Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
_
с участием представителей сторон:
от уполномоченного органа: Управление государственных закупок Тюменской области (далее - уполномоченный орган, УГЗ ТО), _ по доверенности N31 от 08.08.2017 г.
от заявителя: Общества с ограниченной ответственностью "ЕДС Групп" (далее также - Общество, заявитель, участник закупки), _ по доверенности N0516 от 10.04.2018 г, _. по доверенности N0519 от 10.04.2018 г,
в отсутствии заказчика: ГБУЗ ТО "Областная больница N4" (далее также - заказчик) извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г. жалобу Общества на действия заказчика при проведении электронного аукциона NАЭ-0855/18 на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования (реестровый номер 0167200003418001002),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, заявителя, уполномоченного органа.
В своей жалобе заявитель приводит ссылки на ГОСТы, Методические рекомендации относительно объекта закупки, расписывает область их применения, при этом не указывает, что именно нарушено заказчиком при проведении обжалуемого электронного аукциона. Вместе с тем, в просительно части жалобы заявитель просит:
1. Обязать Заказчика включения требований к участнику электронного аукциона в соответствии с п. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, а именно Заказчик обязан требовать от участника электронного аукциона предоставления аттестата аккредитации лаборатории радиационного контроля, а также требование о наличии исполнителя и/или соисполнителя документов на право проведения контроля технического состояния оборудования или требования о наличии аттестата аккредитации на проведение поверки.
В связи с тем, что жалоба не содержит прямых указаний на нарушения Закона о контрактной системе, Комиссией в ходе заседания предложено представителям заявителя уточнить доводы относительно требований, указанных в просительной части жалобы.
Представители заказчика в ходе заседания сослались на нарушение норм ст. 33 Закона о контрактной системе.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях (письмо от 10.04.2018 г. на N1113/1926) согласно которых документация об электронном аукционе N0167200003418001002 на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе.
Помимо этого, уполномоченным органом представлены материалы и документы по проведению электронного аукциона.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что УГЗ ТО выступило организатором проведения электронного аукциона N0167200003418001002 на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования в интересах заказчика - ГБУЗ ТО "Областная больница N 4", с начальной (максимальной) ценой контракта 3 244 320,00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки: 0167200003418001002.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик, если это возможно, при составлении описания объекта закупки должен использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (п.2 ч. 1 ст.33 Закона о контрактной системе).
Следует отметить, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения аукциона, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате аукциона лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Объектом закупки электронного аукциона N 0167200003418001002 является техническое обслуживание медицинского оборудования. В соответствии с Приложением N1 к документации об электронном аукционе в рамках контракта, заключаемого по итогам проведения данного аукциона, подрядчику необходимо будет выполнить следующие виды работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования:
- Периодические технические осмотры;
- Профилактическое техническое обслуживание;
-Контроль технического состояния (КТС) с оформлением протокола технического состояния;
-Ведение журнала технического обслуживания;
-Обеспечение контроля эксплуатационных параметров(периодические испытания).
На основании пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники является лицензируемым видом деятельности. В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469, в перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники включены:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
В соответствии с изложенным, в разделе 5 Информационной карты документации о проведении электронного аукциона N 0167200003418001002 установлено законное и обоснованное требование к участникам электронного аукциона, а именно:
1) В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N469: наличие действующей лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, виды работ:
-переодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
-контроль технического состояния медицинской техники;
2) В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 (ред. от 06.03.2015) "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)") наличие действующей лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), вид работ:
-Техническое обслуживание источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Соответственно, разделом 8 Информационной карты документации о проведении электронного аукциона N0167200003418001002 установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки копий вышеуказанных лицензий.
Предложение заявителя установить требованием к участнику закупки наличие аттестата аккредитации лаборатории радиационного контроля не основано на законе ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиям, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Так, в соответствии с законом, документацией установлено требования наличия у участников закупки определенных видов лицензий, связанных с характером оказываемых услуг. Наличие иных разрешительных документов, необходимых для оказания услуг по техническому ремонту и обслуживанию медицинского оборудования в законодательстве не установлено.
Согласно ГОСТ 56606-2015 медицинское учреждение обязано обеспечить проведение как периодической, так и послеремонтной (первичной) поверки МИ, являющихся средствами измерения. При этом проведение ремонта средств измерения без проведения послеремонтной поверки является нарушением требований законодательства и не может гарантировать точность показаний данного МИ.
Однако контроль технического состояния МИ не может проводиться подразделениями (персоналом), осуществляющим его техническое обслуживание.
Согласно положений СанПин 2.6.1.1192-03 "Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований. Санитарные правила и нормативы" контроль эксплуатационных параметров медицинского оборудования включает:
- периодический контроль параметров медицинского рентгеновского оборудования, находящегося в эксплуатации;
- текущий контроль эксплуатационных параметров рентгеновского оборудования.
Также указано, что контроль эксплуатационных параметров медицинского рентгеновского оборудования проводится учреждениями, аккредитованными в установленном порядке.
Необходимо отметить, что осуществление работ по поверке средств измерений и контроль параметров ренгеновского оборудования не включены в перечень работ по контракту, заключаемому по итогам проведения данного аукциона. Данные виды работ могут быть предметом отдельной закупки с установлением соответствующих требований к ее участникам.
Вместе с тем, заказчик пояснил, что на оказание услуги по измерению радиационного выхода у него заключен иной контракт, и дублирование данной услуги в оспариваемом электронном аукционе, приведет к необоснованному расходованию бюджетных средств.
В части установления в документацию об электронном аукционе требований к соисполнителю услуг Комиссия поясняет, что такие требования не предусмотрены Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств невозможности формирования заявки на участие в данном аукционе, а так же с чем конкретно нарушаются его права и законные интересы в рамках участия в данной закупке.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ЕДС Групп" на действия заказчика при проведении электронного аукциона при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования (реестровый номер 0167200003418001002) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 11 апреля 2018 г. N ФКС 18/87
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.05.2018