Резолютивная часть объявлена 26.06.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 29.06.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
от Заявителя - Лисюк Ю.С. по доверенности N3/2018, Енокян А.А. по доверенности N4/2018;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Уполномоченного органа - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу Карасевича И.П. от 19.06.2018 N922-ж на действия Заказчика - БУ "Урайская городская клиническая больница", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка дезинфицирующих средств (извещение N0387200009118001774) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
При подготовке технической части документации (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Поставка дезинфицирующих средств) Заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара; показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, которые в своей совокупности соответствуют товару конкретного производителя, а именно - средство дезинфицирующее "Гринвич", Изготовитель (производитель) - ООО "НПФ "Геникс", 424000, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, ул. Крылова, д. 26 (Российская Федерация):
Установление требований подобным образом исключает возможность предложения к поставке товара иных производителей, ущемляет наши права и законные интересы, ограничивает количество участников закупки.
Наши доводы основаны на анализе дезинфицирующих средств, зарегистрированных в установленном законом порядке и разрешенных к применению на территории ЕТС.
Рынок дезинфицирующих средств в малой степени представлен нехлорсодержащими таблетированными средствами. Однако, ни одно из них, кроме средства "Гринвич" не удовлетворяет совокупности требований. Так, например, они не содержат в качестве активно действующих веществ амины, а содержат гуанидины, в отношении которых Заказчиком установлено ограничение по позиции N 10 технического задания, в виде:
10.3.3 |
Средство не содержит |
хлор, гуанидиновые соединения |
|
Кроме того, Заказчиком необоснованно установлено требование к весу таблетки в виде
110.2 |
Вес таблетки, грамм |
|
не менее 2 |
Подобное требование не является функциональной и потребительской характеристикой.
В подтверждение своих доводов о том, что совокупности установленных требований соответствует только средство, дезинфицирующее "Гринвич", приводим ссылку ЕИС и данные одной из закупок (Закупка N0162300005317000770)
http://www.zakupki.gov.ru/epz/contract/extendedsearch/results.html?morpho logy=on&openMode=USE_DEFAULT_PARAMS&pageNumber=1&sortDirection=false&reco rdsPerPage=_10&sortBy=PO_DATE_OBNOVLENIJA&fz44=on&priceFrom=0&priceTo=200 000000000&advancePercentFrom=hint&advancePercentTo=hint&contractStageList _0=on&contractStageList_1=on&contractStageList_2=on&contractStageList_3=o n&contractStageList=0%2C1%2C2%2C3®ionDeleted=true&budgetaryFunds=on&ex traBudgetaryFunds=on&goodsDescription=%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B2%D0%B 8%D1%87
Требование к товару установлены идентичным образом:
4 |
Дезинфицирующее средство |
В качестве действующих веществ средство должно содержать в своем составе: ЧАС не менее 5%, амины не менее 10%. Средство не должно содержать в своем составе: активный хлор и гуанидины. Средство должно выпускаться в виде таблеток массой не менее 2,0 гр. Средство должно обладать антимикробной активностью в отношении: - грамотрицательных и грамположительных бактерий; - возбудителей ВБИ; - вирусов (в отношегии всех известных вирусов-патогенов человека); - грибов рода Кандида, Трихофитон. Средство должно иметь хорошие моющие свойства и не портить обрабатываемые объекты. Низкая токсичность - не менее 4 класс (малоопасные вещества) при нанесении на кожу. Средство должно обладать утвержденными режимами: - дезинфекции поверхностей в помещениях по вирусам. Требуемое количество рабочего раствора: - для дезинфекции поверхностей при вирусных инфекциях со временем экспозиции не более 30 минут - суммарное количество ЧАС и аминов должно быть не менее 0,1%. Срок годности рабочих растворов - не менее 30 суток. Фасовка: банка не менее 150 таблеток. |
Ниже приводим сведения из спецификации к контракту:
4 |
Дезинфицирующее средство "Гринвич" |
В качестве действующих веществ средство содержит в своем составе: ЧАС 5%, амины 10%. Средство не содержит в своем составе: активный хлор и гуанидины. Средство выпускается в виде таблеток массой 2,0 гр. Средство обладает антимикробной активностью в отношении: - грамотрицательных и грамположительных бактерий; - возбудителей ВБИ; - вирусов (в отношегии всех известных вирусов-патогенов человека); - грибов рода Кандида, Трихофитон. Средство имеет хорошие моющие свойства и не портит обрабатываемые объекты. Низкая токсичность -4 класс (малоопасные вещества) при нанесении на кожу. Средство обладает утвержденными режимами: - дезинфекции поверхностей в помещениях по вирусам. Требуемое количество рабочего раствора: - для дезинфекции поверхностей при вирусных инфекциях со временем экспозиции 30 минут - суммарное количество ЧАС и аминов 0,1%. Срок годности рабочих растворов - 30 суток. Фасовка: банка 150 таблеток. |
25 упак. |
Россия |
745,00 |
18625,00 |
Идентично установлены требования и в других закупках. Контракты, заключенные по результатам проанализированных аукционов, свидетельствуют о поставке именно этого средства.
Кроме того, стоит заметить, что количество товара с такими характеристиками существенно мало (10-25 банок), что может свидетельствовать о так называемой блокирующей позиции. Этот довод также имеет подтверждение. Например, указанное имело место в закупке N 0375200038518000059 на поставку моющих средств, где среди прочего требовалось "средство, моющее с дезинфицирующим эффектом" с характеристиками в виде "Средство в виде таблеток массой не менее 2,0г и не более 3,0г; соответствует ГОСТ 12.1.007-76 П.п.1.2, 1.3 "Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности"; "Нормативные показатели безопасности и эффективности дезинфекционных средств, подлежащих контролю при проведении обязательной сертификации" N01-12/75-97 Пп 1.5, 2.6, 5.1В качестве действующих веществ средство должно содержать ЧАС не менее 8% (для обеспечения моющих свойств) и не более 15% и производные амина не менее 8% и не более 20%, и не должно содержать активного хлора, гуанидиновых соединений. Антимикробная активность средства: в отношении бактерий, вирусов, грибов, возбудителей внутрибольничных инфекций. Срок годности рабочего раствора - не менее 30 суток. Количество рабочего раствора, приготавливаемого из 1 банки средства, в том числе: - для дезинфекции поверхности в помещениях прачечных при бактериальных инфекциях со временем экспозиции не более 60 мин - количество приготовленного раствора должно быть не менее 3000 лФасовка - банка не менее 0,25 кг" в количестве 10 шт.
Как видно, и здесь описание товара идентично, как и результат**:
12 |
Средство, моющее дезинфицирующим эффектом "Гринвич" 0,3 кг (Российская Федерация) |
шт |
10 |
1 117,00 |
11 170,00 |
** - сведения из контракта.
Далее, по позиции N 13 технического задания, Заказчик указал следующие требования:
13 |
Дезинфицирующее средство |
13.1 |
Назначение: |
Для обработки рук медицинского персонала |
|
13.2 |
Описание |
Готовое средство-кожный антисептик |
|
||
13.3. |
Состав средства: |
|
|
||
13.3.1 |
изопропиловый спирт, % |
|
не более 60 |
||
13.3.2 |
2-феноксиэтанол, % |
|
не менее 0,1, не более 2 |
||
13.4 |
Средство не содержит |
альдегидов, аминов, других видов фенолов, перекисных соединений, гуанидинов. |
|
||
13.5 |
Биологическая активность: |
Антимикробная активность в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий (включая микобактерии туберкулеза, тестровано на микобактерии Терра, вирусов- возбудителей парентеральных гепатитов,герпеса, грибов рода Кандида. |
|
||
13.6 |
Утвержденные режимы: |
|
|
||
13.6.1 |
гигиеническая обработка рук, сек |
|
не более 30 |
||
13.6.2 |
обработка рук хирургов, мин. |
|
не более 5 |
||
13.6.3 |
обеззараживания кожи инъекционного поля взрослых пациентов, в том числе при проведении прививок, сек |
|
не более 20 |
Характеристики, указанные по позиции N 13 технического задания, соответствуют только одному производителю ООО "Дезконтракт", Россия кожный антисептик "А-дез-антисептик". Необходимо отметить, что Заказчику поступал запрос на разъяснение по данной позиции. Изменения в техническое задание не вносились.
Хотелось бы обратить внимание, что ограничение конкуренции в данном случае, заключается в указании характеристик дезинфицирующего средства одного производителя, а не в количестве предоставленных коммерческих предложений от поставщиков. Возможно, данное средство находится в свободном обращении, но Заказчик не указал в техническом задании эквивалент дезинфицирующего средства - вот в чем прямое нарушение Закона о контрактной системе со стороны Заказчика, и Уполномоченного органа, который согласовывает и размещает документацию.
Для наглядности, предлагаем ознакомится со сравнительной таблицей дезинфицирующих средств, имеющих одно функциональное назначение, но различные характеристики:
ОПИСАНИЕ ДЕЗИНФИЦИРУЮЩЕГО СРЕДСТВА ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ЗАДАНИЮ |
А-Дез антисептик, ООО Дезконтракт |
Контисепт ООО "Континент" |
Манорм-гель ООО "Сателлит" |
Бонадерм гель Актив, АО НПО "Новодез" |
|||
13.1 |
Назначение: |
Для обработки рук медицинского персонала |
|
|
|
|
|
13.2 |
Описание |
Готовое средство-кожный антисептик |
|
|
|
|
|
13.3. |
Состав средства: |
|
|
|
|
|
|
13.3.1 |
изопропиловый спирт, % |
|
не более 60 |
60 |
50 |
20 |
60 |
13.3.2 |
2-феноксиэтанол, % |
|
не менее 0,1, не более 2 |
0,1 |
1,8 |
1 |
1 |
13.4 |
Средство не содержит |
альдегидов, аминов, других видов фенолов, перекисных соединений, гуанидинов. |
|
|
|
|
|
13.5 |
Биологическая активность: |
Антимикробная активность в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий (включая микобактерии туберкулеза, тестровано на микобактерии Терра, вирусов- возбудителей парентеральных гепатитов,герпеса, грибов рода Кандида. |
|
|
|
|
|
13.6 |
Утвержденные режимы: |
|
|
|
|
|
|
13.6.1 |
гигиеническая обработка рук, сек |
|
не более 30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
13.6.2 |
обработка рук хирургов, мин. |
|
не более 5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
13.6.3 |
обеззараживания кожи инъекционного поля взрослых пациентов, в том числе при проведении прививок, сек |
|
не более 20 |
20 |
30 |
нет |
нет |
13.6.4 |
обеззараживания медицинских перчаток, минут |
|
не более 5 |
0,5 |
1 |
нет |
нет |
13.6 |
Форма выпуска, литров |
Флакон |
не менее 1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Учитывая вышеуказанные требования к характеристикам, совершенно понятно, что такие характеристики, описывают только одно дезинфицирующее средство "А-дез-антисептик", ООО "Деконтракт", Россия.
Подобное описание объекта закупки носит необъективный характер, противоречат принципам Закона о контрактной системе и приводит к необоснованному ограничению числа участников закупок. К такому выводу пришли комиссии УФАС различных регионов по аналогичным вопросам: Решение Хакасского УФАС по делу N 96 от 19.06.2012, Решение УФАС Воронежской области по делу N 28-з от 13.01.17, Решение УФАС Воронежской области по делу N 30-з от 18.01.17, Решение УФАС по Волгоградской области по делу N 16-06/07-322 от 07.09.2016, Решение УФАС по республике Крым и г. Севастополя по делу N 06/6-69 от 06.09.2016.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Статьей 8 Закона о контактной системе определено, что:
- контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных
условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе);
- конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд.
Одним из таких законов является Федеральный закон от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), целью которого является обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного 5 функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
Запреты на ограничивающие конкуренцию действия организаторов или заказчиков торгов при проведении закупок на поставки товаров для государственных нужд, установленные законодательством, также взаимосвязаны.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
В ходе заседания Комиссии Управления представители Заявителя поддержали доводы жалобы в полном объеме.
Дополнительно представители Заявителя пояснили Комиссии Управления, что в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в аукционной документации установлено требование о предоставлении во второй части заявки копий действующих регистрационных удостоверений, выданных соответствующими уполномоченными Федеральными органами исполнительной власти, с приложениями для подтверждения факта государственной регистрации.
До заседания Комиссии Управления Заказчиком были направлены письменные возражения по доводам жалобы, в которых Заказчик указал, что документация об электронном аукционе не содержит условий, согласно которым поставщиком товаров по предмету закупки может быть только один производитель указанных товаров.
Характеристики, указанные по позиции N 10 технического задания соответствуют дезинфицирующему средству "ТАБЛЕЦИД" (Инструкция N 086Т/14 прилагается).
Характеристики, указанные по позиции N 13 технического задания соответствуют кожному антисептику "Дезитол А" и (Инструкция N 1/15 прилагается).
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка дезинфицирующих средств (извещение N0387200009118001774) размещены на официальном сайте единой информационной системы 15.05.2018.
В соответствии с техническим заданием Заказчику требуется следующее.
N п/п |
Наименование товара |
Описание (характеристики) объекта закупки* |
Ед. изм. |
|||
N п/п |
Наименование показателя (неизменяемое) ** |
Значения показателей, которые не могут изменяться (неизменяемое) *** |
Максимальное и (или) минимальное значение показателей (конкретное значение показателя устанавливает участник закупки) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
10 |
Дезинфицирующее средство |
10.1 |
Описание: |
таблетки, дезинфицирующее средство |
|
шт |
10.2 |
Вес таблетки, грамм |
|
не менее 2 |
|||
10.3 |
Состав (действующие вещества): |
|
|
|||
10.3.1 |
Четвертично-аммониевые соединения, % |
|
не менее 5 |
|||
10.3.2 |
Амины, % |
|
не менее 10 |
|||
10.3.3 |
Средство не содержит |
хлор, гуанидиновые соединения |
|
|||
10.4.1 |
Содержание действующих веществ в рабочем растворе в режиме дезинфекции поверхности при вирусных инфекциях, % |
|
не менее 0,1 |
|||
10.4.2 |
Время экспозиции дезинфекции поверхностей при вирусных инфекциях, минут |
|
не менее 30 |
|||
10.5 |
Биологическая активность |
в отношении грамотрицательных и грамположительных микроорганизмов, вирусов (в отношении всех известных вирусов-патогенов человека), включая микобактерии туберкулеза-(тестировано на Terrae), грибов рода Кандида, Трихофитон, возбудителей внутрибольничных инфекций |
|
|||
10.6 |
Токсичность, класс |
|
не менее 4 |
|||
10.7 |
Срок годности рабочих растворов, сутки. |
|
не менее 30 |
|||
10.8 |
Форма выпуска, табл |
банка |
не менее 150 |
|||
13 |
Дезинфицирующее средство |
13.1 |
Назначение: |
Для обработки рук медицинского персонала |
|
шт |
13.2 |
Описание |
Готовое средство-кожный антисептик |
|
|||
13.3. |
Состав средства: |
|
|
|||
13.3.1 |
изопропиловый спирт, % |
|
не более 60 |
|||
13.3.2 |
2-феноксиэтанол, % |
|
не менее 0,1, не более 2 |
|||
13.4 |
Средство не содержит |
альдегидов, аминов, других видов фенолов, перекисных соединений, гуанидинов. |
|
|||
13.5 |
Биологическая активность: |
Антимикробная активность в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий (включая микобактерии туберкулеза, тестровано на микобактерии Терра, вирусов- возбудителей парентеральных гепатитов,герпеса, грибов рода Кандида. |
|
|||
13.6 |
Утвержденные режимы: |
|
|
|||
13.6.1 |
гигиеническая обработка рук, сек |
|
не более 30 |
|||
13.6.2 |
обработка рук хирургов, мин. |
|
не более 5 |
|||
13.6.3 |
обеззараживания кожи инъекционного поля взрослых пациентов, в том числе при проведении прививок, сек |
|
не более 20 |
|||
13.6.4 |
обеззараживания медицинских перчаток, минут |
|
не более 5 |
|||
13.6 |
Форма выпуска, литров |
Флакон |
не менее 1 |
Изучив представленные Заказчиком документы, Комиссия Управления отмечает, что Инструкция N 086Т/14 по применению дезинфицирующего средства "ТАБЛЕЦИД" (ООО "Дезвит-Трейд", Россия) для дезинфекции объектов при туберкулезе указывает, что средство "ТАБЛЕЦИД" обладает антимикробной активностью в отношении микобактерий туберкулеза, в то время как согласно пункту 10 технического задания Заказчику нужен показатель Биологическая активность в отношении грамотрицательных и грамположительных микроорганизмов, вирусов (в отношении всех известных вирусов-патогенов человека), включая микобактерии туберкулеза-(тестировано на Terrae), грибов рода Кандида, Трихофитон, возбудителей внутрибольничных инфекций.
В соответствии с инструкцией N1/15 по применению дезинфицирующего средства (кожный антисептик) "Дезитол А" (ООО "Уральский центр нанотехнологий", Россия) обработка кожи инъекционного поля составляет 1 минуту, в то время как согласно пункту 13 технического задания Заказчику требуется дезинфицирующее средство с показателем "Обеззараживание кожи инъекционного поля взрослых пациентов, в том числе при проведении прививок" не более 20 секунд".
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что пункту 10 технического задания соответствует только дезинфицирующее средство "Гринвич", пункту 13 технического задания А-Дез антисептик (ООО "Дезконтракт"), иные дезинфицирующие средства по пунктам 10, 13 технического задания предложены быть не могут.
В ходе изучения представленных Заказчиком в составе документов коммерческих предложений, приложенных к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, установлено, что одним участником по пунктам 10, 13 предложены "ТАБЛЕЦИД" и "Дезитол А", вторым участником предложены "Гринвич" и "Дезитол А", третьим участником "Гринвич" и А-Дез антисептик.
Таким образом, требованиям технического задания соответствует только одно коммерческое предложение, обоснование начальной (максимальной) цены контракта носит признаки нарушения порядка расчетов обоснования начальной (максимальной) цены контракта .
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика установлено нарушение статьи 6, части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Выдача регистрационных удостоверений предусмотрена в различных случаях, в том числе Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N1416.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323-ФЗ) медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Частью 4 статьи 38 Закона N323-ФЗ установлено, что на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N1416 документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение).
Кроме того, приказом Минздрава России от 06.06.2012 N4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" (далее - Номенклатурная классификация) Росздравнадзор ведет работу по присвоению видов медицинским изделиям, в том числе ранее зарегистрированным в установленном порядке на территории Российской Федерации. Присвоение медицинскому изделию вида Номенклатурной классификации осуществляется на основании информации, имеющейся в комплекте регистрационной документации, находящейся в Росздравнадзоре. Соответствующие сведения о присвоении медицинскому изделию вида Номенклатурной классификации размещаются на официальном сайте Росздравнадзора www.roszdravNadzor.ru в подразделе "Электронные сервисы" - "Государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий".
Согласно Номенклатурной классификации к медицинским изделиям относятся вспомогательные и общебольничные медицинские изделия, в том числе: растворы/газы для санитарной обработки/обслуживания медицинских изделий и сопутствующие изделия, а так же стерилизаторы и сопутствующие изделия, к которым относятся салфетки для дезинфекции медицинских изделий, средства для очистки медицинских инструментов, растворы на основе кокоспропилендиамина для стерилизации инструментов, средства дезинфицирующее для медицинских инструментов на основе гипохлорита натрия, средства дезинфицирующее для медицинских инструментов на основе лаурилпропилендиамина, средства дезинфицирующее для медицинских инструментов на основе щелочи.
Вместе с тем, упоминаний вышеперечисленных медицинских изделий документация об аукционе и его информационная карта, а так же описание объекта закупки не содержат.
Основания для государственной регистрации дезинфицирующих средств, в отличие от оснований проведения государственной регистрации изделий медицинского назначения, установлены в статье 43 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон). Согласно положениям Закона государственная регистрация дезинфицирующих средств является мерой государственного регулирования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и направлена, прежде всего, на предотвращение вредного воздействия факторов среды обитания на человека и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно части 4 статьи 43 Закона, перечень веществ и отдельных видов продукции, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и порядок их государственной регистрации, осуществляемой уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2012 N 866 и Приказом Минздрава России от 10.11.2002 N344 (зарегистрирован Минюстом России 20.12.2002, рег. N4063) проведение государственной регистрации дезинфицирующих средств отнесено к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Пунктом 1.2 Приказа Минздрава России от 10.11.2002 N344 утверждена форма свидетельства о государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей
Кроме того, согласно пункту 6 раздела II Решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в таможенном союзе" (далее - Решение) дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства (для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах (кроме применяемых в ветеринарии)) входят в перечень товаров, подлежащих государственной регистрации, при этом, пунктом 1 Решения утверждена единая форма документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) (единая форма свидетельства о государственной регистрации).
Таким образом, сфера применения дезинфицирующих средств, прошедших процедуру государственной регистрации, не ограничена медицинским назначением, но прошедшие регистрацию дезинфицирующие средства могут применяться в лечебно-профилактических учреждениях, к которым в данном случае относится заказчик.
Свидетельство о государственной регистрации дезинфицирующих средств подтверждает его государственную регистрацию и возможность применения на территории Российской Федерации.
Пунктом 23 аукционной документации установлено требование о предоставлении во второй части заявки копий действующих регистрационных удостоверений, выданных соответствующими уполномоченными Федеральными органами исполнительной власти, с приложениями для подтверждения факта государственной регистрации.
Поскольку предметом закупки является поставка дезинфицирующих средств, а в соответствии с законодательством Российской Федерации для указанных средств выдается свидетельство о государственной регистрации, то Комиссия Управления считает, что в аукционной документации должно быть установлено требование о предоставлении свидетельств о государственной регистрации, а не регистрационных удостоверений на дезинфицирующие средства.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, в действиях Уполномоченного органа установлено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений.
Вышеизложенное соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Жалоба Карасевича И.П. рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Управления не вправе давать оценку действиям Заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются по процедуре, предусмотренной Законом о защите конкуренции и Административным регламентом ФАС России от 25.05.2012 N339 по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу Карасевича И.П. от 19.06.2018 N922-ж на действия Заказчика - БУ "Урайская городская клиническая больница", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка дезинфицирующих средств (извещение N0387200009118001774) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - БУ "Урайская городская клиническая больница" нарушение статьи 6, части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - БУ "Урайская городская клиническая больница", Уполномоченному органу - КУ "Центр лекарственного мониторинга", аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание.
5. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
6. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре ул. Мира, 27, г. Ханты-Мансийск, 628002 тел/факс (3467) 38-80-81 e-mail: HYPERLINK "to86@fas.gov.ru
2018 г. N 03/ПА- . |
Оператор электронной площадки: ОАО "ЕЭТП" 117312, г.Москва, пр-т 60-летия Октября, д. 9 тел.: (495) 5424020, 2761626 e-mail: info@roseltorg.ru Заявитель: Карасевич И.П. 628401, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г.Сургут, ул.Мелик-Карамова, д.66, кв.47 Тел.: (922) 2532289 e-mail: sheronovanata@yandex.ru Заказчик: БУ "Урайская городская клиническая больница" 628285, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Урай, ул.Пионеров, д.1 Тел.: (34676) 24980 e-mail: orz@uraycgb.ru Уполномоченный орган: КУ "Центр лекарственного мониторинга" 628408, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Сургут, ул.Сергея Безверхова, д.4/5 тел.: (3462) 935836 e-mail: zakypki@clm86.ru |
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства
Резолютивная часть объявлена 26.06.2018 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 29.06.2018
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Старший государственный инспектор отдела Управления.
на основании своего решения от 26.06.2018 о рассмотрении жалобы Карасевича И.П. от 19.06.2018 N922-ж на действия Заказчика - БУ "Урайская городская клиническая больница", Уполномоченного органа - КУ "Центр лекарственного мониторинга" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка дезинфицирующих средств (извещение N0387200009118001774), руководствуясь положениями статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия Управления
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
В целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику - БУ "Урайская городская клиническая больница", Уполномоченному органу - КУ "Центр лекарственного мониторинга", аукционной комиссии совершить следующие действия:
1. Отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, предметом которого является поставка дезинфицирующих средств (извещение N0387200009118001774).
2. С учетом принятого решения от 26.06.2018 по рассмотрению жалобы Карасевича И.П. от 19.06.2018 N922-ж:
- внести изменения в документацию электронного аукциона, предметом которого является поставка дезинфицирующих средств (извещение N0387200009118001774) и привести документацию электронного аукциона в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе;
- продлить срок подачи заявок на участие в закупке таким образом, чтобы со дня размещения изменений в документацию электронного аукциона до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней;
- разместить информацию об отмене протоколов и внесении изменений в документацию электронного аукциона в сети "Интернет" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru и сайте оператора электронной площадки.
3. В срок до 16.07.2018 исполнить п.1, п.2 данного предписания.
4. В срок до 17.07.2018 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре информацию об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов.
5. Оператору электронной площадки совершить следующие действия:
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
6. Официальному сайту www.zakupki.gov.ru и оператору электронной площадки обеспечить исполнение Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией пунктов 1, 2, 3 настоящего предписания.
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Примечание: настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 26 июня 2018 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2018