Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии - Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Русскиной И.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Федотова А.В. - специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя заявителя - генерального директора ООО "Максимус" Бочкарева С.В., в присутствии представителей уполномоченного органа Агентства по регулированию контрактной системе в сфере закупок Астраханской области Меретиной Л.Д. (доверенность от 16.07.2018 N23), Абъетановой Е.Ю. (доверенность от 16.07.2018 N22) и представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская поликлиника N3" Некляева Е.Д. (доверенность от 16.07.2018 N01-04/1526), рассмотрев жалобу ООО "Максимус" на действия членов единой комиссии уполномоченного органа Агентства по регулированию контрактной системе в сфере закупок Астраханской области и государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская поликлиника N3" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по обеспечению Заказчика автомобильным транспортом с экипажем (номер извещения: 0125500000218000220), содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 11.07.2018 поступила жалоба ООО "Максимус" (далее - Заявитель, Общество) на действия членов единой комиссии уполномоченного органа Агентства по регулированию контрактной системе в сфере закупок Астраханской области (далее - единая комиссия) и государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская поликлиника N3" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по обеспечению Заказчика автомобильным транспортом с экипажем (номер извещения: 0125500000218000220) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, единая комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе, приняла незаконное решение об отказе в допуске Обществу, заявка которого зарегистрирована под N3, к участию в электронном аукционе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
27.06.2018 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона (номер извещения: 0125500000218000220) и документация об электронном аукционе на право заключить контракт на оказание услуг по обеспечению Заказчика автомобильным транспортом с экипажем (номер извещения: 0125500000218000220), утверждена главным врачом ГБУЗ АО "Городская поликлиника N3".
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.07.2018 на участие в аукционе были поданы 5 аукционных заявок, зарегистрированных под NN1, 2, 3, 4, 5.
Единая комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе Заявителю, заявка которого зарегистрирована под N3 по основанию: "участник не указал страну происхождения товара".
Согласно части 1.2. аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
"- согласие участника аукциона на оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. (Инструкция по заполнению Первой части заявки представлена в разделе II части I документации об аукционе)".
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 указанного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 данного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В первой части своей аукционной заявки Заявитель не указал страну происхождения товара, который будет использовать в процессе оказания услуг.
Единая комиссия, руководствуясь положением части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, приняла решение об отказе Обществу в допуске к участию в аукционе, поскольку его заявка не соответствовала требованиям части 1.2 аукционной документации.
Несоответствие заявки требованиям документации об аукционе является безусловным основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, ввиду чего действия единой комиссии совершены в соответствии с требованиями к содержанию заявок на участие в аукционе, установленными Заказчиком.
Между тем, Комиссия Управления считает, что сами требования к содержанию заявок на участие в аукционе в части, касающейся наличия в них сведений о стране происхождения товара, установлены Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 данной части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 данной части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 указанной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" товар - это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Пунктом 1.1 проекта контракта предусмотрено, что Заказчик поручает и оплачивает, а Исполнитель оказывает услуги по обеспечению Заказчика автомобильным транспортом (далее - транспортные средства) с экипажем, в соответствии со Спецификацией (Приложение N 1 к контракту) и Техническим заданием (Приложение N 2 к контракту).
В пунктах 6.1-6.4 технического задания аукционной документации указано следующее: "6.1 Исполнитель обязуется:
- бесперебойно обеспечивать заказчика транспортными средствами;
- обеспечивать транспортные средства горюче-смазочными материалами, необходимыми запасными частями и оборудованием;
- осуществлять ежедневный предрейсовый технический осмотр предоставленных транспортных средств и предрейсовый медицинский контроль экипажа с отметкой в путевом листе;
- предоставлять путевые листы согласно Приказа Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г. N 152:
- обеспечить своевременное прохождение планового технического обслуживания транспортного средства в сроки, рекомендованные производителем транспортного средства;
- осуществлять ежедневное обслуживание транспортного средства, включающее: работы по общему контролю, направленному на обеспечение безопасности движения, поддержание надлежащего внешнего вида автотранспортного средства, а также заправка его топливом, контроль за маслом и иными техническими жидкостями;
- в случае поломки, ремонта, прохождения планового технического обслуживания либо иного вида обслуживания, а также в случае угона или дорожно-транспортного происшествия предоставленного транспортного средства предоставить аналогичное транспортное средство, соответствующее требованиям заказчика, без ухудшения условий оказания услуг;
- обеспечивать соответствие состава экипажа, имеющего все необходимые документы на право управления транспортным средством, и его квалификации требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида;
- осуществлять контроль за соблюдением экипажем правил технической эксплуатации транспортного средства и оказание ему необходимой технической помощи;
- обеспечить безопасность сотрудников заказчика при нахождении в транспортном средстве, во время движения транспортного средства;
- осуществлять контроль за своевременной подачей транспортного средства в адрес заказчика;
- предоставить список членов экипажа с указанием номера телефона для связи с членом экипажа;
- обеспечить постоянную мобильную связь с членом экипажа в течение всей рабочей смены.
6.2. Исполнитель гарантирует:
- ежедневный пробег одного транспортного средства в размере 150 км;
- наличие у водителя личной санитарной книжки.
6.3. Техническое состояние автопокрышек должно соответствовать Правилам дорожного движения, а также соответствовать условиям безопасности (зима-лето).
6.4. Предоставление транспортного средства с заниженными техническими характеристиками не допускается и приравнивается к неподаче транспортного средства.".
Анализ предмета контракта, прав и обязанностей сторон контракта позволяет сделать вывод, что данный контракт по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг.
В аукционной документации, включая проект контракта, не содержится описания сдаваемых в аренду конкретных (индивидуализированных) транспортных средств. Транспортные средства не передаются Заказчику во владение, пользование, распоряжение. Из буквального смысла предмета контракта следует, что исполнитель оказывает услуги своими силами и своим автотранспортом. При этом автотранспорт не выбывает из распоряжения и владения исполнителя. Транспортные средства четко не идентифицированы и предполагается, что услуги оказываются любыми транспортными средствами, удовлетворяющими требованиям документации об аукционе.
Из вышеизложенного следует, что объектом закупки являются услуги, не предполагающие передачу Заказчику товара - транспортных средств. Стоимость самих транспортных средств не включена в начальную (максимальную) цену контракта.
При указанных обстоятельствах установление Заказчиком требования об указании в заявках на участие в аукционе страны происхождения товара противоречит части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, поскольку установление такого требования допускается указанным законоположением исключительно в случае использования товара, то есть объекта гражданских прав, передаваемого Заказчику в ходе исполнения контракта за плату.
В рассматриваемом случае Заказчик оплачивает исключительно услуги, но не сами транспортные средства.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установил требование к содержанию первой части аукционной заявки о наличии сведений о товаре, в частности о стране его происхождения.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Поскольку допущенные Заказчиком нарушения могут повлечь неправильное определение победителя закупки, Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении вышеуказанных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Максимус" на действия членов единой комиссии уполномоченного органа Агентства по регулированию контрактной системе в сфере закупок Астраханской области и государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская поликлиника N3" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по обеспечению Заказчика автомобильным транспортом с экипажем (номер извещения: 0125500000218000220) не обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская поликлиника N3" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на на оказание услуг по обеспечению Заказчика автомобильным транспортом с экипажем (номер извещения: 0125500000218000220).
3. Выдать единой комиссии уполномоченного органа Агентства по регулированию контрактной системе в сфере закупок Астраханской области предписание при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на оказание услуг по обеспечению Заказчика автомобильным транспортом с экипажем (номер извещения: 0125500000218000220) .
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л. Потылицын
Члены комиссии: И.В.Русскина
А.В.Федотов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 16 июля 2018 г. N 258-РЗ-04-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2018