Резолютивная часть решения объявлена 16.04.2018 года.
Решение в полном объеме изготовлено 19.04.2018 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; Члены Комиссии: <_>; <_>;при участии представителяАдминистрации Казачинско-Ленского муниципального района Иркутской область(далее - заказчик) -<_>, в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя <_>(далее - заявитель); рассмотрев жалобу заявителя на положения документации об электронном аукционе по строительству многофункциональной площадки по адресу: Казачинско-Ленский район с.Казачинскоеул.Подымахина д.6, извещение N 0134300027318000025(далее - электронный аукцион), и в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения документации об электронном аукционе.
По мнению заявителя, заказчиком в аукционной документации установлены излишние требования к характеристикам материала "Грунтовка ГФ-021".
Кроме этого, заявитель считает, что заказчик установил требование к средней плотности товара "Бетон тяжелый класса В15 (200) несоответствующее требованиям ГОСТ.
Также, заявитель указывает на то, что в Приложении N 1 к Техническому заданию заказчик установил ссылку на ГОСТ, которая не соответствует товару "Эмаль" марки ПФ-133.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком22марта 2018 года в единой информационной системе в сфере закупок, размещены извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134300027318000025, а также документация об электронном аукционе на положения документации об электронном аукционе по строительству многофункциональной площадки по адресу: Казачинско-Ленский район с.Казачинскоеул.Подымахина д.6(далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 032 940 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения заказчика приходит к следующим выводам.
В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
При формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности.
Вместе с тем такое описание должно быть обусловлено потребностями заказчика и являться обоснованным.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в электронном аукционе.
В приложении N 1 к Техническому заданию документации об электронном аукционе заказчиком установлены следующие характеристики к товару "Грунтовка ГФ-021":
Грунтовка ГФ-021, |
Цвет пленки грунтовки |
Красно-коричневый |
Внешний вид пленки |
После высыхания пленка должна быть ровной, однородной, матовой или полуглянцевой |
|
Условная вязкость при 20°С по вискозиметру ВЗ-4, с, не менее |
45 |
|
Степень разбавления грунтовки растворителем, %, не более |
20 |
|
Массовая доля нелетучих веществ, % |
От 54 до 60 |
|
Степень перетира, мкм, не более |
40 |
|
Время высыхания до степени 3 при температуре 105°С, мин, не более |
35 |
|
Время высыхания до степени 3 при температуре 20°С, мин, не более |
24 |
|
Твердость пленки по маятниковому прибору М-3, условные единицы, не менее |
0,35 |
|
Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1, см, не менее |
50 |
|
Адгезия пленки, баллы, не более |
1 |
|
Стойкость пленки к статическому воздействию 3%-ного раствора хлористого натрия, ч, не менее |
24 |
|
Стойкость пленки к статическому воздействию минерального масла при 20°С, ч, не менее |
48 |
|
Расслаивание, мл, не более |
5 |
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N44-ФЗ документация об аукционе должна содержать инструкцию по заполнению заявок.
В пунктеприложении N 1 к Разделу 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе содержится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе и предписывает участникам заполнять заявки по следующим правилам:
"Показатели, сопровождающиеся словами "не менее", "не меньше", "не ниже" являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или превышающее заявленное заказчиком. Показатели, сопровождающиеся словами "не более", "не больше", "не выше" являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком. Показатели, сопровождающиеся словами "более", "больше", "выше", "свыше", участник закупки должен предложить показатель, превышающий (улучшающий) такое значение. Показатели, сопровождающиеся словами "менее", "меньше", "ниже", участник закупки должен предложить показатель, имеющий значение менее/меньше/ниже заявленного заказчиком значения. Для показателей, сопровождающихся термином "до", участник закупки должен указать конкретный показатель менее/меньше/ниже заявленного заказчиком значения. Для показателей, сопровождающихся термином "от", указанное значение является минимальным, участник закупки должен указать конкретный показатель не менее/не меньше/не ниже заявленного заказчиком значения. Показатели, сопровождающиеся словами "не должно превышать", "не должен превышать" являются максимальными значениями, при формировании первой части заявки участник закупки указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком значение. При наличии показателей, сопровождающихся союзами "или", "либо", данные союзы нужно трактовать, как знак альтернативности понятий, то есть следует выбрать одно значение из нескольких предложенных, участник закупки в составе первой части заявки предлагает одну конкретную характеристику товара из перечисленных заказчиком и указывает только те показатели (характеристики), которые относятся к предлагаемой им характеристике товара (материала). Знак "," (запятая), знак ";" (точка с запятой), союз "и" означают перечисление всех необходимых заказчику товаров, характеристик товаров. При составлении первой части заявки участники закупки должны принимать во внимание тот факт, что некоторые показатели могут быть взаимосвязаны исходя из их физического смысла. Предоставляемые сведения должны быть достоверны и соответствовать нормам государственных стандартов. В случае если заказчиком при описании объекта закупки не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, то это обосновано необходимостью установления заказчиком требований, являющихся более конкретными относительно требований нормативно-технических документаций и отвечающих конкретным условиям выполнения работ, а также потребностям заказчика.
Все прямые указания в любой части аукционной документации на товарные знаки читать с пометкой "или эквивалент".
Таким образом, исходя из положений инструкции по заполнению заявки, следует, что при заполнении заявки на участие в электронном аукционе участникам закупки необходимо указать конкретные показатели товара, то есть положения инструкции по заполнению заявки не предоставляют право участникам закупки, указывать диапазонные значения в отношении спорных требований, а также указывать характеристики товара без изменения таких значений.
Следовательно, на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе участники лишены возможности без проведения соответствующих испытаний товаров указать конкретные показатели.
Заказчикомне была обоснована потребность в указание соответствующих характеристиках товара.
Таким образом, установленные заказчиком в приложении N 1 к Техническому заданию документации об электронном аукционе требования к показателям товара не обоснованы реальными потребностями заказчика. Установление соответствующих требований к товарам затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участники закупки в своей заявке обязаны указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партиитовара и проведения соответствующих испытаний.
При установлении в документации, извещении о закупке требований к описанию участникам закупки товаров следует учесть, что Федеральный закон N44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи, с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, требования к указанию в составе заявки характеристик к свойствам расходных материалов, является избыточным требованием, что приводит к ограничению количества участников закупки.
Следовательно, заказчиком допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Из пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В приложении N 1 к Техническому заданию документации об электронном аукционе заказчиком установлены следующие характеристики к товару "Бетон тяжелый класса В15 (М200), ГОСТ 26633-2015":"Средняя плотность кг/м3 - от 2000 до 2500".
В свою очередь, пункт 3.2 ГОСТ 26633-2015 устанавливает, что вышеуказанный показатель должен быть более 2000 до 2500 кг/м3.
Таким образом, заказчиком установлено требование к характеристике товара отличное от государственного стандарта, при этом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в документации об электронном аукционе отсутствует обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии отличных от ГОСТ.
Третий довод нашел свое подтверждение в силу того, что заказчиком вприложении N 1 к Техническому заданию документации об электронном аукционе установлено следующее требование к товару "Эмаль": "марка - ПФ-133, соответствует ГОСТ 6465-76".
В свою очередь, в ходе рассмотрения установлено, что ГОСТ 6465-76 распространяется только на эмали марки ПФ-115.
Таким образом, данное несоответствие может привести к введению в заблуждение участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП <_>обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившимпункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
3.Выдать заказчикупредписание об устранении нарушений требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" путем аннулирования электронного аукциона;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения заказчиком выданного предписания.
5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
6. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_> |
|
<_> |
ПРЕДПИСАНИЕ
Резолютивная часть объявлена 16.04.2018 года.
В полном объеме изготовлено 19.04.2018 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе: Председатель Комиссии: <_>; Члены Комиссии: <_>; <_>; при участии представителя Администрации Казачинско-Ленского муниципального района Иркутской область (далее - заказчик) - <_>, в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы индивидуального предпринимателя <_> (далее - заявитель);на основании решения Комиссии Иркутского УФАС России N ____ от 16 апреля 2018 года, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику устранить допущенные нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования электронного аукциона по строительству многофункциональной площадки по адресу: Казачинско-Ленский район с.Казачинскоеул.Подымахина д.6, извещение N 0134300027318000025.
2. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания.
3. В срок до 16 мая 2018 года заказчику представить в Иркутское УФАС России документы, подтверждающие исполнение данного предписания в письменном виде, а также по факсимильной связи 8(3952)24-32-26 и электронной почте to38@fas.gov.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 апреля 2018 г. N 420/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2018