Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ДСУ N4" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФКУ Упрдор "Черноморье" при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участках подъезд к г. Майкоп км 0+050 - км 53+973, км 54+559 - км 103+050, обход г. Лабинска км 0+090 - км 7+677" (извещение N 0318100051218000035) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФКУ Упрдор "Черноморье" проводился электронный аукцион: "Оказание услуг по содержанию автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой на участках подъезд к г. Майкоп км 0+050 - км 53+973, км 54+559 - км 103+050, обход г. Лабинска км 0+090 - км 7+677" (извещение N 0318100051218000035).
Начальная (максимальная) цена контракта - 43 510 300,95 рублей.
В соответствии с требованиями ч.3 ст. 64 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
По рассматриваемой закупке было дано разъяснение N1 от 18.05.2018 г. по единственному поступившему запросу о разъяснении N217927. Указанный запрос о разъяснении был передан оператором электронной площадки Заказчику 17.05.2018 г. в 20:00:36 (МСК). В переданном запросе о разъяснении, в графе "Текст запроса" было прописано следующее:
"Просим Вас разъяснить положения аукционной документации в части требований, установленных к товарам (материалам), используемых для выполнения работ, согласно Приложения N4 к документации об электронном аукционе, по следующим пунктам:".
Однако, в данном запросе, не были указаны пункты, которые необходимо было разъяснить, а также отсутствовал файл с такими пунктами.
Соблюдая требования ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе, Заказчик 18.05.2018 г. в 15:47 (МСК) опубликовал в Единой информационной системе Разъяснения N1 от 18.05.2018 г., где указал, что пункты, подлежащие разъяснению, в запросе отсутствуют и в подтверждение этого приложил к Разъяснениям N1 скриншот страницы запроса, полученного от оператора электронной площадки.
Таким образом, ссылки заявителя в жалоба на отсутствие ответа на запрос необоснованны.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В приложении N4 к документации об электронном аукционе установлены следующие требования:
3 |
Раствор готовый кладочный цементный. |
Марка: 75, 100, 150. Марка раствора по подвижности Пк2/Пк3. Марка по морозостойкости раствора в границах F50-F200. Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90% (минимальное значение). Раствор должен соответствовать ГОСТ 28013-98. |
В соответствии с п. 1.9 "Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе: "Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами, терминами и знаками, указывающими на неконкретное значение показателя, в том числе: "эквивалент", "аналог", "типа", "или", "либо", "от", "до", "верхний предел" (во всех числах и падежах), "нижний предел" (во всех числах и падежах), "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "выше", "свыше", "не ниже", "не выше", "допускается", "допустимо", "гпш", "шах", "максимальный(-ая)" (во всех падежах), "минимальный(-ая)" (во всех падежах), ">", "<", "не должен превышать", "должен превышать", "в пределах", "шире", "уже" (за исключением случаев, установленных настоящей инструкцией). Сведения, представленные в составе первых частей заявок, не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование. Слова, термины, знаки и значения показателей, выделенные курсивом, подлежат указанию в составе первой части заявки в неизменном виде.", потенциальный подрядчик правильно изложил требования Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, тоже самое трактует и ГОСТ 28013-98 (ссылка на который есть в таблице по требованиям к отдельным товарам (материалам), п 4.4, в котором сказано: "Водоудерживающая способность растворных смесей должна быть не менее 90%....", то есть заявитель может предложить любое значение показателя "водоудерживающая способность растворных смесей" начиная с минимального значения - 90%.
Кроме того, в требованиях к отдельным товарам (материалам) в графе: "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам отдельных товаров (в т.ч. наименования и максимальные/минимальные значения показателей, а также показатели, значения которых не могут изменяться) по государственным стандартам (ГОСТ)" указана ссылка на ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", в п.3.2 которого установлено: "Условное обозначение строительного раствора при заказе должно состоять из сокращенного обозначения с указанием степени готовности (для сухих растворных смесей), назначения, вида применяемого вяжущего, марок по прочности и подвижности, средней плотности (для легких растворов) и обозначения настоящего стандарта.
Пример условного обозначения тяжелого раствора, готового к употреблению, кладочного, на известково-гипсовом вяжущем, марки по прочности М100:
Раствор кладочный, известково-гипсовый, М100, ГОСТ 28013-98.
В своих требованиях, заказчик указал слово "Марка" раствора, что не противоречит положениям ГОСТ 28013-98.
По п.4 приложения N4 к документации об электронном аукционе установлены следующие требования:
4 |
Смеси гравийно-песчаные |
Смеси гравийно-песчаные должны соответствовать ГОСТ 25607-2009. По номеру смеси должна соответствовать С4 или С5. Содержание глины в комках - не более 20%. Щебень и гравий должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93. |
В соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе документации об электронном аукционе: "Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами, терминами и знаками, указывающими на неконкретное значение показателя, в том числе: "эквивалент", "аналог", "типа", "или", "либо", "от", "до", "верхний предел" (во всех числах и падежах), "нижний предел" (во всех числах и падежах), "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "выше", "свыше", "не ниже", "не выше", "допускается", "допустимо", "тт", "шах", "максимальный(-ая)" (во всех падежах), "минимальный(-ая)" (во всех падежах), ">", "<", "не должен превышать", "должен превышать", "в пределах", "шире", "уже" (за исключением случаев, установленных настоящей инструкцией). Сведения, представленные в составе первых частей заявок, не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование. Слова, термины, знаки и значения показателей, выделенные курсивом, подлежат указанию в составе первой части заявки в неизменном виде", то есть заказчик не требует указать конкретное значение содержания глины в комках, а лишь перенести значение, указанное в таблице к отдельным товарам (материалам) в неизменном виде.
По п.6 приложения N4 к документации об электронном аукционе установлены следующие требования:
6 |
Щебень |
Фракция свыше 40 до 70 мм. Марка по дробимости не менее 600 и не более 1000. Из природного камня плотных горных пород осадочных или метаморфических. Щебень должен соответствовать ГОСТ 8267-93. |
В соответствии с Инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе документации об электронном аукционе: "Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами, терминами и знаками, указывающими на неконкретное значение показателя, в том числе: "эквивалент", "аналог", "типа", "или", "либо", "от", "до", "верхний предел" (во всех числах и падежах), "нижний предел" (во всех числах и падежах), "не более", "не менее", "более", "менее", "ниже", "выше", "свыше", "не ниже", "не выше", "допускается", "допустимо", "тт", "шах", "максимальный(-ая)" (во всех падежах), "минимальный(-ая)" (во всех падежах), ">", "<", "не должен превышать", "должен превышать", "в пределах", "шире", "уже" (за исключением случаев, установленных настоящей инструкцией). Сведения, представленные в составе первых частей заявок, не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование. Слова, термины, знаки и значения показателей, выделенные курсивом, подлежат указанию в составе первой части заявки в неизменном виде", то есть заказчик не требует указать конкретное значение марки по дробимости щебня, а лишь перенести значение, указанное в таблице к отдельным товарам (материалам) в неизменном виде, так как понимает, что указанное значение можно определить только опытным лабораторным путем.
В соответствии с ГОСТ 8267-93 щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5(3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80(70) мм и смеси фракций от 5(3) до 20 мм.
Заказчик, с учетом инструкции по заполнению заявки, не требует предоставления в составе первой части заявки конкретного значения фракции в мм.
В сертификатах соответствия на щебень фракция указывается в диапазоне - св. 40 до 70 мм.
Аналогичные требования, указанные курсивом, установлены заказчиком также по п.7 приложения N4 к документации об электронном аукционе.
По п.8 приложения N4 к документации об электронном аукционе установлены следующие требования:
8 |
Бетон тяжелый |
Класс прочности на сжатие В20. В качестве вяжущего материала должен быть применен сульфатостойкий цемент по ГОСТ 22266-2015 или цемент по ГОСТ Р 55224-2012. Крупный заполнитель - щебень из плотных горных пород (изверженных) по ГОСТ 8267-93. В качестве мелких заполнителей для бетона применить природный песок или песок из отсевов дробления горных пород, соответствующие требованиям ГОСТ 8736-2014 или ГОСТ 31424-2010. Вода для затворения бетонной смеси и приготовления растворов химических добавок должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732-2011. марка по морозостойкости бетона: F1 100 , F2 100. Водонепроницаемость бетона W 6. Бетон тяжелый должен соответствовать ГОСТ 26633-2015. |
Согласно инструкции по заполнению заявки "В случае если в документации об аукционе присутствуют ссылки на государственные стандарты и иные документы, которые на момент составления заявки утратили силу - в составлении заявки участникам закупки необходимо руководствоваться действующими".
Заказчиком в п.8 "Бетон тяжелый" указана ссылка на ГОСТ 22266-2015.
Заявитель указывает, что ГОСТ 22266-2015 не существует.
Вместе с тем, согласно п.4.6.1 ГОСТ 26633-2015 в качестве вяжущих материалов следует применять цементы, соответствующие требованиям ГОСТ 10178, ГОСТ 22266, ГОСТ 31108, ГОСТ 33174.
Кроме того, заявитель в своей жалобе указывает, что под ГОСТ 22266 понимается ГОСТ 22266-2013 "Цементы сульфатостойкие. Технические условия".
Таким образом, техническая ошибка, допущенная заказчиком при указании года ГОСТа, не препятствует идентификации указанного ГОСТа.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки "В связи с вступлением в силу Технического регламента таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 827, определен перечень дорожно-строительных материалов, подлежащих подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия (приложение 1 ТР ТС 014/2011), и перечень изделий, подтверждающих соответствия в форме сертификации (приложение 2 ТР ТС 014/2011). При наличии или закупке заявителем товара (материала) соответствующего требованиям ТР ТС 014/2011 при заполнении заявки необходимо подтвердить вышеуказанные требования по ТР ТС 014/2011 в части декларирования и сертифицирования товара (материала)".
В соответствии с пояснениями заказчика "В п. 1.9 документации об электронном аукционе, в Инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе отсутствуют указания на то, каким образом участник закупки должен подавать своё предложение в связи с тем, что заполнение требований зависит от возможности участника закупки. Т.к. при детальном ознакомлении с требованиями к материалам по ТР ТС 014/2011 (вторая таблица) участник должен руководствоваться своими возможностями в части приобретения материалов (изделий) соответствующих стандартам ТР ТС 014/2011, а также оснащения лаборатории (т.к. оборудование отличается от требований государственного стандарта ГОСТ) или возможностями привлекаемой испытательной лаборатории. Заполнение одной таблицы или обеих таблиц никак не повлияет на решение Заказчика, т.к. подразумевается, что участник закупки имеет возможность закупить и использовать при реализации условий государственного контракта материал (изделия), соответствующий как государственным стандартам, так и стандартам ТР ТС 014/2011".
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДСУ N4" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100051218000035).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 28 мая 2018 г. N ЭА-876/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2018