Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля закупок, |
- Смирнова Л.О. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
рассмотрев жалобу физического лица - Молякова Дениса Владимировича (далее также - Моляков Д.В., физическое лицо) о нарушении Арбитражным судом Пензенской области (далее - заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при определении исполнителя путём проведения электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба Молякова Д.В. о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по приобретению квартиры для нужд Арбитражного суда Пензенской области, номер извещения 0155100003518000021 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе размещена в формате, не позволяющем произвести поиск и копирование отдельных фрагментов текста, что противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Моляков Денис Владимировича и представители Арбитражного суда Пензенской области на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и пункта 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 25.05.2018 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки www.sberbank-ast.ru размещены извещение об осуществлении закупки путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по приобретению квартиры для нужд Арбитражного суда Пензенского области и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Арбитражный суд Пензенской области.
Оператором электронной площадки является ЗАО "Сбербанк-АСТ".
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000,00 рублей.
2) В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определённого периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно статье 194 ГК РФ, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырёх часов последнего дня срока.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе 25.05.2018. То есть, в соответствии с требованиями главы 11 ГК РФ, срок окончания подачи заявок должен был быть установлен 02.06.2018.
Однако фактически сроком окончания подачи заявок, согласно извещению об осуществлении закупок, является - 01.06.2018 12:00.
Таким образом, заказчик, разместив указанное извещение подобным образом, сократил срок подачи заявок на один рабочий день.
Изложенное свидетельствует о нарушении Арбитражным судом Пензенской области положений части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3) Согласно части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о контрактной системе порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с пунктом 1.2 приказа Казначейства России от 30.12.2015 N26н "Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок" в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
Согласно подпункту л) пункта 14 постановления Правительства РФ от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (вместе с "Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок") технологические (технические и программные) средства официального сайте должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Письмом Минэкономразвития России от 17.12.2014 N31727-ЕЕ/Д28и "О направлении функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок" (вместе с "Функциональными требованиями к единой информационной системе в сфере закупок, создаваемой в соответствии с Законом о контрактной системе") установлены требования к созданию функционала по предоставлению информации в публичном доступе (в открытой части) ЕИС. Документы, размещенные заказчиком в ЕИС, указанным требованиям полностью соответствуют.
На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что заказчиком в единой информационной системе документация об электронном аукционе размещена в формате pdf и позволяет осуществить любому участнику закупки копирование отдельных ее частей (например, в виде одной страницы), позволяет осуществлять ознакомление с данным документом, а также его печать и копирование общедоступными средствами, что соответствует пункту 3 Приказа Минэкономразвития от 16.11.2009 N470 "О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти".
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что основной целью размещения информации о закупках является предоставление беспрепятственного доступа к ознакомлению с ней всех заинтересованных лиц, что в данном случае обеспечено.
При этом Закон о контрактной системе не устанавливает требований к форматам размещаемых файлов и их функциональным характеристикам, а наличие/отсутствие возможности поиска и копирования фрагментов текста аукционной документации не ограничивает пользовательский доступ и не препятствует ознакомлению с ней.
Следовательно, заказчик, разместив документацию об электронном аукционе подобным образом, требований действующего законодательства не нарушил.
Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы заявителя в рассматриваемой части.
4) В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 названного Федерального закона.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки определено заказчиком в пункте 2.1 документации об электронном аукционе.
Арбитражным судом Пензенской области указано, в том числе следующее:
- жилое помещение должно быть расположено в новом многоквартирном доме кирпичном жилом доме на территории г. Пенза, 1-2 километра от места нахождения заказчика;
- год сдачи в эксплуатацию жилого дома - не ранее 2017 года.
Следовательно, документация об электронном аукционе, разработанная и утверждённая подобным образом, не противоречит положениям Закона о контрактной системе, в том числе не приводит к ограничению количества участников закупки. Доказательств обратного при рассмотрении жалобы не представлено.
В связи с этим жалоба физического лица - Молякова Дениса Владимировича признаётся необоснованной.
5) По окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки. На основании положений части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
6) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку нарушения требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не повлияли на результаты закупки, принято решение предписание заказчику об устранении допущенных нарушений не выдавать.
В связи с этим, в целях продолжения определения подрядчика и заключения контракта, возникает необходимость выдачи оператору электронной площадки (АГЗ РТ) соответствующего предписания, что не противоречит положениям части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу физического лица - Молякова Дениса Владимировича о нарушении Арбитражным судом Пензенской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по приобретению квартиры для нужд Арбтражного суда Пензенской области, номер извещения 0155100003518000021, необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе.
3. Предписание заказчику об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с отсутствием влияния на результаты закупки.
4. Выдать оператору электронной площадки предписание о прекращении приостановления закупки в части заключения контракта.
5. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии Д.В. Рыжов
Л.О. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 8 июня 2018 г. N 1271
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2018