Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБУЗ г. Москвы "ГВВ N 1 ДЗМ": Гончаровой А.А.,
ООО "РосФарМ": Истоминой Л.В.,
рассмотрев жалобу ООО "РосФарМ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ г. Москвы "ГВВ N 1 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку расходных материалов для нужд центрального стерилизационного отделения ГБУЗ "ГВВ N 1 ДЗМ" в 2018 году (Закупка N0373200114318000117) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 29.05.2018 N25334/18.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Согласно доводам жалобы, Заказчиком в Техническом задании аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, ведущие к ограничению количества участников закупки, в частности:
п.1 "Мультипакет комбинированный", совокупности требуемых характеристик которого соответствует товар единственного производителя DGM Steriguard, отсутствующий в свободной продаже.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что совокупности установленных требований соответствуют товары нескольких производителей в том числе производителя ООО "Меридиан", Россия.
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что Заявителем на заседании Комиссии Управления не представлено сведений, подтверждающих невозможность поставки товаров производителя DGM Steriguard, а также, что товары указанного производителя отсутствуют в свободной продаже.
На основании вышеуказанного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
п.2-4 "Пакет бумажный (крафт)": Срок хранения изделий медицинского назначения, простерилизованных в пакетах 12-60 месяцев.
По мнению Заявителя соответствующий товар выпускает единственный производитель НПФ "Винар", срок сохранения стерильности которого 36 месяцев.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что совокупности требования соответствует также продукция
ООО "Меридиан", что также подтверждается сведениями из участника аукциона, согласно которой срок срок хранения изделий медицинского назначения, простерилизованных в пакетах - 60 месяцев.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что согласно инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания конкретного значения, не включая крайние значения. На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что продукция ООО "Меридиан" по указанному параметру не соответствует требованиям аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не представлено сведений, подтверждающих возможность поставки товара иного производителя помимо НПФ Винар с характеристиками, соответствующими требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
п.5 "Пакет бумажный со складкой", совокупности требуемых таких характеристик как: "Срок сохранения стерильности изделий после стерилизации при запечатывании с помощью термосварочного аппарата", "На внешней стороне пакета должны быть нанесены следующие обозначения: размер пакета (ширина х длина, мм); химические индикаторы 1 класса (по ГОСТ Р ИСО 11140-1-2009) для парового и газового метода стерилизации (с применением окиси этилена); описание конечного цвета индикаторов название упаковки (пакет бумажный для паровой и газовой стерилизации) и указание на то, что возможно запечатывание термосвариванием", соответствует товар единственного производителя DGM Steriguard.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено сведений, подтверждающих возможность поставки товаров иных производителей, соответствующих требований аукционной документации, помимо DGM Steriguard.
Таким образом, в нарушение требований п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит требования к товарам, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
По мнению Заявителя, Заказчиком для товара по п.5 "Пакет бумажный со складкой" установлены неправомерные требования к товарам, значения характеристик которых не могут быть известны участнику закупки не имея товар в наличии, так например:
п.5 "Пакет бумажный со складкой": "Прочность на растяжение в сухом состоянии в машинном направлении более 66 Н/15 мм; Прочность на растяжение во влажном состоянии в машинном направлении более 13,5 Н/15 мм; Размер пор менее 35 микрон; рН водного экстракта 5-8; Содержание сульфатов менее 0,25%; Содержание хлоридов менее 0,05%; Флюоресценция 0%".
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлены сведения, подтверждающие возможность указания требуемых характеристик товара участниками закупки на момент подготовки заявки, не имея товар в наличии.
Таким образом, в нарушение требований п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит требования к товарам, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
п.6-12 "Пакет самозапечатывающийся": Вид пакета комбинированные плоские самозапечатывающиеся-термосвариваемые.
По мнению Заявителя, указанное требование к виду пакета носит противоречивый характер.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить в чем заключается противоречивость установленных требований, а также какие нормы Закона о контрактной системе нарушены Заказчиком при установлены указанных требований к товару.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
п. 7, 11, 12 "Пакет самозапечатывающийся": "Пакет так же должен быть оснащен дополнительным швом по длине пакета разделяющим пакет на две части А) Часть занимающую не менее 2/3 от общего объема пакета для закладки инструмента; Б) Часть занимающую объем не более 1/3 от общего объема пакета для закладки внутреннего химического индикатора контроля процесса стерилизации 4-6 класс".
По мнению Заявителя совокупности требуемых характеристик соответствует товар единственного производителя DGM Steriguard, отсутствующий в свободной продаже.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные требования установлены исходя из потребности Заказчика и поставка пакетов с иными характеристиками невозможна, поскольку указанный товар нельзя будет использовать по назначению для целей оказания медицинских услуг. Кроме того, совокупности требований также соответствует товар ООО "Меридиан".
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлены сведения, подтверждающие обоснованность данного довода жалобы и что продукция ООО "Меридиан" не соответствует требованиям аукционной документации.
п.15 "Рулон комбинированный плоский с карманом".
По мнению Заявителя по совокупности требуемых характеристик данной продукции не существует.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленным требованиям соответствует продукция ООО "Клинипак", НПФ "Винар" и ООО "Меридиан".
Вместе с тем, из представленных сведений не следует, что указанные товары имеют карман, требование о наличии которого установлено документацией об аукционе.
Таким образом, в нарушение требований п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит требования к товарам, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
п.6-12 "Пакет самозапечатывающийся" и п.15 "Рулон комбинированный плоский с карманом" установлено требование "На пакетах (рулонах) в зоне боковых швов должны быть нанесены следующие обозначения - Номер партии продукции".
По мнению представителя подателя жалобы данные требования являются избыточными, ограничивают количество участников закупки и совокупности указанных характеристик соответствует товар единственного производителя DGM Steriguard.
Кроме того, Заявитель ссылается на требования ГОСТ ISO 11607-2011, устанавливающий общие требования упаковки для медицинских изделий, подлежащих финишной стерилизации, а именно на отсутствие требования о необходимости указания установленных Заказчиком сведений непосредственно на упаковке каждого изделия. Упомянутые сведения указываются на транспортной таре.
В соответствии с п. 9, п. 61 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27 "Об утверждении Общих требований безопасности и эффективности медицинских изделий, требований к их маркировке и эксплуатационной документации на них" для каждого медицинского изделия предоставляется информация, необходимая для идентификации этого медицинского изделия и его производителя, страны происхождения, а также информация для пользователя (профессионального или непрофессионального), касающаяся безопасности медицинского изделия, его функциональных свойств и эксплуатационных характеристик. Такая информация может находиться на самом медицинском изделии, на упаковке или в инструкции по применению. Маркировка должна быть нанесена на медицинское изделие. Если это невозможно или нецелесообразно, маркировка (частично или полностью) может быть нанесена на упаковку для каждой единицы медицинского изделия, и (или) на групповую упаковку, и (или) на инструкцию по применению.
Таким образом, в соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27 маркировка может быть нанесена на медицинское изделие, на упаковку или в может быть указана в инструкции по применению.
Установление требования о конкретном месте нанесения маркировки (на пакетах (рулонах) в зоне боковых швов) противоречит требованиям Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 27, в соответствии с которым маркировка может быть нанесена в любом месте упаковки.
Более того, представителем Заказчика не предоставлено документальных подтверждений того, что установленным требованиям соответствуют товары иных производителей помимо DGM Steriguard.
Таким образом, в нарушение требований п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит требования к товарам, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "РосФарМ" на действия ГБУЗ г. Москвы "ГВВ N 1 ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам, а также требований совокупности которых соответствует товар единственного производителя.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии А.Т. Чшиев
Члены Комиссии Р.Г. Осипов
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 (доб. 180)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 июня 2018 г. N 2-57-6786/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2018