Резолютивная часть решения объявлена 22.06.2018 г.
Изготовлено в полном объеме 26.06.2018 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Ностаева Н.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Бадмаев Б.Ю. - член Комиссии, специалист 1 разряда Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности:
уполномоченного органа - Администрация г. Элисты - Хонинов Ю.В. - заведующий сектором муниципального заказа, доверенность N ОН-87/01-28 от 15.01.2018 г.;
в отсутствии заявителя - ООО "Контракт", который уведомлен о рассмотрении жалобы;
рассмотрев в открытом заседании жалобу ООО "Контракт";
УСТАНОВИЛА
В Калмыцкое УФАС России 15.06.2018 г. поступила жалоба от ООО Контракт на действия Заказчика Управление городского хозяйства и административно-технического контроля Администрации города Элисты на электронный аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги по ул.Кирова (от Кировского моста до ул. Лермонтова) в г.Элисте, Уполномоченный орган - Администрация г. Элисты, реестровый номер извещения N 0105300000718000056.
Заявитель считает, что положение документации Заказчика с нарушениями Закона о контрактной системы.
Уведомлением от 18.06.2018 г. N08/10-61 рассмотрение жалобы назначено на 21.06.2018 г. в 10 ч.30 мин.
Комиссия для изучения материалов дела объявила перерыв на 22.06.2018 г. в 14.00.
22 июня 2018 года состоялось рассмотрение жалобы ООО Контракт.
Представитель уполномоченного органа представил устные и письменные пояснения, просил признать жалобу не обоснованной.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, рассмотрев все представленные сведения и документы, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, приходит к следующим выводам:
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчик нарушил ч.1 ст.2 и п.3 ст.63 Закона о контрактной системы, в части сроков подачи заявок на участие.
В соответствии с ч.1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссия Калмыцкого УФАС России установила, что 31 мая 2018 года Управление городского хозяйства и административно-технического контроля Администрации города Элисты на официальном сайте РФ www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0105300000718000056 о проведении открытого аукциона в электронной форме, предметом которого является капитальный ремонт автомобильной дороги по ул.Кирова (от Кировского моста до ул. Лермонтова) в г.Элисте.
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 196 250 (двадцать три миллиона сто девяносто шесть тысяч двести пятьдесят) рублей 00 копеек.
В извещении о проведении аукциона указано: дата и время начала подачи заявок: 31.05.2018 года 16:42, дата и время окончания подачи заявок: 15.06.2018 год в 17:00.
В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системы, Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с ч.1 ст.194 Гражданского кодекса РФ установлено, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Исходя из ч.3 ст.63, ч.1 ст.65 Закона о контрактной системы, днем окончания срока представления заявок должен быть день, который наступает после истечения соответственно пятнадцатого дня, начало отчета которого производится на следующий день после размещения извещения на официальном сайте.
Следовательно, начало исчисления пятнадцатого срока начинается с 31 мая 2018 года, пятнадцатидневный срок заканчивается 15 июня 2018 года, окончание срока подачи должно быть установлено заказчиком не ранее чем 16 июня 2018 года.
Вместе с тем, в нарушении ч.3 ст.63 Закона о контрактной системы, Управлением городского хозяйства и административно-технического контроля Администрации города Элисты в извещении указана дата и время срока подачи заявок 15 июня 2018 года 17 часов 00 минут, то есть срок публикации извещения на официальном сайте до даты окончания срока подачи заявок составил 14 дней, соответственно, срок подачи заявок для участников закупки сокращен на 1 день.
Таким образом, довод Заявителя Комиссия Калмыцкого УФАС России считает обоснованным.
2. Заявитель указывает, что документация о закупке, размещенная Заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, то данное действие нарушает часть 4 статьи 4, часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе В соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы устанавливаются Правительством Российской Федерации. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 г. N913 утверждено Положение о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию.
Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Таким образом, из указанных норм следует, что основной целью функционирования официального сайта является размещение соответствующей информации и обеспечение беспрепятственного доступа с целью ознакомления с ней всех заинтересованных лиц.
Комиссией Калмыцкого УФАС России установлено, что аукционная документация доступна для поиска, файл доступен для ознакомления и обеспечена возможность копирования текста из формата pdf в формат word.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не устанавливают требований к форматам размещаемых файлов и их функциональным характеристикам, и Заказчик обеспечил возможность печати и копирования фрагментов текста аукционной документации, не ограничивает пользовательский доступ и не препятствует ознакомлению с ней Комиссия Калмыцкого УФАС России пришла к выводу об отсутствии со стороны Заказчика нарушений порядка и способа размещения информации об аукционе.
Таким образом, довод жалобы не обоснован.
3. Заявитель считает, что Заказчиком нарушена ч.3 ст.33 Закона о контрактной системы, чем ограничил возможность участия в качестве поставщиков, нам необходимо приобрести и испытать партию товара, а именно по позициям: Битумы нефтяные строительные марки БН-90/10, мастика битумная.
Представитель Заказчика пояснил следующее: что в соответствии Закона о контрактной системы, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологий, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены ТР, принятым в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. В документации заказчик описывает объект закупки, выбрав показатели, определяющие соответствие закупаемой работы, предусмотренным заказчиком требованиям. (Аналогичная позиция по указанному вопросу высказана в постановлении АС Поволжского округа Ф06-23987/2017 от 28.09.2017 г N А06-9310/2016). В п.13.1 ИУЗ документации об аукционе в электронной форме прописаны ГОСТ: Все предлагаемые материалы должны соответствовать действующим редакциям нормативных документов: ГОСТ 11652-80, ГОСТ 11651-80, ГОСТ 10618-80, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 125-79, ГОСТ 11651-80, ГОСТ 11618-80, ГОСТ Р 50345-2010, ГОСТ 2162-97, ГОСТ 10503-71, ГОСТ Р 52643-2006; ГОСТ Р 52644-2006; ГОСТ Р 52645-2006; ГОСТ Р 52646-2006, ГОСТ 2889-80, ГОСТ 29298-2005, ГОСТ 32687-2014, ГОСТ 8479-70, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 3826-82 ГОСТ 8240-97 ГОСТ 111-2014, ГОСТ 10277-90, ГОСТ 1144-80, ГОСТ 13344-79, ГОСТ 7338-90, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 11652-80, ГОСТ 7338-90, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 18108-80, ГОСТ 6266-97, ГОСТ 31173-2003, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 11650-80, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 9870-61, ГОСТ 283-75, ГОСТ 30055-93, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 5781-82; ГОСТ 380-2005, ГОСТ 6617-76, ГОСТ 2889-80.
Так в позиции "Битумы нефтяные строительные марки БН 90/10" прописаны характеристики товара в соответствии с ГОСТ 6617-76.
В соответствии с ГОСТ 6617-76 п.1.3 "Битумы нефтяные строительные марки БН 90/10" по физико-химическим показателям строительные нефтяные битумы должны соответствовать требованиям и нормам указанных в таблице.
В позиции "Мастика битумная" прописаны характеристики товара в соответствии с ГОСТ 2889-80.
В соответствии с ГОСТ 2889-80 п.2.1 Мастика должна изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
Рекомендации по составу и приготовлению мастик приведены в приложении 2.
2.2 В зависимости от марки мастика должна соответствовать требованиям табл.2.
На основании изложенного, Комиссия Калмыцкого УФАС России считает данный довод необоснованным.
4. По доводу, что Заказчик неправомерно устанавливает незаконную причину увеличения сроков исполнения обязательств, чем нарушает ч.1 ст.95 Закона о контрактной системы.
Комиссия установила следующее. В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается за исключением их изменения, в том числе по соглашению сторон. В пунктах 14.1 проекта контракта определено: Под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, которые могут возникнуть после заключения настоящего Контракта в результате событий непредвиденных и/или непреодолимых Сторонами. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение своих обязательств по Контракту, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: пожара, наводнения, землетрясения, войны, запретительных актов государственных органов, носящих общий характер, и их последствий, при условии, что эти обстоятельства и их последствия непосредственно повлияли на исполнение обязательств по Контракту. В таком случае срок исполнения обязательств по Контракту продлевается соразмерно времени, в течение которого действовали такие обстоятельства или их последствия.
Данный пункт проекта контракта, не противоречит требованиям статей 34, 95 Закона о контрактной системе, так как из буквального толкования положений контракта не следует, что стороны согласовали порядок изменения срока исполнения контракта. При этом, законодательством о контрактной системе не определены права и обязанности заказчика и подрядчика в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, в связи с чем указанные обязательства сторон регламентируются гражданским законодательством.
Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Представитель Заказчика пояснил комиссии, что данное условие контракта является типовым, и направлено, в первую очередь, на защиту интересов поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по контракту, при этом, указанное положение не противоречит нормам Гражданского кодекса, а также Закона о контрактной системе.
При этом Заявителем жалобы не предоставлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм статьи 95 Закона о контрактной системе, а также законных прав и интересов поставщика (подрядчика, исполнителя) по данному аукциону. Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Комиссия Калмыцкого УФАС России, исследовав представленные в материалах дела документы, считает, что допущенные Заказчиком нарушения, являются достаточными основаниями для выдачи обязательного для исполнения предписания, направленное на аннулирование аукциона.
Учитывая вышеизложенное на основании ч.8 ст.106 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Контракт" - частично обоснованной, в части нарушения п.3 ст.63 Закона о контрактной системе.
2. Признать Заказчика Управление городского хозяйства и административно-технического контроля Администрации города Элисты нарушившим п.3 ст.63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании аукциона в электронной форме Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке, в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Ностаева Н.В.
Члены комиссии Мархадаева А.М.
Бадмаев Б.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 22 июня 2018 г. N 08-10-61
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.06.2018