Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ДГКБ ИМ. З.А. БАШЛЯЕВОЙ ДЗМ": Н.М. Грачева,
ООО "АСУС": Н.В. Селезнёвой, А.В. Кручинина,
рассмотрев жалобу ООО "АСУС" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГКБ ИМ. З.А. БАШЛЯЕВОЙ ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение текущего ремонта помещений бактериологической лаборатории в ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" (Закупка N0373200005818000048) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушениях, допущенных при составлении аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 17.04.2018 NТФ/18315/18.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком размещена аукционная документация в формате, создающем препятствия при подготовке заявки на участие в аукционе, поскольку не позволяет осуществлять заполнение и корректирование графы "Значение, предлагаемое участником", а также выполнять копирование должным образом.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Форма-2, размещенная в ЕИС извещением о проведении электронного аукциона от 10.04.2018 NИИ1, размещена в формате pdf, доступном для ознакомления участникам закупки, а также позволяет осуществлять копирование и поиск отдельных фрагментов текста, что соответствует подпункту "л" пункта 14 Правил, ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе. Кроме того, положения Правил и Закона о контрактной системе не обязывают Заказчика размещать аукционную документацию в формате, позволяющем редактировать и заполнять исходный документ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно доводам жалобы Заказчиком в Форме-2 аукционной документации установлены неправомерные требования к используемым при выполнении работ товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение и препятствуют формированию заявки на участие в электронном аукционе, в частности в отношении товара по п. 74 "Радиаторы биметаллические тип 2" установлены в частности следующие требования: "Емкость радиатора с 6-ю секциями: от 1.22 до 1.33 л; не применяется", "Теплоотдача радиатора биметаллического с 8-ю секциями: от 1344 до 1378 Вт; не применяется", "Ширина радиатора биметаллического с 12-ю секциями: от 967 до 977 мм; не применяется", "Ширина радиатора биметаллического с 8-ю секциями: от 643 до 653 мм; не применяется", "Теплоотдача радиатора биметаллического с 14-ю секциями: от 2350 до 2400 мм; не применяется", и так далее.
При этом Заявитель указывает, что по 18 показателями указанного товара участник закупки может указать значения показателя "не применяется", в связи с чем, в совокупности установленные требования не позволяют определить потребность Заказчика. Аналогичные требования согласно доводам жалобы установлены Заказчиков по всей Форме-2.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с требованиями, установленными к указанному товару, участник закупки может выбрать радиаторы как с 6-ю секциями, так и с 8-ю секциями, 14-ю секциями. Таким образом, исходя из выбранного радиатора, участники закупки указывают значения показателей теплоотдачи, ширины радиатора в соответствии с требованиями к соответствующему радиатору, тогда как по остальным показателям участникам закупки предоставлена возможность указания значения "не нормируется" для однозначного указания информации не применимости таких характеристик в отношении предлагаемого товара (с 6-ю, 8-ю или 14-ю секциями).
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, доказывающих, что установление требований к товарам подобным образом ограничивает количество участников и не позволяет сформировать заявку на участие в аукционе, а также не представлено доказательств того, что установленные требования не позволяют определить потребность Заказчика.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком неправомерно установлены требования к указанию емкости радиатора, поскольку производителями радиаторов не указываются в открытых источниках сведения об общей емкости радиатора, тогда как представляются сведения исключительно об объеме емкости одной секции.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика представлены сведения производителей, находящиеся в открытых источниках сети "Интернет", в соответствии с которыми производителями товаров указываются значения объема емкости радиаторов.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
3. Заказчиком в Форме-2 аукционной документации также установлены следующие требования по п. 1 "Арматурная сталь тип 1": "Вид стали изготовления: низколегированная; углеродистая", "Точность порезки углеродистого стержня: повышенная; не применяется".
Согласно доводам жалобы Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, так как по параметру "Точность порезки углеродистого стержня" значение необходимо представить только для стержня из углеродистой стали, тогда как участнику закупки предоставляется выбор в указании низколегированной стали. Также аналогичные требования установлены Заказчиком в отношении товаров по п. 24 "Кабель-каналы: углы плоские тип 2", п. 32 "Автоматический выключатель тип 5", п. 48 "Кран шаровой тип 1", п. 58 "Блоки дверные балконные тип 1", п. 94 "Автоматический выключатель тип 7", п. 113 "Кран шаровой тип 2", п. 137 "Кабель-каналы: ответвления Т-образные тип 3", п. 153 "Кабель-канал тип 2", п. 176 "Плитки керамические тип 7", п. 253 "Коробки тип 1", п. 284 "Коробки тип 2", п. 290 "Кабель-каналы тип 1".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в Форме-2 установлены в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе требования к товаров в соответствии с потребностью Заказчика, при этом, в данном случае Заказчику не важна точность порезки низколегированной стали и участники закупки могут применять при выполнении работ такую сталь любой точности. Кроме того, Заказчик указывает, что по данному параметру установлено допустимое значение показателя "не применяется", что устанавливает участникам закупки возможность предложения низколегированной стали.
В свою очередь представителями Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих доводы жалобы, в частности свидетельствующие об ограничении количества участников закупки.
4. Также согласно доводам жалобы Заявителя в аукционной документации Заказчиком установлены агрегирующие требования, значения которых напрямую зависят от выбранного значения иного показателя, в частности в отношении товара по п. 140 "Бруски тип 1" установлены требования: "Порода древесины бруска: лиственная; хвойная", "Род древесины: осина; кедр, сосна". В данном случае Заказчик, зная род древесины, самостоятельно может определить к какой породе дерева относится такая древесина.
Заявитель указывает, что аналогичные требования к товарам установлены Заказчиком в отношении товаров по п.п. 167, 172, 192, 209, 249, 262, 325.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить необходимость установления требований к товарам подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что Заказчиком установлены требования к товарам в двух разных частях аукционной документации, а именно в Техническом задания и в Форме-2. При этом, требования, установленные в Техническом задании установлены конкретные характеристики товаров, а также определена зависимость одних показателей товаров от других показателей, а также иных товаров, что существенно усложняет процесс формирования заявки на участие в аукционе, поскольку участникам закупки необходимо сверять каждый показатель при заполнении формы с установленными в Техническом задании требованиями.
Комиссия Управления отмечает, что установление требований подобным образом может вводить участников закупки в заблуждение и повлечь ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований подобным образом.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком при формировании аукционной документации положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АСУС" на действия ГБУЗ "ДГКБ ИМ. З.А. БАШЛЯЕВОЙ ДЗМ" обоснованной в части установления агрегирующих требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии: К.А. Сомов
Е.А. Миронова
Исп. Сомов К.А. (495) 784-75-05 (доб. 178)
1. ГБУЗ "ДГКБ ИМ. З.А. БАШЛЯЕВОЙ ДЗМ"
125373, Москва, Героев Панфиловцев, ДОМ 28
2. ООО "АСУС"
Кусковская , д. 26А, Москва г., 111394
3. ЗАО "Сбербанк-АСТ"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9, Москва, 119435
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-4914/77-18 об устранении нарушении законодательства об осуществлении закупок
19.04.2018 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок К.А. Сомова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
на основании решения Комиссии от 19.04.2018 по делу N2-57-4914/77-18, по итогам рассмотрения жалобы ООО "АСУС" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГКБ ИМ. З.А. БАШЛЯЕВОЙ ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение текущего ремонта помещений бактериологической лаборатории в ГБУЗ "ДГКБ им. З.А. Башляевой ДЗМ" (Закупка N0373200005818000048) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 19.04.2018 по делу N2-57-4914/77-18 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 19.04.2018 по делу N2-57-4914/77-18.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 15.06.2018 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: .
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены Комиссии: К.А. Сомов
Е.А. Миронова
Исп. Сомов К.А. (495) 784-75-05(доб. 178)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 апреля 2018 г. N 2-57-4914/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2018