Резолютивная часть решения вынесена 28.06.2018 года.
В полном объеме решение изготовлено 02.07.2018 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия УФАС) в составе:
Сучков О.Н. - председатель комиссии, заместитель начальника отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области;
Ларичева Наталья Сергеевна - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;
Предтеченская Елена Николаевна - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;
рассмотрев жалобу ООО "РЕНТАЛИТИ" (далее - Заявитель) на действия БУЗ ВО "Вологодский областной онкологический диспансер" (далее - Заказчик) и Комитета государственного заказа Вологодской области (далее - Уполномоченный орган), в присутствии представителей:
от Заказчика - Окоминой Н.Н. (по доверенности от 28.06.2018 б/н),
от Уполномоченного органа - Добрыниной Е.А. (по доверенности от 11.10.2017 N 10);
в отсутствие представителей от Заявителя (уведомлен надлежащим способом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),
УСТАНОВИЛА:
22.06.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) направлена по подведомственности жалоба из ФАС России от ООО "РЕНТАЛИТИ" на поставку комплекса для проведения лучевой терапии, монтаж и ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов (извещение N 0130200002418000228), противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
По мнению Заявителя, Заказчик неправомерно объединил в одну закупку поставку линейного ускорителя, его монтаж и ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, а также установил требование о предоставлении лицензии на монтаж и наладку медицинской техники.
Заявитель просит признать жалобу в обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик направил в Вологодское УФАС отзыв на жалобу, в котором указал, что медицинский линейный ускоритель относится к ускорителям электронов. Из этого следует, что он попадает под действие СанПиН 2.6.1.2573-10 "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации ускорителей электронов с энергией до 100 МэВ". Требованиями санитарных правил должны руководствоваться все юридические лица, осуществляющие проектирование, конструирование, производство, реализацию, размещение, эксплуатацию, ремонт и обслуживание ускорителей электронов. Согласно п. 2.10 СанПиН 2.6.2573-10 обращение с ускорителями электронов (проектирование, конструирование, производство, реализация, размещение, эксплуатация, техническое обслуживание, хранение и утилизация ускорителей электронов, проектирование, конструирование, изготовление и эксплуатация средств радиационной защиты) на территории Российской Федерации разрешается только при наличии лицензии на деятельность, связанную с источниками ионизирующего излучения (генерирующими)". Поставка организациям ускорителей производится по заявкам-заказам.
Заявитель, ссылаясь на п.1 ч.1 ст.33 и ч.6 ст. 31 считает, что Заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. Между тем данный закон не регламентирует критериев определения ограничения числа участников закупки. Заказчик обращает внимание, что в ответ на его запрос о возможности и стоимости комплекса для проведения лучевой терапии, монтажа и ввода в эксплуатацию, обучения правилам эксплуатации специалистов было получено четыре коммерческих предложений от потенциальных участников. Таким образом, Заказчик, не ограничил круг потенциальных участников.
Согласно СанПиН 2.6.1.2891-11 "Требования радиационной безопасности при производстве, эксплуатации и выводе из эксплуатации (утилизации) медицинской техники, содержащей источники ионизирующего излучения" к работам по выводу из эксплуатации и утилизации медицинской установки с ИИИ допускается специально подготовленный персонал группы А. Заказчик пришел к выводу о том, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие продажу (поставку) медицинских изделий, и хозяйствующие субъекты, осуществляющие демонтаж, монтаж, техническое обслуживание медицинских изделий, действуют на одних и тех же рынках и являются конкурентами, так как данный вид деятельности является лицензируемым на территории РФ.
Заказчик просит отказать в удовлетворении жалобы ООО "Стандарт-Строй" в полном объеме.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа поддержали доводы возражения на жалобу.
Комиссия УФАС, рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Заказчика и Уполномоченного органа, пришла к следующему выводу.
05.03.2018 в Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку комплекса для проведения лучевой терапии, монтаж и ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов N 0130200002418000228 .
Начальная (максимальная) цена контракта: 239 500 000,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 13.06.2018 08:00.
Согласно извещению данной закупки следующее: "Поставка комплекса для проведения лучевой терапии, монтаж и ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов".
Как следует из п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст. 66 Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 закона о контрактной системе.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона о контрактной системе участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, выполняющему услугу, фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно абз. 3 ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности участника закупки, обусловленной наличием лицензии на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Согласно п. 26 раздела I "Информационная карта" документации об электронном аукционе вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения: "<_> 2) документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, сопровождающих поставку товара, являющегося объектом закупки, или копии этих документов:
- Для участников закупки, прошедших процедуру лицензирования с 03.11.2011 г. по 14.06.2013 г.: копия лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, включая приборы, аппараты и оборудование для рентгенологии;
или
- Для участников закупки, прошедших процедуру лицензирования с 15.06.2013 г.: копия действующей лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, выполняемые работы: в части технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя): монтаж и наладка медицинской техники;
- Копия действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) с включенными видами работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих). <_>".
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит, в том числе деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469 "Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" лицензируемым видом деятельности в части технического обслуживания медицинской техники является, в том числе монтаж и наладка медицинской техники.
Согласно п. 39 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, входит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Порядок лицензирования деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)". Согласно п. 6 Приложения к Постановлению N 278 лицензируемая деятельность включает в себя осуществление технического обслуживания источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Комиссией УФАС установлено, что Заказчик в рамках данной закупки обеспечивает нужды учреждения, которые технологически и функционально связаны между собой.
Таким образом, Заказчиком указаны в документации требования, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, Заявителем не представлено.
Комиссия УФАС отмечает, что 31.05.2018 поступала аналогичная жалоба на положения документации об электронном аукционе по данной закупке и была признана необоснованной (решение N 04-11/109-18).
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы по существу было установлено, что Заказчиком 19.06.2018 принято решение об отмене электронного аукциона N013020000241800228 (приказ БУЗ ВО "Вологодский онкологический диспансер" от 19.06.2018 N 197), на основании которого Уполномоченным органом электронный аукцион был отменен (приказ Комитета государственного заказа Вологодской области от 19.06.2018 N 1581). Извещение об отмене определения поставщика для закупки N0130200002418000228 размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 19.06.2018 в 16ч.46 мин. Таким образом, на момент рассмотрения жалобы, предмет спора отсутствует.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕНТАЛИТИ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
О.Н. Сучков
Н.С. Ларичева
Е.Н. Предтеченская |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 28 июня 2018 г. N 04-11/130-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2018