Резолютивная часть решения оглашена 18 апреля 2018 года
Решение в полном объеме изготовлено 23 апреля 2018 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов Комиссии:
в присутствии:
представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая больница" -.,
Представитель Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
представитель ООО "МРМ" - на заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
ООО "ДИСКАВЕРИ Корпорейшн" -.,
рассмотрев жалобу ООО "МРМ" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (номер извещения N 0853500000318002390),
УСТАНОВИЛА:
11 апреля 2018 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "МРМ" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (номер извещения N 0853500000318002390) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком утверждена и размещена документация, не соответствующая требованиям Закона о контрактной системе:
1. Заказчиком во многих пунктах технического задания установлены взаимоисключающие требования к размеру диаметра нити и не соответствующие ГОСТ 31620-2012 (в один диапазон включены размеры в мм, относящиеся к разным метрическим размерам). Так, по позициям 10, 11 Технического задания - неверно указаны диапазоны диаметров нити, указанные диапазоны включают сразу 3 размера.
2. В описании объекта закупки Заказчик установил требование "Наличие в маркировке упаковки (первичной и групповой) кода производителя", "Информация должна дублироваться двухмерным штриховым кодом с открытым форматом с характеристиками нити хирургической и данными производителя", по мнению Заявителя, установленные требования являются необоснованными и несоответствующими действующему ГОСТ 31620-2012.
3. В описание объекта закупки Заказчик установил требование "Ресурс игла должен быть не менее 40 проколов", но не указал, какой именно ресурс. Действующий ГОСТ 26641-85 содержит два вида ресурса, и по второму ресурс 50 проколов. Заявитель, считает, что Заказчик установил требование не соответствующее действующим техническим регламентам.
4. В описании объекта закупки Заказчик установил требование "указывать на маркировке упаковки температуру хранения", Заявитель считает, что данное требование необходимо исключит, поскольку оно не соответствует требованиям Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27.
Представитель Заказчика просил жалобу Заявителя признать необоснованной, указал, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В аукционной документации и техническом задании, а также в описаниях объекта закупки Заказчик не устанавливал соответствие товаров требованиям каких-либо ГОСТ или иных актов стандартизации. Положение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе позволяет заказчику размещать требования к объектам закупки с иными характеристиками на товар, чем те, которые установлены стандартами.
По позиции 10 Технического задания - требование к нити хирургической - метрический размер нити (4), диаметр нити должен быть не менее 0,40 мм и не более 0,50 мм.
По позиции 11 Технического задания - требование к нити хирургической - метрический размер нити (5), диаметр нити должен быть не менее 0,50 мм и не более 0,60 мм.
В соответствии с ГОСТ 31620-2012 "Материалы хирургические шовные. Общие технические требования. Методы испытаний" п. 5.4 Метрическим размерам шовных материалов должны соответствовать диапазоны диаметров, представленные в таблице 1.
Как указано в Таблице 1 - Метрические размеры и соответствующие им диаметры шовных материалов, метрическому размеру 4 соответствует диаметр 0,400-0,499 мм, а метрическому размеру 5 - 0,500-0,599 мм. Округлив до десятых, получаем диаметр, равный от 0,50 до 0,50 мм и от 0,50 до 0,60 мм.
Таким образом, требования указаны в рамках действующего ГОСТа. В аукционной документации указан как условный размер нитей, по американской системе USP, так и метрический номер по российским стандартам, некоторые производители продукции указывают только условный номер, некоторые только метрический, некоторые используют и метрический и условный номера в описании своей продукции.
В Техническом задании указан как условный, так и метрический номер, которые не противоречат друг другу и не создают неопределенностей в требованиях к товару.
2. О несоответствии ГОСТа З1620-2012 требований технической документации в части: "Информация должна дублироваться двухмерным штриховым кодом с открытым форматом с характеристиками нити хирургической и данными производителя".
Установление конкретных требований к показателям товара правомерно, если совокупность требований к товару не указывает на единственного производителя и представлены сведения о наличии нескольких производителей, выпускающих товар с такими характеристиками. В настоящем случае, требование к маркировке обусловлено удобством для персонала больницы. Такую маркировку применяют большинство производителей шовного материала в РФ и зарубежных производителей. Например: СООО "Эргон Эст" Беларусь, ООО "Волоть" Россия, Ethicon "Джонсон и Джонсон" США, Б. Браун Медикал Германия, ЗАО НПП "МедИнж" Россия.
3. Об установлении заказчиком требования к ресурсу "Ресурс иглы должен быть не менее 40 проколов", но не указании вида ресурса.
Необходимо заметить, что технические требования не устанавливали соответствие товара требованиям, каких бы то ни было ГОСТов или иных стандартов.
Тем не менее, ГОСТ 26641-85 (СТ СЭВ 4901-84) "Иглы атравматические. Общие технические требования и методы испытаний" предусматривает два вида ресурса - Полный установленный ресурс должен быть не менее 17 проколов и Полный средний ресурс должен быть не менее 40 проколов (п. 2.14). Как видно, требование технической документации соответствует полному среднему ресурсу - не менее 40 проколов.
4. О несоответствии требования "указывать на маркировке упаковки температуру хранения" Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 г. N27.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 г. N27 "Об утверждении общих требований безопасности и эффективности медицинских изделий, требований к их маркировке и эксплуатационной документации на них" принято в рамках Договора о Евразийском экономической союзе (Астана, 29.05.2014 г.) между сторонами - Республика Беларусь, Республика Казахстан и РФ для целей обеспечения свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках Союза, то есть между сторонами, его заключившими. Соответственно Решение от 12.02.2016 г. N 27 подлежит применению во взаимоотношениях сторон Союза. В технической документации отсутствуют требования соблюдения стандартов, принятых данным решением.
В данном случае, установление требования к маркировке температуры хранения товара не противоречит позиции ФАС России, согласно которой установление конкретных требований к показателям товара правомерно, если совокупность требований к товару не указывает на единственного производителя и представлены сведения о наличии нескольких производителей, выпускающих товар с такими характеристиками.
Требование о наличии информации о температуре хранения в аукционной документации установлена для товара - нить Кетгут и является обоснованным, так как данный товар - животного происхождения, который должен храниться в упаковке изготовителя при температуре от +5 до +22 градусов Цельсия, влажности не выше 40%, вдали от источников тепла и в месте, защищенным от влаги и прямых солнечных лучей.
Представитель Победителя жалобу просил признать необоснованной, позицию Заказчика поддержал в полном объеме, указал, что подал заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями Заказчика, недопонимания по установленным характеристикам при подачи заявки на аукцион не возникло.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
04.04.2018 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на поставку изделий медицинского назначения (номер извещения N 0853500000318002390).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 254 960,37 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.9 ст. 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, следует, что Заказчик формирует требования к объекту закупки с учетом своих потребностей, в рамках установленных ограничений.
Комиссия Оренбургского УФАС России, оценив доводы сторон и считает довод Заявителя в части установления требования к "маркировке температуры хранения товара" несостоятельным и недоказанным.
Между тем, довод Заявителя "при установлении Заказчиком требования к размеру диаметра нити, как не соответствующие ГОСТ 31620-2012 (в один диапазон включены размеры в мм, относящиеся к разным метрическим размерам). Позиции 10, 11 Технического задания - неверно указаны диапазоны диаметров нити, указанные диапазоны включают сразу 3 размера)", нашел подтверждение, следовательно, Заказчик допустил нарушение положений п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с ГОСТ 31620-2012, п. 5.4 Метрическим размерам шовных материалов должны соответствовать диапазоны диаметров, представленные в таблице 1.
Таблица 1 - Метрические размеры и соответствующие им диаметры шовных материалов.
Метрический размер |
Диаметр, мм |
0,01 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,7 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
0,001 - 0,009 0,010 - 0,019 0,020 - 0,029 0,030 - 0,039 0,040 - 0,049 0,050 - 0,069 0,070 - 0,099 0,100 - 0,149 0,150 - 0,199 0,200 - 0,249 0,250 - 0,299 0,300 - 0,349 0,350 - 0,399 0,400 - 0,499 0,500 - 0,599 0,600 - 0,699 0,700 - 0,799 0,800 - 0,899 0,900 - 0,999 1,000 - 1,099 1,100 - 1,199 1,200 - 1,299 |
Довод Заявителя, о том, что в описание объекта закупки Заказчик установил требование "Ресурс игла должен быть не менее 40 проколов", но не указал, какой именно ресурс, Комиссия Оренбургского УФАС России находит обоснованным, ввиду того, что ГОСТ 26641-85 предусматривает два вида ресурса:
1. Полный установленный ресурс должен быть не менее 25 (17) проколов.
2. Полный средний ресурс должен быть не менее 50 (40) проколов, соответственно Заказчиком установлено требование к полному среднему ресурсу. При этом ГОСТ 26641-85 содержит Примечание, в соответствии с которым - "Значения, указанные в скобках, допускается применять до 01.01.90".
Таким образом, установив требование к "ресурсу иглы не менее 40 проколов", Заказчиком нарушены положения п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя о том, что Заказчик установил требование "Информация должна дублироваться двухмерным штриховым кодом с открытым форматом с характеристиками нити хирургической и данными производителя" Комиссия Оренбургского УФАС России находит обоснованным, ввиду того, что установленные требования Заказчиком не обоснованы и не соответствуют действующему ГОСТу 31620-2012.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к закупаемому товару, ограничивающие количество участников закупки не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МРМ" на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Оренбургская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (номер извещения N 0853500000318002390), частично обоснованной.
2. Признать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Оренбургская областная клиническая больница" нарушившим п.1 ч.1 ст.64, п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать ГБУЗ "Оренбургская областная клиническая больница" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 18 апреля 2018 г. N 08-07-176/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2018