Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С. И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Хамирзова С. Р.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Ткачевой Е. О., Хмельниченко О. Н., Погосян Л. В.,
от ООО "ВОДСТРОЙ" - представитель не прибыл,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "ВОДСТРОЙ" на действия заказчика - Администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121600003918000082 "Благоустройство бульвара Семыкина в городе Изобильном Изобильненского района Ставропольского края".
По мнению заявителя жалобы, документация аукциона не соответствует требованиям Закона 44-ФЗ.
Представители заказчика пояснили:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, выслушав доводы стороны, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
2. Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе - любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Рассмотрев доводы жалобы ООО "ВОДСТРОЙ", Комиссией установлено следующее:
1) Заказчиком в полном объеме прикреплен весь пакет документов, составляющий указанную техническую документацию, переданную его разработчиком. Указанная техническая документация содержит пояснительную записку, сводный сметный расчет в ценах 01.01.2001 г., сводный сметный расчет в ценах 1 квартала 2018 г., смету на благоустройство территории в ценах 01.01.2001 г., смету на благоустройство в ценах 1 квартала 2018 г. Ведомость объемов работ, дизайн проект в чертежах с пояснениями, заключение N668НР/1-18 с выводами о правильности применения нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства.
2) При описании заказчиком закупаемых/используемых товаров в документации указываются характеристики объекта закупки, при этом указываются максимальные и/или минимальные значения показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться участником. В отношении каждого товара (материала) отдельно по разделам разделены показатели на "Общие требования, Требования к максимальным значениям показателей, Требования к минимальным значениям показателей, Значения показателей, которые не могут изменяться.".
Указанный Заявителем показатель товара кольцо опорное находится в разделе требования к максимальным значениям показателей. Показатель "Предельные отклонения от линейного размера по высоте конструкции" указан Заказчиком в соответствии с таблицей 1 ГОСТ 8020-2016 "Конструкции бетонные и железобетонные для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей. Технические условия"
В соответствии с инструкцией участник может представить любое значение указанного показателя в пределах норм, которые предусмотрены ГОСТ в зависимости от того какой высоты опорное кольцо будет использовать участник:
- Если в Приложении 1 к техническому заданию в столбцах "Показатель" указан показатель "отклонения" (допустимые, предельные, максимальные), а в столбцах "Значение" установлено диапазонное значение в виде "-"значение",+"значение"", "+"значение",-"значение">>, "-"значение" и +"значение"", "+"значение" и -"значение"", "+"значение">>, "-"значение"" , ""значение"" то участник должен указать диапазонное значение в виде "-"значение",+"значение"", "+"значение",-"значение""5 "-"значение" и +"значение"", "+"значение" и -"значение"", "+"значение">>, "-"значение"" , "
"значение"" при этом указываемые значения могут включать установленный предельный положительный показатель, могут включать установленный отрицательный показатель и должно находиться в пределах заданного диапазона;
- Если в графе "Значение" содержатся знаки "_", "+/-", устанавливающие рядом со значением показателя максимальные величины допусков, то такие знаки означают допустимые отклонения и могут не удаляться (оставляются в данной графе без изменения) или участником указывается точное значение показателя, соответствующее заявленному в описании объекта закупки, с учетом применяемых допусков.
Предоставляемые участником сведения в отношении допускаемых пороков, дефектов товара (материала) должны быть указаны в пределах норм, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации (ГОСТ, СНиП и т.п.) для предлагаемого сорта, вида, типа, класса, марки (и т.п.) товара(материала) с учетом положений настоящей инструкции.
Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами и знаками "от", "до", "(не) более", "(не) менее", "(не) хуже", "(не) ранее", "(не) ниже", "(не) выше", "(не) шире", "min", " (не) уже", "max", "(не) превышает (-ют)", "...", ">", ">", "<", "<", "/", "\", "или", "и/или" за исключением случаев, указанных в инструкции.
Заявитель указывает, что в Инструкции не установлено описание случая, если в столбцах "Показатель" установлено диапазонное значение в виде "не более "значение"", и не представляется возможным установить, что необходимо указывать в заявке конкретное значение или диапазонное значение и границы диапазона входят или нет.
Однако, в инструкции и не может быть указана такая конструкция, так как значение не может стоять в столбце "Показатель", хоть в диапазонном, хоть в конкретном виде, если только он не часть указанного показателя. Наименование раздела в полной мере указывает на то, что установлены максимальные значения показателей.
3) По позиции грунтовка. В соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. При составлении первой части заявки участник закупки указывает показатели в соответствии с действующим законодательством, требованиями государственных стандартов и сведениями от производителей, а также руководствуется инструкцией по заполнению заявки. В соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Использование товаров, требования к которым установлены заказчиком при проведении данной закупки предусмотрено сметной документацией.
В соответствии с пунктом 2.2 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов (затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
В соответствии с пунктом 4.16 названной Методики для выделения ресурсных показателей могут использоваться ведомости потребности материалов, в которой находится перечень используемых материалов, в том числе грунтовка.
Указанные Заявителем характеристики грунтовки (Толщина одного слоя, Расход на один слой) являются диапазонными показателями, поскольку зависят от типа грунтуемой поверхности. Указанные Заявителем показатели находятся в разделе общие требования, наименование показателей однозначно указывают на диапазонное значение. Согласно инструкции "Не подлежат уточнению характеристики, имеющие по сути диапазонное значение, например, фракционный состав.".
Товар Грунтовка является серийно выпускаемой продукцией. В общем доступе в сети интернет в достаточном количестве имеется информация о данном товаре.
На этапе подачи заявки участник обязан при формировании своего предложения указать в том числе товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии) товара, тем самым на момент подачи заявки выбрать товар, который будет использовать, изучить характеристики товара (по данным производителя).
В соответствии с инструкцией, участник может указать значения показателей, которые указывает производитель или не конкретизировать указанный диапазон расхода и толщины (поскольку они являются по сути диапазонными и указание на диапазон содержится в самом наименовании показателя) и такое предложение будет соответствовать потребностям заказчика.
4) В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона N 44-ФЗ - порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Ч.4 ст. 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается в единой информационной системе в сфере закупок.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов, например mp3, avi.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
При этом согласно пункту 4 части 1 статьи 50 и пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
На сайте установлен алгоритм контроля действий по размещению закупок предусматривающий автоматическую проверку системой соблюдения заказчиками нормативных положений, в том числе требований Закона N 44-ФЗ, в том числе техническое обеспечение возможности доступа к открытой информации.
Следует отметить, что положениями Закона N 44-ФЗ, а также иными нормативными правовыми актами законодательства РФ об осуществлении закупок не установлено, что документация об аукционе должна быть размещена на официальном сайте в каком-то определенном формате.
Размещенная в единой информационной системе аукционная документация читаема, указана разборчиво, цифры и буквы различимы, примененный формат является распространенным, отрытым, воспроизводится общераспространенными бесплатными программами, к информации об электронном аукционе имеется свободный, круглосуточный и бесплатный доступ, формат позволяет копирование текста.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика - Администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края не установлены нарушения Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВОДСТРОЙ" на действия заказчика - Администрация Изобильненского городского округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121600003918000082 "Благоустройство бульвара Семыкина в городе Изобильном Изобильненского района Ставропольского края" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии С. Р. Хамирзов
С. И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 4 июля 2018 г. N 1032
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2018