Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Силичева М.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Солонина К.В.- начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в присутствии представителей сторон: от заказчика: Селютиной А.В., Ким А.Г., в отсутствии представителей от уполномоченного органа и заявителя, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Инжиниринг, строительство и проектирование" (далее - Заявитель, Общество) на положения конкурсной документации утвержденной МКУ "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса по объекту: "Разработка проектной документации по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях. Газификация ТЭЦ г. Корсаков муниципального образования "Корсаковский городской округ" (извещение N 0161300001118000213) (далее - открытый конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения документации утвержденной Заказчиком.
По мнению Заявителя, документация конкурса, утвержденная Заказчиком, нарушает нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя, представив устные и письменные пояснения; считает, что конкурсная документация не противоречит Закону о контрактной системе, а жалоба Заявителя необоснованная.
Представитель Уполномоченного органа поддержал Заказчика по существу заявленных требований.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
25.05.2018 15:08 на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение об открытом конкурсе N 0161300001118000213.
По мнению Заявителя, установленные Заказчиком требования к участникам закупки, а именно:
- при оценке заявок по данному показателю засчитывается каждая копия предоставленного и исполненного (без взыскания с участника конкурса неустойки (штрафа, пени)) участником открытого конкурса заключенного и надлежаще исполненного участником в период с 2014 года договора (контракта) на работы по проектированию зданий и сооружений, расположенных в районах с сейсмичностью не менее 8 балов, в соответствии со СНиП П-7-81, цена которого составляет не менее 90 % от НМЦК, указанной в извещении, с приложением копии документов (акт о сдаче-приемке выполненных работ, акты оказанных услуг) подтверждающих выполнение работ по такому договору (контракту);
- наличие положительных заключений проверки достоверности сметной стоимости, положительных заключений государственной экспертизы, проектной документации по объектам сопоставимого характера: при оценке заявок по данному показателю засчитывается каждая копия положительного заключения проверки достоверности сметной стоимости и государственной экспертизы на работы по проектированию зданий и сооружений, нарушают требования Закона о контрактной системе, а также ограничивают круг поставщиков.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе, квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В силу ч. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценок заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N1085), утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Правила).
Согласно пп. "б" п. 4 Правил заказчик устанавливает в документации о закупке критерии, характеризующиеся, в том числе как нестоимостные критерии оценки, такие как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Следовательно, одним из показателей, раскрывающим нестоимостной критерий "квалификация участников закупки" будет являться опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Согласно п. 2.1 п. 12. 2 р. III конкурсной документации "Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе" заказчиком установлены нестоимостные критерии оценки: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
2.1.1. Наличие опыта у участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Оценивается общее количество контрактов, договоров по осуществлению проектных работ зданий и сооружений, расположенных в районах с сейсмичностью не менее 8 баллов, в соответствии со СНиП II-7-81, стоимостью не менее 90 % от начальной (максимальной) цены контракта в рамках каждого контракта (договора), заключенных и надлежаще исполненных участником в период с 2014 года по дату подачи заявки на участие в конкурсе со всеми приложениями к ним.
Опыт участника подтверждается копиями контрактов (договоров) в полном объеме, а в случае изменения условий контракта, договора в ходе его исполнения - копией соответствующего дополнительного соглашения и последними актами приемки выполненных работ, отражающими окончательную цену контракта, договора, и копией положительного заключения государственной экспертизы проектной документации по объекту и положительного заключения о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства объекта.
Объектом закупки является газификация ТЭЦ г. Корсаков муниципального образования "Корсаковский городской округ".
Согласно ч. 1 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В силу ч. 3.4 ст. 49 ГрК РФ проектная документация всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 указанного Кодекса, объектов, строительство, реконструкция которых финансируются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, автомобильных дорог общего пользования, капитальный ремонт которых финансируется или предполагается финансировать за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, объектов культурного наследия регионального и местного значения (в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия регионального или местного значения затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности указанного объекта) и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, а также проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экспертизе.
Согласно п. 5.1 ч. 1 ст. 6 ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности относятся организация и проведение государственной экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на указанных в статье 48.1 настоящего Кодекса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся, в том числе, опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее 116-ФЗ) Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Ч. 3 ст. 2 116-ФЗ гласит, что опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности.
Согласно пп. "а" п. 1 Приложения N1 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.
Исходя из толкования указанных норм, газовые котельные относятся к категории "опасные производственные объекты", в связи с чем, необходимо проведение государственной экспертизы проектной документации, следовательно, заказчик обоснованно указал в конкурсной документации наличие контрактов с государственной экспертизой в качестве подтверждения опыта сопоставимого характера и объема.
В п. 6 Технического задания обязательным условием является прохождение государственной экспертизы, получение положительного заключения. Прохождение государственной экспертизы проектной документации и проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объекта обеспечивает Исполнитель по доверенности Заказчика. Разработка необходимой рабочей документации в объеме достаточном для реализации проектных решений на стадии выполнения строительно-монтажных работ.
Согласно Постановлению Правительства от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета", а также п. 2 ст. 8.3. Градостроительного кодекса РФ указано, что сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.
Заказчик при проведении конкурсов вправе руководствовался п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства N1085, в связи с чем, устанавливать показатель критерия "Опыт участника по успешной поставке, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", а именно получение положительных заключений по проектированию зданий и сооружений, что направлено исключительно на необходимость заключения муниципального контракта с наиболее квалифицированными участниками, способными выполнить условия именно данного муниципального контракта качественно, надежно, в соответствии с техническим заданием и действующим нормативным законодательством, и в установленные сроки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что утвержденная Заказчиком конкурсная документация не содержит требования, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Комиссией не усмотрено в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба Заявителя признается необоснованной.
Комиссия, руководствуясь положениями ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Инжиниринг, строительство и проектирование" на положения конкурсной документации утвержденной МКУ "Управление капитального строительства Корсаковского городского округа" при проведении открытого конкурса по объекту: "Разработка проектной документации по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях. Газификация ТЭЦ г. Корсаков муниципального образования "Корсаковский городской округ" (извещение N 0161300001118000213) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.В. Силичев |
Члены Комиссии |
К.В. Солонин
Е.А. Осипова |
Исп. Дубровина С..А.
8 (4242) 46-55-70
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 июня 2018 г. N 224/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2018