Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 14740-ЭП/18 от 07.06.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по перевозки на основании контракта автотранспортного обслуживания (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дляобеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 31.05.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200219618000005. Начальная (максимальная) цена контракта - 614 849, 30 рублей.
Заявитель обжалует неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в нарушении Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе. В частности, Заявитель полагает, что Заказчиком нарушен установленный Законом о контрактной системе порядок описания объекта закупки, в том числе, в части установления требований к закупаемым услугам.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу ст. 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчик самостоятельно определяет объект закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе,в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из содержания документации об аукционе следует, что требования к закупаемым услугам установлены Заказчиком в части III "Техническое задание" документации об аукционе.
1. В частности, из содержания Технического задания документации следует, что исполнитель должен обеспечить следующий режим работы: ежедневно с 7 часов 00 мин 5 (пять) рабочих дней в неделю (выходные дни - суббота, воскресенье), но не более 16 (шестнадцати) часов за сутки, с двухсменным режимом работы (в случае необходимости) (п. 2.2. раздела 2 Технического задания). Оплата производится на основании счета, акта сдачи-приемки оказанных услуг, подписанного Заказчиком. Приложением к акту является график оказания услуг (п. 3.1 раздела 1 Технического задания).
Заявитель полагает, что в документации об аукционе периоды оказания услуг противоречат периодам, указанным Заказчиком при определении начальной (максимальной) цены контракт, что сделает затруднительным осуществление расчетов за оказанные услуги.
Комиссия УФАС, проанализировав содержание документации об аукционе, не находит оснований для признания указанного довода Заявителя обоснованным, поскольку содержащийся в составе документации об аукционе расчет начальной (максимальной) цены контракта, несмотря на то, что присутствует в составе документации, при этом, не определяет порядок и сроки оказания закупаемых услуг и служит исключительно для целей обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Принимая во внимание, что Заявителем в нарушение ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что указанные обстоятельства нарушают требования Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы Заявителя, Комиссия ФАС не установила в рассматриваемых действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком определено место оказания услуг: Санкт-Петербург и Ленинградская область.
Также Заказчиком определено, что: оплата парковки в местах платных городских парковок Санкт-Петербурга осуществляется Исполнителем.
Заявитель полагает, что указанные требования возлагают на исполнителя дополнительные требования, которые не определены в документации, в частности, документация не содержит сведений о возможном количестве остановок в зонах платной парковки.
Вместе с тем, Комиссия УФАС не может согласиться с доводом Заявителя в указанной части, поскольку оплата стоимости парковки является сопутствующими расходами исполнителя в рамках оказания услуг, являющихся предметом контракта, такими же, как расходы на ГСМ, расходы на текущий ремонт автотранспортных средств и т.д.
В рамках рассматриваемого заказа закупка услуг парковки транспортных средств не осуществляется, а, следовательно, у Заказчика отсутствует обязанность по описанию указанного вида услуг, в том числе,в части определения объема услуг платных парковок.
3. Техническим заданием документации также установлено, что исполнитель должен производить техническое обслуживание и ремонт транспортного средства в фирменных (сертифицированных) сервисных центрах за счет собственных средств. Ремонт транспортного средства производить без участия основных водителей (п. 2.3 раздела 2 Технического задания).
Заявитель полагает, что устанавливая данное требование к исполнителю контракта, Заказчик вмешивается в производственную деятельность Заказчика.
Вместе с тем, Комиссия УФАС находит данный довод Заявителя не основанным на нормах действующего законодательства
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (п. 1 ст. 1 указанного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе и вмешательством в хозяйственную деятельность участников закупки.
4. В Техническом задании документации Заказчиком также установлены требования к качеству услуг, к их техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам, в частности, установлено что:
- Качество транспортных средств, представляемых для оказания услуг должно подтверждаться Сертификатами одобрения типа транспортного средства по системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденной Постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов".
Деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, использующих транспортные средства для осуществления своей деятельности, и результаты указанной деятельности, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Также в документации об аукционе Заказчиком установлено требование о том, что топливо и горюче-смазочные материалы, используемые в процессе эксплуатации автотранспортных средств, должно соответствовать требованиям Технического Регламента Таможенного Союза 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (принят решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826).
В жалобе Заявитель полагает, что указанные требования не предусмотрены действующим законодательством к лицам, оказывающим услуги, являющиеся предметом рассматриваемой закупки, и накладывают на участника дополнительные обязанности.
Комиссия УФАС, проанализировав довод Заявителя в указанной части, приходит к выводу о том, что требование Заказчика о подтверждении качества транспортных средств Сертификатами одобрения типа транспортного средства по системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденной Постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов", а также требование об использовании автомоторных топлив, допущенных к обороту на территории Российской Федерации, не являются требованиями к участникам закупки.
Кроме того, Комиссия УФАС констатирует, что документация об аукционе не предусматривает обязанность участника закупки представить указанный документ в составе заявки на участие в аукционе.
Комиссия отмечает, что согласно ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при эксплуатации транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу транспорта, и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Таким образом, требование Заказчика о соблюдении исполнителем требований Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установление Заказчиком вышеуказанных характеристик закупаемых услуг, обжалуемых Заявителем, обусловлено потребностями Заказчика и является его правом. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика.
Комиссия УФАС установила факт отсутствия ограничения количества участников рассматриваемой закупки, принимая во внимание обстоятельство, что было подано 3 заявки от участников закупкисогласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 09.06.2018 N0372200219618000005-1.Снижение составило 88,50%, как следует из Протокола проведения электронного аукциона от 13.06.2018 N0372200219618000005-2.
Таким образом, с учетом изложенного, а также исследовав доводы Заявителя, Комиссия УФАС не усматривает в положениях документации об электронном аукционе нарушений законодательства о контрактной системе.
Следовательно, жалоба признана необоснованной.
5. Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Установлено, что Заявитель данным ему правом не воспользовался и запросов на разъяснения положений документации не направлял.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ОлТранс"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 июня 2018 г. N 44-3019/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2018