Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
Гребенюковой М.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Парус - АйТи" - Телегина А.В., представителя Комитета государственных закупок Мурманской области - Коминой Д. А. (доверенность от 15.02.2018 N 06/18), представителя Аппарата Правительства Мурманской области - Шулаева Р.В. (доверенность от 27.06.2018 N 03-07/2693-АК),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Парус - АйТи" (далее - Общество, Заявитель) на действия Аппарата Правительства Мурманской области (далее - Заказчик, Правительство МО) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по внедрению единой автоматизированной системы кадрового обеспечения гражданской службы Мурманской области (закупка N 0149200002318002325) (далее - Электронный аукцион, Торги),
УСТАНОВИЛА:
Правительством МО проводились торги, извещение о проведении которых было размещено на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) 07 июня 2018 года.
Не согласившись с действиями Заказчика, Общество обратилось 21 июня 2018 года с жалобой в Мурманское УФАС России.
В обоснование своей жалобы Заявитель указал на нарушения Заказчиком правил описания объекта закупки, которые, по мнению Общества, ограничивают количество участников торгов.
Так, Общество в жалобе обращает внимание на то, что Заказчиком незаконно установлено дополнительное требование об обязательной принадлежности поставляемого программного обеспечения к классу 04.15 "Информационные системы для решения специфических отраслевых задач".
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, возражения Заказчика, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании объекта закупки в документации о закупке.
В пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Следовательно, установленные правила описания объекта закупки обязывают заказчиков описывать объект закупки таким образом, чтобы это не только позволяло участвовать в закупке потенциальным поставщикам товара, но и позволило самому заказчику приобрести товар, который будет соответствовать заявленным характеристикам и удовлетворять его потребностям для осуществления деятельности.
Согласно пункту 3.1 раздела 3 документации о проведении рассматриваемого Электронного аукциона заказчиком был установлен показатель для определения соответствия потребности заказчика: "Внесено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных по классу программного обеспечения "Информационные системы для решения специфических отраслевых задач".
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" класс программного обеспечения означает группу, которая объединяет программное обеспечение, имеющее аналогичные функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, и которая определяется в соответствии с классификатором программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - классификатор) и правилами его применения, утверждаемыми Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минкомсвязи России от 31.12.2015 N 622 "Об утверждении правил применения классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (далее - Правила) классификатор является базой данных нормативно-справочной информации (далее - НСИ), элементами которой являются наименование, коды, функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, по которым определяется соответствие программ для электронных вычислительных машин классу программного обеспечения (далее - описание программ для ЭВМ), а также указание на соответствие классов программ для электронных вычислительных машин (программного обеспечения) кодам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Информация из Классификатора предназначена для обеспечения формирования Реестра, осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3 Правил).
В случае полного или частичного соответствия функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристик, по которым определяется соответствие программного обеспечения классу программного обеспечения, нескольким классам, Экспертный совет принимает решение о соответствии программного обеспечения нескольким классам (пункт 9 Правил).
Соответственно класс программного обеспечения указывает на наличие определённых функциональных, технических и (или) эксплуатационных характеристик, которые присуще данному классу.
В рассмотренном деле указание Заказчиком на необходимость поставки программного обеспечения соответствующее числовому обозначению 04.15 "Информационные системы для решения специфических отраслевых задач" Классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утверждённого Приказом Минкомсвязи России от 31.12.2015 N 621, обусловлено спецификой поставленных задач государственного управления и деятельности Правительства МО.
Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлены требования к товару с учётом собственных потребностей и, исходя из специфики осуществляемого вида деятельности, которые полностью соответствует правилам описания объекта закупки.
Следует отметить, что в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В рассматриваемом деле антимонопольным органом не выявлено доказательств, а также самим Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированные заказчиком требования к объекту закупки привели к необоснованному ограничению количества участников аукциона. Согласно федеральной государственной информационной системе "Реестры программ для электронных вычислительных машин и баз данных" (reestr.minsvyaz.ru) по классу программного обеспечения 04.15 "Информационные системы для решения специфических отраслевых задач" зарегистрировано несколько программ различных производителей, отвечающих потребностям заказчика.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь, статьёй 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Парус - АйТи" на действия Аппарата Правительства Мурманской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по внедрению единой автоматизированной системы кадрового обеспечения гражданской службы Мурманской области (закупка N 0149200002318002325) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф.Воронина
М.Е. Гребенюкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 28 июня 2018 г. N 06-10/18-151
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2018