании пункта 10 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 данного Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Согласно части VI Аукционной документации полный перечень работ с указанием их объемов определяется локальным сметным расчетом (Раздел 1"Локальный сметный расчет", размещен на официальном сайте).
Установлено, что в числе прочих файлов, размещенных Заказчиком в ЕИС в Извещении о проведении Аукциона, также размещен файл "Сметная документация".
Кроме того установлено, что файл "Сметная документация" размещении в читаемом виде, отображающим обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также позволяющим определить полный перечень работ с указанием их объемов.
Таким образом, Аукционная документация соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части размещения обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также определения участниками закупки полного перечьня работ с указанием их объемов.
2. Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе следует, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 29 Информационной карты Аукционной документации любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса заказчик размещает в ЕИС разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из Извещения о проведении Аукциона следует, что дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 12.04.2018 года 08:00.
Однако, в нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в пункте 29 Информационной карты Аукционной документации Заказчиком установлено, что дата окончания предоставления разъяснений положений Аукционной документации 11 апреля 2018 года, то есть за 1 день до даты окончания подачи заявок на участие в Аукционе.
Действия должностного лица ФГБУ "Управление эксплуатации Терско-Кумского гидроузла", выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ).
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Техническом задании Аукционной документации указано, что в ходе исполнения условий контракта, помимо прочего, необходимо использовать "ЩЕБЕНЬ ГОСТ 8267-93 ТОВАР 3". Представляет собой неорганический зернистый сыпучий материал с зернами крупностью [св. 5 мм], получаемый дроблением горных пород, гравия и валунов, попутно добываемых вскрышных и вмещающих пород или некондиционных отходов горных предприятий по переработке руд (черных, цветных и редких металлов металлургической промышленности) и неметаллических ископаемых других отраслей промышленности и последующим рассевом продуктов дробления.
Из Инструкции следует, что предлоги "от" перед первым значением и "до" - перед вторым значением означают интервал, участникам закупки необходимо предоставить в заявке диапазонное значение соответствующее установленному интервалу.
Однако, в рассматриваемом случае предлог "до" стоит перед первым значением, а предлог "от" перед вторым. Данный случай в Инструкции не описан.
Также, в Техническом задании Аукционной документации указано, что в ходе исполнения условий контракта, помимо прочего, необходимо использовать "ДОСКИ ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 18288-87 ТОВАР 9". Габаритные размеры Д*Ш*Т выше: 4000*100*44 мм.
Инструкцией установлено, что слово "выше", "свыше", "св." установленное непосредственно перед значением - участникам закупки необходимо предоставить в заявке конкретное значение, более (улучшающее) установленного.
Однако, утверждение Заказчика о том, что таким образом, при установлении требований в сопровождении слова "выше" данное требование распространяется только на то значение, перед которым непосредственно стоит. Наличие/отсутствие в данном случае символа ":" не влияет на чтение данного требования, а так же о том, что учитывая, что остальные значения не содержат слов, символов, указывающих на неконкретное значение, они переносятся в заявку в неизменном виде, из Инструкции не следует. Таким образом, данный случай в Инструкции также не описан.
Также, в Техническом задании Аукционной документации указано, что в ходе исполнения условий контракта, помимо прочего, необходимо использовать ткань мешочную, вид применяемого сырья пряжа - из лубяных волокон, хлопчатобумажная. Вид допускаемого сырья допускается в смеси с химическими волокнами. Нити пропиленовые. Должна подходить для изготовления продуктовых или технических мешков. Требует соответствия ГОСТ 30090-93.
Согласно таблице 1 ГОСТ 30090-93 "Мешки и мешочные ткани" в зависимости от назначения и вида применяемого сырья мешки и мешочные ткани подразделяют на:
Назначение мешка |
Вид применяемого сырья |
Мешки продуктовые (для упаковки муки, крупы, зерна, сахара и других продуктов питания) и ткани мешочные для них; |
Пряжа из лубяных волокон: льняного, джутового, кенафного, пенькового и из смеси этих волокон в различных сочетаниях; |
мешки технические (для упаковки руды, семян и другой продукции) и ткани мешочные для них |
пряжа из лубяных волокон в смеси с химическими волокнами: вискозным, медно-аммиачным, полиэфирным, полиамидным; химические нити: вискозные, полиэфирные, полиамидные, полипропиленовые; пряжа хлопчатобумажная |
Согласно Инструкции символ запятая ",", обратный слеш "\" - установленный между взаимоисключающими значениями товара означает, что Заказчику данный товар необходим в ассортименте и все значения являются требуемыми Заказчиком, участникам закупки необходимо предоставить в заявке все перечисленные значения и показатели, участнику следует учесть, что значения предоставляются по каждому показателю, если не указано иное.
Также, Инструкцией установлено, что в случае, если требование к значению показателя установлено с использованием символа запятая ",", при этом наименование показателя или его часть указаны во множественном числе - участнику следует указать все взаимоисключающие значения, перечисленные через символ запятая ",".
Таким образом из Инструкции не ясно, как именно должно быть сформировано предложение участником закупке в заявке на участие в Аукционе по данному пункту.
Кроме того, учитывая, что предметом закупки являются работы по проведению противопаводковых мероприятий, не ясно, для чего Заказчику нужны продуктовые мешки, помимо технических, как он указал в своем объяснении.
Таким образом, из Инструкции не ясно, каким именно образом должны быть сформированы предложения участником закупки в заявке на участие в Аукционе по данным товарам.
Действия должностного лица ФГБУ "Управление эксплуатации Терско-Кумского гидроузла", выразившиеся в утверждении Аукционной документации с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Также, Техническим задании Аукционной документации установлено требование к мешочным тканям о том, что влажность мешочных тканей должна быть не более 14%.
Кроме того, Техническим задании Аукционной документации установлено требование к средней плотности зерен щебня до 3,0 г/см3 от 2,0 г/см3.
Подпунктом б) пункта 3.2.1.1.2 Аукционной документации, а также пунктом 15 Информационной карты Аукционной документации установлено, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным Аукционной документацией.
То есть, Заказчик в документации об Аукционе установил требования к описанию участниками закупки объекта закупки, в том числе сведений о компонентах товара, показателях технологии производства, и иные показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что в свою очередь обязывает потенциальных участников Аукциона иметь в наличии товар на момент подачи заявки на участие в Аукционе.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Аукционной документации подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, ограничивает доступ к участию в закупке и количество участников закупки.
Аналогичные требования установлены Заказчиком по многим позициям на протяжении всего Технического задания Аукционной документации.
То есть, Аукционная документация не соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действия должностного лица ФГБУ "Управление эксплуатации Терско-Кумского гидроузла", выразившиеся во включении в описание объекта закупки требований к товарам, влекущих за собой ограничение количества участников Аукциона в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "ФОРТИС" на действия ФГБУ "Управление эксплуатации Терско-Кумского гидроузла" при проведении электронного аукциона N0310100001218000010 на выполнение работ по противопаводковым мероприятиям: Терско-Кумский магистральный канал (очистка от заиления от ПК 1360+00 до ПК 1371+50).
2. Признать в действиях ФГБУ "Управление эксплуатации Терско-Кумского гидроузла" при проведении электронного аукциона N0310100001218000010 нарушение части 4 статьи 65, пункта 1 и пункта 2 части 1 статьи 64, а также пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что ранее по делу NА138-04/18 ФГБУ "Управление эксплуатации Терско-Кумского гидроузла" уже было выдано предписание об устранении нарушений при проведении Аукциона, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок ФГБУ "Управление эксплуатации Терско-Кумского гидроузла" не выдавать.
4. Передать материалы дела NА141-04/18 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ФГБУ "Управление эксплуатации Терско-Кумского гидроузла", виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 17 апреля 2018 г. N А141-04/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2018