Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) на основании приказа от 17.01.2018 г. N 17 "О проведении внеплановой проверки"
проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении Федерального государственного унитарного предприятия "Ишимское" (сокращенное наименование - ФГУП "Ишимское") на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) и иных нормативных-правовых актов о контрактной системе при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, поставщика) на основании п.9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Основанием проведении проверки явилось уведомление ФГУП "Ишимское" о заключении государственных контрактов от 29.09.2017 г. на поставку запасных частей к сельскохозяйственной технике; на поставку химических средств защиты растений; на поставку минеральных удобрений (аммиачная селитра); на поставку горюче-смазочных материалов на основании п.9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (вх. N 7448/1).
Исследовав действия Заказчика при осуществлении закупок у единственного поставщика на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, Комиссией Тюменского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
Так, 02.10.2017 г. в Тюменское УФАС России в соответствии частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе от ФГУП "Ишимское" поступило уведомление о заключении государственных контрактов от 29.09.2017 г. на поставку запасных частей к сельскохозяйственной технике; на поставку химических средств защиты растений; на поставку минеральных удобрений (аммиачная селитра); на поставку горюче-смазочных материалов на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела, в связи с ненадлежащим исполнением должностных обязанностей предыдущим руководителем ФГУП "Ишимское", на предприятии сложилась ситуация, при которой ФГУП "Ишимское" на 2017 год не располагало необходимыми товарно-материальными ресурсами для проведения посевных работ и дальнейшей обработки посевов, что могло привести к срыву посевных работ и, соответственно, причинению существенных убытков из-за недополученного урожая (протокол заседания комиссии по проведению закупок ТМЦ от 10.05.2017). А с 05 мая 2017 года на территории Ишимского муниципального района введен режим функционирования "чрезвычайной ситуации".
В связи с вышеуказанными обстоятельствами (отсутствием товарно-материальных ресурсов для проведения посевных работ и дальнейшей обработки посевов, введением режима "чрезвычайной ситуации") заказчиком 29.09.2017 года заключены контракты с единственным поставщиком (ООО "Опеновское") на поставку запасных частей к сельскохозяйственной технике (цена контракта составила 914 947,62 руб.); на поставку химических средств защиты растений (цена контракта составила 8 248 781,00 руб.); на поставку минеральных удобрений (аммиачная селитра) (цена контракта составила 6 716 000,00 руб.); на поставку горюче-смазочных материалов (цена контракта составила 927 152,54 руб.) на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Согласно письму ФГУП "Ишимское" от 10.05.2017 N 202/А на основании протокола заседания комиссии по проведению закупок ТМЦ от 10.05.2017, с учетом введения в Ишимском районе режима "чрезвычайной ситуации ООО "Опеновское" следует осуществить доставку запасных частей до 15.05.2017, доставку минеральных удобрений до 15.05.2017, средства защиты растений до 10.06.2017 года, горюче-смазочные материалы частями, начиная с 15.05.2017.
Согласно актам приема-передачи ООО "Опеновское" переданы ФГУП "Ищимское" 11,12,13 мая 2017 года минеральные удобрения (селитра аммиачная), 12 мая 2017 года запасные части к сельскохозяйственной технике (подшипники, болты, шланги, гидроцилиндры и т.д.), 12,24 мая 2017 года, а также 24 июня 2017 года дизельное топливо, бензин.
Учитывая изложенное, Комиссия указывает, что в соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе).
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) подразумевает, что заказчик предлагает заключить контракт конкретному юридическому или физическому лицу. При этом, формальную процедуру отбора поставщика в отличие от конкурентных способов определения поставщиков (конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений) заказчик не проводит. Особенности закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) регламентируются статьей 93 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае осуществления закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера), и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. При этом заказчик вправе заключить в соответствии с указанным пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Таким образом, из буквального толкования пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе следует, что закупка товара у единственного поставщика возможна вследствие возникшей чрезвычайной ситуации, при этом контракт заключается лишь для ликвидации, устранении чрезвычайной ситуации либо последствий, возникших вследствие этой чрезвычайной ситуации.
Согласно Постановлению Администрации Ишимского муниципального района от 05.05.2015 года N 72 в связи с установлением в реке Ишим высокого уровня воды и угрозой подтопления территории района на территории Ишимского муниципального района введен режим "чрезвычайной ситуации", который отменен 13.11.2017 года Постановлением Администрации Ишимского муниципального района N 203.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации непреодолимая сила - это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Комиссия указывает, что заказчик вправе осуществить закупки на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе только вследствие возникновения чрезвычайной ситуации для ее ликвидации, либо устранении последствий возникших в результате чрезвычайной ситуации.
Соответственно, основания для заключения контракта без проведения конкурентной процедуры должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. В иных случаях заказчик обязан предвидеть необходимость поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг и соответственно запланировать соответствующие закупки.
Вместе с тем, Комиссия, проанализировав заключенные заказчиком 29.09.2017 года контракты на поставку запасных частей к сельскохозяйственной технике; на поставку химических средств защиты растений; на поставку минеральных удобрений (аммиачная селитра); на поставку горюче-смазочных материалов, заключенных на основании п.9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе, пришла к выводу, что Заказчиком приобретались товары для осуществления своей основной деятельности, а не для устранения последствий, возникших вследствие чрезвычайной ситуации.
Учитывая то, что из Постановления Администрации Ишимского муниципального района от 05.05.2015 года N 72 следует, что в районе произошло затопление (предельно высокий уровень воды), следовательно, проводить посевные работы, и осуществлять обработку посевов было невозможно.
Комиссия также считает необходимым указать, что отсутствие у Заказчика необходимых товарно-материальных ресурсов не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. У ФГУП "Ишимское" имелась возможность прогнозировать, контролировать сложившуюся ситуацию (отсутствие товарно-материальных ресурсов на момент проведения посевных работ) в течение определенного периода времени и осуществить закупку товаров да начала посевных работ.
Более того, поставку запасных частей к сельскохозяйственной технике; поставку химических средств защиты растений; поставку минеральных удобрений; поставку горюче-смазочных материалов, следует, отнести к конкурентному рынку, которые может оказать любой хозяйствующий субъект.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении от 29.11.2011 г. N 8799/11, в случаях, когда законодательством предусмотрено обязательное проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку только при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные претенденты на получение товаров, работ, услуг, имущества, доступа к товарному рынку или права ведения деятельности на нем.
При указанных обстоятельствах, заключение Заказчиком контрактов на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, при отсутствии фактических оснований для заключения контрактов, Комиссия усматривает в действиях заказчика намерение обойти требования Закона о контрактной системе в части проведения закупок конкурентным способом.
Учитывая выше изложенное, Комиссия считает, что заключение государственных контрактов с Обществом с ограниченной ответственностью "Опеновское" на основании п. 9 ч. 1 статьи 93 Закона о контрактной системе является неправомерным и свидетельствует о наличии в действиях заказчика нарушения части 5 статьи 24, пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, что в свою очередь образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
Кроме того, Комиссия отмечает, что в соответствии с частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик обязан уведомить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок о такой закупке.
Целью такого уведомления является осуществление контроля антимонопольным органом правомерности заключения Заказчиком контракта и возможности принятия контрольным органом, соответствующих мер реагирования.
Материалами дела установлено, что поставка закупаемых заказчиком товаров осуществлена в мая 2017 года (Акты приема-передачи от 11.05.2017, 12.05.2017, 13.05.2017, 24.05.2017, 07.06.2017, 24.06.2017), при этом контракты заключены лишь в конце сентября - 29.09.2017 года. Уведомление заказчика о заключении контрактов направлено в контрольный орган 02.10.2017, что в свою очередь соответствует требованиям части 2 статьи 93 Закона о контрактной системе, однако в таком случае у антимонопольного органа отсутствует возможность осуществить эффективный контроль и принять соответствующие меры реагирования в связи с исполнением сторонами своих обязательств по контрактам.
В связи с изложенным, руководствуясь п. 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1.Признать Федеральное государственное унитарное предприятие "Ишимское" нарушившим часть 5 статьи 24, пункт 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при о заключении государственных контрактов от 29.09.2017 г. на основании п. 9 ч. 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с единственным поставщиком ООО "Опеновское" на поставку запасных частей к сельскохозяйственной технике; на поставку химических средств защиты растений; на поставку минеральных удобрений (аммиачная селитра); на поставку горюче-смазочных материалов.
2. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы настоящего дела должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.29 КоАП РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 мая 2018 г. N 1-ВП/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018