Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Стройцентр" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Управления Судебного департамента в Московской области (далее - Единая комиссия) при проведении Единой комиссией, Управлением Судебного департамента в Московской области (далее - Заказчик), АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию и содержанию зданий районных и гарнизонных военных судов города Москвы, Управления Судебного департамента в городе Москве и Дома органов судейского сообщества в городе Москве (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0373100047018000045) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в документации об Аукционе требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявок на участие в Аукционе следующих документов и сведений:
- Лицензия на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданная ФСБ Российской Федерации (Федеральный закон от 21.07.1993 г. N5485-1 "О государственной тайне", Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. N333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны") (пункт 13 информационной карты документации об Аукционе) (далее - Лицензия N 1).
- действующая лицензия на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с правом обслуживания систем противопожарного водоснабжения. (Основание: письмо МЧС России от 11.03.2010 г. N 19-1-15-1282 "О лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений") (раздел 3 Технического задания документации об Аукционе) (далее - Лицензия N 2).
- действующее свидетельство о регистрации электролаборатории с правом профилактических испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок напряжением до 1000 В (Основание: Правила технической эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6) (далее - Свидетельство).
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 23.05.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 50 900 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки, признанные соответствующими документации об Аукционе;
5) в Аукционе принимали участие 2 участника закупки;
6) Победителем Аукциона признано Общество с ограниченной ответственностью "КФС-групп" с предложением о цене контракта 50 391 000 рублей.
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в документации об Аукционе требования к участникам закупки о предоставлении в составе заявок на участие в Аукционе Лицензий N N 1, 2, Свидетельства.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно положениям документации об Аукционе установлены следующие требования к участникам закупки (пункт 13 информационной карты документации об Аукционе:
- Лицензия на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданная ФСБ Российской Федерации (Федеральный закон от 21.07.1993 г. N5485-1 "О государственной тайне", Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 г. N333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны").
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанное требование к участникам закупки установлено в соответствии с потребностью Заказчика, положениями Закона о контрактной системе, Федерального закона от 21.07.1993 N5485-1 "О государственной тайне", Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 N333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" для надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии явка не обеспечена и не представлено сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В отношении установления требований о предоставлении лицензии N 2 и Свидетельства, представитель Заказчикам пояснил следующее.
Положениями раздела 3 технического задания документации об Аукционе предусмотрено выполнение следующих видов работ:
"Эксплуатационные работы по вышеуказанным Системам безопасности и связи включают в себя:
1. плановые и регламентные работы по техническому обслуживанию, планово-предупредительным ремонтам, включая подготовку к сезонной эксплуатации;
2. аварийные и аварийно-восстановительные работы по инженерным системам объектов.
Исполнитель работ (соисполнитель или на ином основании привлекаемые для оказания услуг третьи лица) должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к организациям, осуществляющим выполнение работ, а именно иметь:
- действующая лицензия на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с правом обслуживания систем противопожарного водоснабжения. (Основание: письмо МЧС России от 11.03.2010 г. N 19-1-15-1282 "О лицензировании деятельности по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений") (раздел 3 Технического задания документации об Аукционе).
- действующее свидетельство о регистрации электролаборатории с правом профилактических испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок напряжением до 1000 В (Основание: Правила технической эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 N 6".
На основании изложенного, по мнению Заказчика, указанные положения документации об Аукционе установлены в соответствии с потребностью Заказчика, положениями Закона о контрактной системе исходя их особенностей выполняемых работ, при этом представление указанных Лицензии N 2 и Свидетельства в составе заявки на участие в Аукционе не требуется, поскольку указанное требование установлено к исполнителю, который может быть привлечен на основании субподрядного договора.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии со статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. В части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Комиссией установлено, что извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 23.05.2018, при этом дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе, установленные Заказчиком в документации об Аукционе и ЕИС - 07.06.2018 в 09:00, т.е на пятнадцатый день.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано три заявки от участников закупки, а также на момент рассмотрения жалобы не представлено сведений, подтверждающих нарушение прав заинтересованных лиц.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию и содержанию зданий районных и гарнизонных военных судов города Москвы, Управления Судебного департамента в городе Москве и Дома органов судейского сообщества в городе Москве.
В соответствии с документацией об Аукционе, необходимо оказать услуги по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию и содержанию зданий районных и гарнизонных военных судов города Москвы, Управления Судебного департамента в городе Москве и Дома органов судейского сообщества в городе Москве в количестве 40 объектов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика не представил доказательств, подтверждающих, что все объекты, по которым необходимо оказать услуги по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию, имеют общие границы и неразрывно связаны между собой, а также что оказание услуг по объекту закупки выполнимо исключительно в рамках единого технологического процесса.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки объединено оказание услуг по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию объектов и зданий, расположенных в разных районах города и не связанных между собой, что приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, суммы обеспечения заявки, обеспечения исполнения контракта и может повлечь ограничение количества участников Аукциона.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано три заявки от участников закупки а также на момент рассмотрения жалобы не представлено сведений, подтверждающих нарушение прав заинтересованных лиц.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройцентр" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 13.06.2018 N 18/44/105/650 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 июня 2018 г. N 18/44/105/650
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2018