Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ школа N 627 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Эверест" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 15502-ЭП/18 от 18.06.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по установке металлопластиковых окон (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 31.05.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200287018000003. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 376 545,52 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика в части установления в документации о закупке инструкции по заполнению первой части заявки не в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 5 к Техническому заданию.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе инструкция по заполнению первой части заявки должна содержать порядок заполнения в отношении всех показателей, требования к которым установлены Заказчиком в документации о закупке.
Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в Приложении N 6 к Техническому заданию.
Согласно инструкции Заказчиком установлено: "Товары и материалы должны соответствовать нормативным документам и ГОСТам и ТУ: ГОСТ 8486-86, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 26002-83, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 11652-80, ГОСТ Р 53769-2010, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 7473-2010, ГОСТ 16442-80, ГОСТ 52020-2003, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 20477-86".
Таким образом, Заказчиком установлены требования о соответствии товаров перечню государственных стандартов, при этом документация о закупке не содержит указание на то, какие из товаров должны соответствовать каждому из перечисленных государственных стандартов, что затрудняет процесс заполнения первой части заявки, так как для заполнения заявки участник закупки обязан сопоставить наименования товаров, наименования государственных стандартов, требования к конкретным показателям товаров с целью определения требований Заказчика.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком установлены требования к конкретным показателям товаров и инструкция по заполнению первой части заявки, которая не позволяет определить порядок разделения наименования показателя и значения показателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.
Следовательно, участник закупки в первой части заявки предоставляет значения показателей в отношении наименований показателей, установленных в документации о закупке.
Изменение наименования показателя или его непредоставление влечет изменение потребности Заказчика, а также противоречит требованиям ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС установила, что требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 5 к Техническому заданию в табличной форме, согласно которой наименование показателя отделено от значения показателя.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на отсутствие в инструкции по заполнению первой части заявки порядка заполнения всех показателей, требования к которым установлены в Приложении N 5 к Техническому заданию.
Например, согласно инструкции Заказчиком установлено следующее: "сведения о конкретных показателях товаров, указываемые участником размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не должны содержать таких слов и словосочетаний, не являющихся конкретными, как: "не более", "не менее", "должен быть", "может быть", "или", "максимальный", "минимальный", "уже", "шире", "более", "менее", "допускается", "до" и др.".
Таким образом, инструкция, например, не содержит закрытый перечень слов и словосочетаний, которые не должны быть указаны в первой части заявки на участие в аукционе, что не позволяет надлежащим образом определить порядок заполнения первой части заявки.
Также, например, по п. 3 Приложения N 5 к Техническому заданию Заказчиком установлено следующее требование к товару: "Разнотолщинность полимерного покрытия металлического листа: не должна превышать 10 % от толщины покрытия.".
Анализ инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе показал, что Заказчиком не установлен порядок заполнения показателей, требования к которым установлены с использованием слов "не должна превышать".
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эверест" частично обоснованной в части доводов об установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 июня 2018 г. N 44-3123/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2018