На основании требований пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), проведена внеплановая проверка действий ФКУ НЦУКС (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке зданий и прилегающих территорий административных зданий МЧС России по адресам: г. Москва, ул. Ватутина, д. 1, стр. 1; ул. Ватутина, д. 1 (Закупка N0373100052018000022).
Состав Комиссии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления):
Заместитель председателя Комиссии:
Е.И. Ушкова - главный специалист-эксперт отдела обжалования государственных закупок,
Члены Комиссии:
С.И. Казарин - старший государственный инспектор отдела обжалования государственных закупок,
Г.А. Радочинский - специалист-эксперт отдела отдела обжалования государственных закупок.
На заседании Комиссии Управления присутствовал представитель ФКУ НЦУКС: Р.С. Федотова, представители ООО "КОМРЕТ" на заседание не явились, о времени и месте заседания уведомлены письмом Московского УФАС России от 09.07.2018 NТФ/32410/18.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Управления
УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "КОМРЕТ" (далее - Заявитель) на действия ФКУ НЦУКС (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке зданий и прилегающих территорий административных зданий МЧС России по адресам: г. Москва, ул. Ватутина, д. 1, стр. 1; ул. Ватутина, д. 1 (Закупка N0373100052018000022) (далее - аукцион, электронный аукцион).
В соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций утвержденных письмом ФАС России от 25.05.2007 NАЦ/8325 в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку, предусмотренную пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона об осуществлении закупок.
В ходе проведения внеплановой проверки по доводам, изложенным в жалобе, Комиссией Управления проверено соблюдение Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при проведении вышеуказанного аукциона.
Заявитель в своей жалобе указывает на следующие нарушения Заказчика при формировании аукционной документации:
- отсутствие в обосновании начальной (максимальной) цены контракта стоимости дополнительных услуг, предусмотренных контрактом;
- отсутствие в аукционной документации количества товаров, необходимых для оказания предусмотренных контрактом услуг;
- установление в аукционной документации требований о соответствии товаров определенным ГОСТ без указания на конкретные позиции товаров, которые должны соответствовать таким ГОСТ.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в составе аукционной документации Заказчиком размещено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, сформированное методом сопоставимых рыночных цен, в соответствии с которым установлена начальная (максимальная) цена контракта, включающая в себя оказание услуг по комплексной уборке зданий и прилегающей территории административных зданий МЧС России.
Комиссией также установлено, что Заказчику были представлены три коммерческих предложения о готовности организаций оказать услуги, предусмотренные Техническим заданием аукционной документации, по предлагаемой цене.
Представители Заказчика также пояснили, что в расчете начальной (максимальной) цены контракта также заложены дополнительные услуги, такие как вывоз снега, мойка окон, отмывка фасада здания и так далее.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления представители Заявителя не явились, а также в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих доводы жалобы, в частности, указывающие на то, что в расчет начальной (максимальной) цены контракта не включены дополнительные услуги, предусмотренные Техническим заданием, а также, что в представленных Заказчику коммерческих предложениях отсутствует стоимость дополнительных услуг.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что в аукционной документации Заказчиком установлены общие объемы требуемых услуг, в частности представлена периодичность их оказания, а также площади здания и территории, подлежащих уборке, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и позволяет участникам закупки сформировать свое ценовое предложение для участия в данном аукционе. При этом объем используемых при оказании услуг товаров Заказчик не может установить самостоятельно, поскольку исполнители самостоятельно определяют необходимое количество таких товаров для оказания услуг надлежащего качества.
Также на заседании Комиссии Управления установлено, что в инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе указано: "Все предлагаемые материалы должны соответствовать нормативным документам ГОСТ, ТУ, СанПин, СНиП и т.д.: ГОСТ 32478-2013, ГОСТ Р 52354-2005, ГОСТ 12.1.007-76, ГОСТ 32481-2013".
Вместе с тем, в своей жалобе Заявитель не представил документов, свидетельствующих о том, каким образом действия Заказчика нарушили права и законные интересы Заявителя, а также каким образом установленные требования могут повлечь к ограничению количества участников закупки. Кроме того не представлено доказательств невозможности сопоставления данных ГОСТ определенным товарам, требования к которым установлены в аукционной документации.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы.
Кроме того Заявитель указывает на нарушение Заказчиком требований Закона о контрактной системе в части не опубликования в единой информационной системе в сфере закупок ответов на ряд запросов, поступивших в адрес Заказчика.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику
В силу ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В составе жалобы Заявитель приводит направленные запросы, а также ответы Заказчика, при этом Комиссией Управления установлено, что представленные Заказчиком ответы на запросы разъяснений положений аукционной документации не противоречат требованиям ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Также Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации требований к товарам по п. 31 и п. 48, совокупности которых соответствуют товары единственного производителя, а именно ЖМС Триклобакт (ООО "Новый Прогресс", Россия) и SOLCLEAN 120 Limon (Германия) соответственно, что не позволяет участникам закупки предложить к поставе аналогичные товары иных производителей и ограничивает конкуренцию.
В соответствии с ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не представил документов и сведений, подтверждающих соответствие установленным требованиям товаров иных производителей, на основании чего Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и признании в действиях Заказчика нарушений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Одновременно с этим Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком 19.06.2018 по итогам проведения электронного аукциона заключен государственный контракт N43.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с Законом о контрактной системе Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ФКУ НЦУКС при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке зданий и прилегающих территорий административных зданий МЧС России по адресам: г. Москва, ул. Ватутина, д. 1, стр. 1; ул. Ватутина, д. 1 (Закупка N0373100052018000022) нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, совокупности которых соответствуют товары единственного производителя.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как по результатам закупки заключен контракт от 19.06.2018 N43 и восстановление законных прав и интересов участника закупки возможно исключительно в судебном порядке.
Заместитель председателя Комиссии Управления: |
|
Е.И. Ушкова |
Член Комиссии Управления: |
|
С.И. Казарин |
Член Комиссии Управления: |
|
Г.А. Радочинский |
Исп. Радочинский Г.А. (495) 784-75-05(доб. 077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июля 2018 г. N 2-57-8485/77-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2018