Резолютивная часть решения объявлена 07 июня 2018 года
В полном объеме решение изготовлено 013 июня 2018 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: Б.Б. Точиев - руководитель Управления;
Члены комиссии: А.А. Аушев - ведущий специалист - эксперт Управления; М.М. Халмурзиев - государственный инспектор Управления;
В присутствии представителей: заказчика - Федерального Государственного казенного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад "Солнышко" войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Заказчик, ФГКДОУ "Солнышко") А.И. Аушева (доверенность от 05.06.2018 г. Nб/н), А.Х. Погоровой (доверенность от 05.06.2018 г. Nб/н); заявителя жалобы ООО "ТИРК" (далее - Заявитель) - М.Р. Бекбузарова (доверенность от 05.06.2018 г. Nб/н); третье лицо представитель ИП Л.А. Медова - А.М. Медов (доверенность от 06.06.2018 г. Nб/н),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия (бездействия) Заказчика при проведении процедуры закупки способом электронного аукциона N0814100001018000002 на поставку продуктов питания (далее - Закупка, ЭАN0814100001018000002), выразившиеся в нарушении норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), и проведя внеплановую проверку в соответствии со статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении ЭАN0814100001018000002.
Суть жалобы Заявителя сводится к следующему:
1. Неправомерно отклонена заявка.
2. Нарушены правила описания объекта Закупки.
Заказчиком представлено письменное возражение по жалобе. Согласно возражений Заказчик считает отклонение заявки Заявителя правомерным, также считает документацию соответствующей нормам Закона о контрактной системе.
Заседание по рассмотрению жалобы Заявителя назначено на 16:30 06.06.2018 г. В соответствии с пунктом 3.32 административного регламента Комиссией объявлен перерыв до 16:30 07.06.2018 в связи с необходимостью выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 27.04.2018 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 363 417,00 рублей;
4) дата и время окончания подачи заявок - 15.05.2018 г. в 09:10;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 24.05.2018 г.
По доводам жалобы Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В силу пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 0814100001018000002 от 21.05.2018 г. (далее - Протокол), на участие в Закупке было подано 4 заявки, две заявки под номерами 1 и 4 отклонены на стадии рассмотрения первых частей заявок. Заявка Заявителя под номером 1.
В частности заявка Заявителя, согласно Протокола, отклонена на основании следующего: (1. П. 1 и 2 ч. 4 ст. 67 в связи с указанием недостоверных сведений и сведений, не соответствующих требованиям документации: так, в позиции 11 "Мясо птицы (тушки курицы)" участник закупки пишет - "Температура охлаждения тушек мяса диапазоне от минус трех до плюс пяти градусов Цельсия" при этом предлагает охлажденные тушки цыплят-бройлеров, тогда как в ГОСТ 31962-2013 в пункте 3.2 устанавливается, что мясо кур охлаждается температурой от минус 2°С до плюс 4°С включительно. Более того, согласно требованиям инструкции "В случае, если требуемый параметр или значение содержит слово "диапазон", "в пределах" (имеют преимущество перед другими знаками и символами) участник закупки должен представить диапазон значений в рамках установленного Заказчиком диапазона, при этом крайние значения удовлетворяют требования Заказчика если содержится слово "в пределах" и крайние значения не удовлетворяют требования Заказчика при сопровождении слова "диапазон". Таким образом, указанная участником температура охлаждения не соответствует также требованиям документации, в частности, инструкции по формированию заявки. 2. П. 2 ч. 4 ст. 67 в связи с указанием сведений, не соответствующих требованиям документации, в частности, в позиции 19 "печенье сдобное" участник указывает "массовой долей влаги не более 16,0%", то есть участником в заявке указан неконкретный показатель при этом не декларируется - является ли это показателем производителя или нет. Тогда как в инструкции требовалось следующее: "В случае, если Участник аукциона в электронной форме указывает в описании объекта закупки неконкретные функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, несоответствующие статье 66 Федерального закона N44-ФЗ, и инструкции по заполнению заявки в составе настоящей документации, должен дополнительно прописать "параметр производителя" или/и "информация с официального сайта производителя" или/и "в соответствии с техническим паспортом" и т.п." либо другой текст, претендующий на конкретизацию неконкретных функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, и при этом должен указать ссылку, с возможностью подтверждения указанной информации или предоставить достоверность данных параметров в любой другой форме". 3. П. 1 .ч. 4 ст. 67 в связи с указанием недостоверных сведений. В частности, в позиции 47 "Лавровый лист" участник закупки пишет - "Влажность 12,5 %", при этом декларирует соответствие товара ГОСТ 17594-81. Тогда как согласно ГОСТ 17594-81 влажность лаврового листа должна быть не более 12 %.).
Рассмотрев основания отклонения заявки Заявителя Комиссия Управления пришла к следующим выводам.
1) Инструкцией по формированию заявки на участие в Закупке установлено, что "В случае, если требуемый параметр или значение содержит слово "диапазон", "в пределах" (имеют преимущество перед другими знаками и символами) участник закупки должен представить диапазон значений в рамках установленного Заказчиком диапазона, при этом крайние значения удовлетворяют требования Заказчика если содержится слово "в пределах" и крайние значения не удовлетворяют требования Заказчика при сопровождении слова "диапазон".
Так, в позиции 11 технического задания Закупки установлено - "Температура охлаждения тушек мяса должна быть в диапазоне от минус трех до плюс пяти градусов Цельсия". При этом Заявитель жалобы в своей заявке указывает следующий диапазон - от -3 до +5 градусов Цельсия, неправильно включив в диапазон крайние значения, указанные в техническом задании, ввиду чего основание отклонения заяви находит подтверждение.
2) Инструкцией по формированию заявки на участие в Закупке установлено, что "В случае, если Участник аукциона в электронной форме указывает в описании объекта закупки неконкретные функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, несоответствующие статье 66 Федерального закона N44-ФЗ, и инструкции по заполнению заявки в составе настоящей документации, должен дополнительно прописать "параметр производителя" или/и "информация с официального сайта производителя" или/и "в соответствии с техническим паспортом" и т.п." либо другой текст, претендующий на конкретизацию неконкретных функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, и при этом должен указать ссылку, с возможностью подтверждения указанной информации или предоставить достоверность данных параметров в любой другой форме. (Обосновано тем, что при несоблюдении вышеизложенных требований, Заказчик не имеет возможности проверить достоверность информации, а в соответствии со статьей 67, ч.4, п. 1 и 2 Федерального закона N 44-ФЗ: "4. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе".)".
Так, в техническом задании установлено: "массовой долей влаги не более 16%, массовой долей общего сахара не более 45%, массовой долей жира не более 40%". При этом заявитель жалобы в своей заявке указывает показатели для массовой доли жира и общего сахара конкретными, а массовую долю влаги не конкретизирует и не указывает, что это "параметр производителя" или/и "информация с официального сайта производителя" или/и "в соответствии с техническим паспортом" и т.п." либо другой текст, претендующий на конкретизацию неконкретных функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки", ввиду чего основание отклонения заяви находит подтверждение.
3) Инструкцией по формированию заявки на участие в Закупке установлено, что "При указании слов "должен (но, на, ны) превышать"/"не должен (но, на, ны) превышать", участник должен сделать предложение без указания слов "должен (но, на, ны)", за исключением, когда такие слова и/или значения показателей установлены производителем. При участник закупок предлагает конкретное значение показателя, более или менее заявленного заказчиком соответственно".
Так, в позиции 47 технического задания установлено "Влажность не должна превышать 12,5 %". То есть, по условиям документации (в частности, инструкции) участник закупки должен предложить в данном конкретном случае значение, менее заявленного, то есть менее 12,5 %, что соответствовало бы при этом требованиям инструкции, тогда как заявитель жалобы в своей заявке указывает "Влажность 12,5 %", ввиду чего основание отклонения заяви находит подтверждение.
Рассмотрев вопрос о правомерности отклонения заявки Заявителя Заказчиком, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности отклонения заявки и необоснованности жалобы Заявителя.
2. Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной систем жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанных сроков обжалование данных действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Согласно извещению о проведении рассматриваемого электронного аукциона датой и временем окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе определено 15.05.2018 г. в 09 часов 10 минут. Жалоба общества с ограниченной ответственностью "ТИРК" была подана в Управление 31.05.2018 г.
Таким образом, срок для обжалования положений документации об электронном аукционе в антимонопольном органе у Заявителя истек.
На основании изложенного, Комиссия Управления оставляет второй довод жалобы без рассмотрения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления выявлены следующие нарушения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать среди прочего следующую информацию:
наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в числе прочего следующими правилами:
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В ходе изучения документации установлено, что в техническом задании установлены требования к характеристикам товара, которые относятся к испытаниям определенной партии товара после его производства, а именно:
Позиция 4 "Сыр твердый сычужный". Сыр должен быть твердых сортов - голландский круглый или голландский брусковой. Массовая доля: жира в сухом веществе должна быть 45,0/ 50,0 1,6 %, влаги должна быть не более 43/44 %, поваренной соли в пределах 1,5-3,0 %. На каждом сыре должны быть указаны: дата выработки (число, месяц), номер варки сыра (цифры должны располагаться в центре верхнего полотна головки сыра) и производственная марка. Цвет теста должен быть от белого до слабо-желтого, однородный по всей массе. Возраст сыра должен быть не менее тридцати суток. Требуемые размеры должны быть: длина 24-30 см, ширина 12-15 см, высота 9-16 см, а диаметр 12-16 см. Масса сыра должна быть 1,8-6,0 килограмм. Должен соответствовать ГОСТ Р 7616-85. Сыры должны быть без посторонних привкусов и запахов, не свойственных данному виду сыра. Остаточный срок хранения/годности не менее 90 %.
Позиция 7 "Сметана". Не менее 15% жирности. Продукт может быть изготовлен из нормализованных сливок. Должна быть без добавления растительного жира, без посторонних привкусов и запахов. Внешний вид и консистенция: однородная густая масса с глянцевой поверхностью. Соответствие ГОСТ Р 31452-2012, ТР ТС 033/2013 ". Фасовка не более 900 гр. Массовая доля белка в продукте: 2,0-2,6 %. Остаточный срок хранения/годности не менее 90%. Должно быть упаковано в упаковку типа "ведро" массой одной упаковки не менее 0,5 килограмма.
Позиция 9 "Сгущенное молоко". Должно соответствовать ГОСТ 31688-2012. Вкус сладкий, чистый с выраженным вкусом и запахом пастеризованных сливок или молока при этом без посторонних привкусов и запахов. Внешний вид: должна быть однородная, вязкая по всей масса без наличия ощущаемых органолептических кристаллов молочного сахара (лактозы). Цвет: может быть от белого до белого со слегка синеватым оттенком или белый с кремовым оттенком. Массовая доля влаги не более 30 %, Массовая доля сахарозы % должна быть в пределах от 37 до 46. Должно быть цельное сгущенное молоко с сахаром.
Также излишние требования предъявляются и в позициях 10, 11, 17, 19, 20, 22, 23, 24, 25, 26-34, 39-41, 46, 47, 55, 56, 59, 60 и 61.
Таким образом, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства установлены с нарушением статьи 33 Закона о контрактной системе, в силу чего Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в числе прочего, следующими правилами:
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В аукционной документации указано, что все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам, в числе прочего, в позиции 47 "Лавровый лист (сухой)" ГОСТ 17594-81.
В техническом задании в позиции 47 установлено, что влажность не должна превышать 12,5 %.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 17594-81 влажность листа не более 12,0%.
Вследствие указанного выше, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контарктной системе, в части расширения ГОСТа 17594-81 по показателю влажности.
При рассмотрении жалобы также установлено, что на момент рассмотрения жалобы заказчиком контракт заключен (согласно сведений представленным Заказчиком контракт N0814100001018000002-0775512-02 заключен 04.06.2018), вследствие чего Комиссия приходит к выводу о невозможности выдачи предписания.
Вместе с тем, Комиссией Управления при изучении контракта N0814100001018000002-0775512-02 (далее - Контракт) установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Из положений части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что контракт заключается в числе прочего в соответствии с окончательным предложением участника закупки.
Комиссией Управления установлено, что спецификация поставляемого товара приложенная к Контракту не соответствует предложению победителя Закупки. Заказчиком спецификация поставляемого товара заполнена в соответствии с неконкретными показателя технического задания, без установления значений и показателей предложенных победителем Закупки.
Ввиду вышеизложенного Комиссия Управления пришла к выводу о нарушении Заказчиком требований части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании выше изложенного и руководствуясь статьей 99 и статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя - ООО "ТИРК" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать ввиду заключения контракта.
4. Передать материалы дела должностному лицу Управления для решения вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. В соответствии со статьи 106 Закона о контрактной системе направить настоящее решение Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу.
Председатель комиссии: Б.Б. Точиев
Члены комиссии: М.М. Халмурзиев
А.А. Аушев
Настоящее решение (предписание) может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с административным регламентом утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" заинтересованные лица вправе обжаловать действия (бездействие) контролирующего органа, его должностных лиц и решений, принятых (осуществляемых) ими в ходе исполнения государственной функции, в досудебном (внесудебном) порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия от 7 июня 2018 г. N 130-З/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2018