Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Базис" (далее - ООО "Базис") от 02.07.2018 N 201 (вх. от 02.07.2018 N 2322) на действия аукционной комиссии заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми "Воркутинская детская больница" (далее - ГБУЗ РК "Воркутинская детская больница") при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка лекарственных средств для нужд ГБУЗ РК "Воркутинская детская больница", извещение N 0307300030118000065 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "Базис", ГБУЗ РК "Воркутинская детская больница", закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - АСТ") о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
ГБУЗ РК "Воркутинская детская больница" в письме от 04.07.2018 N 564 (вх. от 09.07.2018 N 3258) заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей ООО "Базис", ГБУЗ РК "Воркутинская детская больница", ЗАО "Сбербанк - АСТ" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
ООО "Базис" в жалобе указывает на возможное нарушение аукционной комиссией ГБУЗ РК "Воркутинская детская больница" при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе требований Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
ГБУЗ РК "Воркутинская детская больница" в отзыве на жалобу от 04.07.2018 N 565 (вх. от 09.07.2018 N 3258) представлены возражения относительно позиции заявителя.
Согласно материалам жалобы, сведений с официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт), на дату и время рассмотрения жалобы контракт по результатам закупки не заключен.
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК "Воркутинская детская больница".
Объектом закупки явилась поставка лекарственных средств для нужд ГБУЗ РК "Воркутинская детская больница.
Начальная (максимальная) цена договора составила 26 959,00 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств обязательного медицинского страхования.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0307300030118000065, документация электронного аукциона размещены на официальном сайте 13.06.2018.
Приказом главного врача ГБУЗ РК "Воркутинская детская больница" от 12.01.2015 N 70 утвержден состав Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для обеспечения государственных нужд ГБУЗ РК "Воркутинская детская больница" (далее - Единая комиссия).
4. Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
4.1. По пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе (в редакции от 23.04.2018 N 42, действовавшей на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона), в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, наряду с прочим, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с прочей информацией, должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу частей 1, 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в редакции от 23.04.2018 N 42, действовавшей на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона), при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, разделу III "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" документации об электронном аукционе, к поставке требуется лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием "меропенем" лекарственной формы "порошок для приготовления раствора для внутривенного введения", который включен в перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.10.2017 N 2323-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, в который включен, наряду с прочими, лекарственный препарат "меропенем" лекарственной формы "порошок для приготовления раствора для внутривенного введения", являющийся объектом закупки.
Вместе с тем, в извещении о проведении электронного аукциона, ограничения и условия допуска происходящего из иностранных государств закупаемого лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, не установлены.
Бездействие заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинская детская больница" в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона ограничений и условий допуска происходящего из иностранных государств закупаемого лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, противоречит пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе (в редакции от 23.04.2018 N 42, действовавшей на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона).
Раздел I "Инструкция (Общие сведения) документации об электронном аукционе включает в себя, наряду с прочим, пункт 7 "Применение национального режима при осуществлении закупок, содержащий указание: "применяется в случае установления в Информационной карте запрета на допуск товаров, работ, услуг, ограничения и условия допуска товаров, работ, услуг)".
Раздел II "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) ограничения и условия допуска происходящего из иностранных государств закупаемого лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, не содержит.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции от 23.04.2018 N 42) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В подпункте 6 части 5 пункта 12 раздела I документации об электронном аукционе установлено: "Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии с п. 7 настоящей документации, или копии этих документов.
Пункт 7 "Применение национального режима при осуществлении закупок" содержит указание о его применении в случае установления в Информационной карте, в том числе, соответствующих ограничений и условий допуска закупаемого товара, при этом в Информационной карте ограничения и условия допуска происходящего из иностранных государств закупаемого лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, не установлены.
Пункт 28 Информационной карты "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" указание о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, условиям и ограничениям, установленным в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, или копий этих документов, при закупке лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, не содержит.
Бездействие заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинская детская больница" в части неустановления в документации об электронном аукционе требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, условиям и ограничениям, установленным в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, или копий этих документов, при закупке лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, противоречит пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции от 23.04.2018 N 42).
Согласно части 2, пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (в редакции от 23.04.2018 N 42, действовавшей на дату рассмотрения Единой комиссией вторых частей заявок на участие в электронном аукционе) установлено, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 1 Постановления Правительства от 30.11.2015 N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
-содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
-не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства от 30.11.2015 N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В соответствии с Приказом ТПП РФ от 21.12.2015 N 93 "О Положении о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов)" сертификат о происхождении товара формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд - документ, выданный уполномоченной ТПП участнику закупки и свидетельствующий о стране происхождения товаров.
По пункту 4 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289: "в случае если заявка (окончательное предложение), содержащая предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, установлены Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155).
В силу пункта 5 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установленные настоящим постановлением ограничения не применяются в случае:
-осуществления закупок лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых на территориях государств - членов Евразийского экономического союза осуществляются исключительно первичная упаковка и вторичная (потребительская) упаковка или вторичная (потребительская) упаковка лекарственных препаратов с обеспечением выпускающего контроля их качества, - до 31 декабря 2016 г. включительно;
-размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг извещений об осуществлении закупок лекарственных препаратов или направления приглашений принять участие в определении поставщика закрытым способом, осуществленных до вступления в силу настоящего постановления;
-осуществления закупок лекарственных препаратов заказчиками, указанными в части 1 статьи 75 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на территории иностранного государства для обеспечения своей деятельности на этой территории.
5. Согласно протоколу от 22.06.2018 N 0307300030118000065-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе на участие в закупке поданы заявки от трех участников; все участники, подавшие указанные заявки, допущены у участию в электронном аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 26.06.2018 N 0307300030118000065-3, все заявки на участие в электронном признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе; победителем закупки признан участник, подавший заявку на участие в электронном аукционе с порядковым номером 1.
По результатам анализа заявок участников закупки, имеющимися в материалах жалобы, установлено следующее:
-две заявки на участие в электронном аукционе содержат предложения о поставке лекарственных препаратов российского происхождения различных производителей, что подтверждено сертификатами о происхождении товара по форме СТ-1, представленными в составе вторых частей указанных заявок;
-одна заявка на участие в электронном аукционе содержит предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (Индия), о чем свидетельствуют, в том числе, представленные в составе второй части заявки декларация о стране происхождения товара, регистрационное удостоверение лекарственного препарата для медицинского применения (при этом сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 в составе второй части указанной заявки не представлен).
Единая комиссия при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, принимая решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе, руководствуется требованиями, установленными документацией об электронном аукционе.
В связи с тем, что при осуществлении закупки имеет место бездействие заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинская детская больница" в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе ограничений и условий допуска происходящего из иностранных государств закупаемого лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, действие Единой комиссии в виде принятия решения о признании заявки на участие в электронном аукционе с порядковым номером 1, содержащей предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства (Индия), соответствующей требованиям документации об электронном аукционе, при том, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (2 заявки), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и документации о закупке и которые одновременно: содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (Россия); не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя, нельзя признать противоречащим пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанное бездействие заказчика повлияло на выбор Единой комиссией победителя закупки. С учетом того, что Единая комиссия обязана действовать в соответствии с закупочной документацией, выдача предписания об отмене протоколов, составленных в ходе закупки, не устранит допущенные заказчиком нарушения. При таких обстоятельствах, выдаче подлежит предписание об аннулировании электронного аукциона.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки закупки признать бездействие заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинская детская больница" в части неустановления в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе ограничений и условий допуска происходящего из иностранных государств закупаемого лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, противоречащим пункту 7 части 5 статьи 63 (в редакции от 23.04.2018 N 42, действовавшей на дату размещения извещения о проведении электронного аукциона), части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. По результатам внеплановой проверки закупки признать бездействие заказчика - ГБУЗ РК "Воркутинская детская больница" в части неустановления в документации об электронном аукционе требования о предоставлении в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, условиям ограничениям, установленным заказчиком в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, или копий этих документов, при закупке лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, противоречащим пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции от 23.04.2018 N 42).
4. С учетом стадии закупки (заключение контракта), существенности установленных нарушений, выдать заказчику, Единой комиссии предписание об аннулировании закупки способом электронного аукциона, отмены протокола от 22.06.2018 N 0307300030118000065-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе; протокола от 26.06.2018 N 0307300030118000065-3 подведения итогов электронного аукциона.
5. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика по установленным нарушениям Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 9 июля 2018 г. N 04-02/4798
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2018