Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
И.М. Беляевой,
Главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ГКУ "Дирекция заказчика ЖКХиБ ЮВАО": С.Ю. Григоряна.
ООО "Тенкос": И.А. Лебедева, Р.И. Боташева,
в отсутствие представителей ГБУ города Москвы "Жилищник района Марьино", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N ТФ/31163/18 от 02.07.2018),
рассмотрев жалобы ООО "Тенкос" (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Марьино" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту гидроизоляционного слоя фасадов зданий (Закупки NN 0373200041118000480, 0373200041118000481) (далее - аукционы) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении электронных аукционов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/31163/18 от 02.07.2018.
В результате рассмотрения жалоб, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. На основании п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы жалоб на предмет установления в аукционных документациях неправомерных избыточных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционах, а именно: п.7 "Грунтовка перхлорвиниловая": "расход от 120 до 100 г/м2", п.8 "Лак кремний органический гидрофобизирующий": "внешний вид: однородная жидкость от бесцветного до коричневого цвета. Допускается незначительный осадок", п.14 "Светильник": "КПД не менее 71%", п.22 "Доска": "влажность древесины: от 12*%".
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалоб, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих, что требования к показателям, указанным в жалобах к вышеуказанным товарам являются избыточными и определяются в процессе испытания товара и не определяются производителями товаров в отрытом доступе; а также, что такие показатели не являются качественными и функциональными характеристиками показателей товара, которые Заказчик устанавливает в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе.
Также в составе жалоб отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что вышеуказанные требования могут повлечь за собой ограничение количества участников закупок, а также препятствует корректному формированию заявки на участие в аукционах.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалоб Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Согласно доводам жалоб Заказчик в Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаром (материалов) (далее - Инструкция) установил следующее: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам: ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.: ГОСТ 24045, ГОСТ 10587,ГОСТ 4028, ГОСТ 31108, ГОСТ 125, ГОСТ Р ИСО 4014, ГОСТ 5915,ГОСТ Р ИСО 898-2-2013, ГОСТ 14254 ГОСТ 30244, ГОСТ 10503, ГОСТ 30244, ГОСТ 19111, ГОСТ 10354, ГОСТ 10503, ГОСТ 31996,ГОСТ 3262, ГОСТ 9466-75 , ГОСТ 9467-75, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 10277-90, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 6465, ГОСТ 962, ГОСТ 28013-98,ГОСТ 8736", при этом в Инструкции не установлено, какой именно ГОСТ соответствует используемому при выполнении работ товару.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в Инструкции указаны конкретные государственные стандарты, которым должны соответствовать предлагаемые к использованию при выполнении работ товары, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
В составе жалоб, а также на заседании Комиссии Управления, представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих каким образом указание вышеуказанным способом требований о соответствии товаров ГОСТ не позволяет подготовить заявки на участие в Аукционах.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалоб не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
3. На заседании Комиссии Управления также рассмотрены доводы жалоб на предмет установления в аукционных документациях неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупок в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционах, в частности: п.8 "Лак кремнийорганический гидрофобизирующий": "время высыхания пленки до степени до 3 при температуре (20_5)°С: до 1 ч", п.16 "Трубы стальные водогазопроводные": "кривизна труб на м длины <2 мм".
Конкретные значения по характеристикам вышеуказанных товаров не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционах, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционах и приводит к ограничению участия в аукционах. Кроме того, вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний приводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по вышеуказанным характеристикам представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Так например, показатель "время высыхания пленки до степени до 3 при температуре (20_5)°С: до 1 ч" для товара по п.8 "Лак кремнийорганический гидрофобизирующий" регламентирует ГОСТ 19007-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания (с Изменениями N 1, 2)", согласно которому время и степень высыхания определяют при (20_2) °C и относительной влажности воздуха (65_5)% на трех образцах на расстоянии не менее 20 мм от края образца после естественной или горячей сушки нанесенного слоя лакокрасочного материала.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенный пример подробного изложения в аукционных документациях требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционах.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалоб и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. В составе жалоб указано, что Инструкциях содержат неправомерные положения, которые вводят участников закупки в заблуждение, а также препятствуют корректному формированию заявки на участие в аукционах, а именно: "Характеристику устойчивость к температуре участнику закупки необходимо представить как значение показателя, который не может изменяться. вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией. Если в требованиях указано "интервал", то следует указывать диапазон значений шире чем установленный, в обе стороны при наличии двух крайних значений или в одну при наличии только одного крайнего значения, вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией. В случае, если требования к показателям товаров при указании значений сопровождается словами: "примерно", то необходимо указать конкретный показатель в рамках минус 10% от указанного значения, не включая само значение".
Также в составе жалобы указано, что в Инструкциях Заказчика неправомерно отсутствует трактовка слов "диапазон", "в диапазоне".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить, ввиду чего подобным образом Заказчиком установлены положения Инструкции.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данных доводов жалоб и о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Тенкос" на действия ГБУ города Москвы "Жилищник района Марьино" обоснованными в части установления неправомерных требования к товарам и неправомерных положений Инструкций.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г.Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии А.С. Спирякова
И.М. Беляева
Исп.Спирякова А.С. 495 784-75-05 (доб.189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 июля 2018 г. N 2-57-8230/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2018