Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция ЖКХиБ ЗАО": Пичугина А.С.,
ООО "СМУ": Коровина Ю.А.,
рассмотрев жалобу ООО "СМУ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЗАО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству освещения парковой зоны в районе ст.м. Пионерская (Закупка N0373200014218000242) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в аукционной документации требований, нарушающих законодательство об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 20.04.2018 NТФ/18838/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п. 1, п.2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком установлены требования к параметрам, которые в свою очередь не являются параметрами требуемого товара, например такие как: п.1 "Гвозди строительные": толщина; п.7 "Песок для строительных работ": Номинальное питающее напряжение; Частота сети; п.8 "Контроллер": тип; диаметр.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы и пояснил, что при формировании аукционной документации допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товарам установлены в нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам.
п.3 "Кабель не распространяющий горение при групповой прокладке, с пониженным дымо- и газовыделением": Номинальное напряжение < 1кВ; Номинальное сечение жил < 3 мм2; Номинальная толщина изоляции жил > 0,7 мм; Минимальная толщина изоляции > 0,6 мм Максимальное напряжение сети, при котором допускается эксплуатация кабелей > 1 кВ; Кабель по ГОСТ 22483, ГОСТ 23286, ГОСТ 31996 соответствует.
По мнению Заявителя согласно п. 5.2.1.9 ГОСТ 31996-2012 минимальное значение толщины изоляции не должно быть меньше номинального на значение более чем (0,1 + 0,1 dи), где dи - номинальная толщина изоляции, в миллиметрах. Из этого следует, что кабель с "Номинальным сечением 1,5 или 2,5 мм2" и "Номинальной толщиной изоляции 0,6 мм", соответствующий "номинальному напряжению 0,66 кВ", имеет значение параметра "Минимальная толщина изоляции 0,44 мм", что противоречит требованиям аукционной документации. Также, согласно п.10.1. ГОСТ 31996-2012 Максимальное напряжение сети, при котором допускается эксплуатация кабелей Um - 1,2U, где U: Номинальное переменное напряжение между основными токопроводящими жилами кабеля.
Из этого следует, что кабель с "Номинальным напряжением 0,66 кВ" имеет значение "0,792 кВ" по параметру "Максимальное напряжение сети, при котором допускается эксплуатация кабелей", что противоречит требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к товару установлены таким образом, что позволяют участникам закупки указать значения в соответствии с требованиям аукционной документации, но противоречащие ГОСТ, что нарушает п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу жалобы Заказчиком установлены неправомерные и избыточные требования товарам, так например: п.4 "Смеси бетонные, тип 1": добавки с добавками или без добавок; Марка Г3-Г16; Вид вяжущего: Быстро твердеющий или нормально твердеющий; Норма подвижности по погружению конуса. п.5 "Смеси бетонные, тип 2": Класс песка I; II; Модуль крупности песка (Мк); Осадка конуса; Отклонение расслаиваемости бетонной смеси по раствороотделению. п. 6 "Смеси бетонные, тип 3": Известь негашенная кальциевая; негашенная магнезиальная и доломитовая; гидратной; Влажность сухих растворных смесей и так далее по жалобе Заявителя.
По мнению Заявителя требования к характеристикам вышеуказанных товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, представителем Заказчика не представлено сведений, подтверждающих возможность представления значений характеристик указанных товаров при подготовке заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу жалобы Заказчиком на официальном сайте ЕИС проектно-сметная документация размещена не в полном объеме, а именно отсутствует штамп о соответствии проектной документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В соответствие с п. 9 Технического задания работы проводятся в соответствии с настоящим Техническим заданием и проектной документацией.
Согласно ч. 1 ст. 743 ГК РФ Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В своей жалобе Заявитель указывает, что в соответствие с п/п N 1 шифра расценки: "3.33-29-11" Сметы "Выполнение работ по устройству освещения парковой зоны в районе ст.м. Пионерская" требуется: "Установка опор контактной сети, уличного освещения, светофорных с бурением котлованов под монолитные фундаменты стальных массой до 1 т в группе грунта 2 при глубине бурения 2 м".
Согласно п. 1.1. Постановления Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП "Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве (с изменениями на 21 марта 2017 года)" (далее - ПП Москвы N 299) - правила проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве (далее - Правила) распространяются на проведение (производство) земляных работ с заглублением более 0,5 м.
В соответствие с п. 1.2. ПП Москвы N 299 - если иное не установлено Правительством Москвы, проведение земляных работ, установка временных ограждений, размещение временных объектов в городе Москве производится на основании разрешения, выданного уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы (далее - ордер (разрешение).
Согласно пп. 2.11.4.3.6. п 2.11 Постановления Правительства Москвы от 15 апреля 2016 года N 177-ПП указано: "Техническое заключение с приложением материалов проектной документации, оформленных штампом о соответствии проектной документации Сводному плану подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне".
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что проектная документация разработана и имеет все необходимые согласования, а также размещена в составе аукционной документации (приложение 3 к Техническому заданию) для ознакомления с материалами закупки и произведения всех расчетов для участия в аукционе лист согласования к проекту не требуется. Проект с необходимыми согласованиями будет передан Подрядчику после заключения Контракта.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено сведений, подтверждающих невозможность подготовки заявки на участие в аукционе, а также, что указанное описание объекта закупки ведет к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СМУ" на действия ГБУ г. Москвы "Автомобильные дороги ЗАО" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.И. Ушкова
Члены комиссии: Д.А. Сологов
Д.С. Бруев
Сологов Д.А. Тел.: (495) 784-75-05 (180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 апреля 2018 г. N 2-57-5024/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2018