Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: Солонина К.В. - начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Членов комиссии:
Казанова Н.А. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Осиповой Е.А. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
в отсутствии представителей сторон,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проектстройконсалт" (ИНН 3525409938) (далее - Заявитель, Общество) на положения конкурсной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Служба "Заказчик" администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" (ИНН 6502005772) (далее - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Разработка схемы газоснабжения и проектов планировки и межевания территории по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях. Газификация г. Александровск-Сахалинский муниципального образования городской округ "Александровск-Сахалинский район"" (извещение N 0161300005618000043)(далее - конкурс),
УСТАНОВИЛА:
18.07.2018 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба Заявителя на положения конкурсной документации, по мнению которого при утверждении документации нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), при этом Заявитель указывает на то, что установленное пунктом 30 Конкурсной документации требование о предоставлении в качестве подтверждения опыта копий исполненных контрактов (договоров), в качестве генерального подрядчика, по выполнению работ сопоставимого характера, является не законным. При этом Общество ссылается на то, что состав, объем, методика и технология разработки проектной документации для строительства распределительных газовых сетей аналогична по составу и объему разработки проектной документации для строительства дорог, сетей теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, а так же для строительства жилых и административных зданий. Вместе с тем, согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объекты распределительных газовых сетей не относятся к особо опасным, технически сложным и уникальны.
Учитывая заявленные доводы,Заявитель просит признать жалобу обоснованной, а также выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в конкурсную документацию.
Уведомлением-требованием от 23.07.2018 N 05-3221 рассмотрение жалобы по существу назначено на 25.07.201816 часов 45 минут.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
22.06.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по факту определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по объекту: "Разработка схемы газоснабжения и проектов планировки и межевания территории по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях. Газификация г. Александровск-Сахалинский муниципального образования городской округ "Александровск-Сахалинский район"" (извещение N 0161300005618000043).
04.07.2018 внесены изменения в извещения о проведении открытого конкурса, а так же в конкурсную документацию.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 966 590 рублей 00 копеек.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 6 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе, квалификацию участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе определен порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
В силу части 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении правил оценок заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N1085), утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил заказчик устанавливает в документации о закупке критерии, характеризующиеся, в том числе как нестоимостные критерии оценки, такие как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункта 11 Правил для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Следовательно, одним из показателей, раскрывающим нестоимостной критерий "квалификация участников закупки" будет являться опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема.
Пунктом 30 Конкурсной документации определен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, при этом заказчиком установлены нестоимостные критерии оценки: Квалификация участников закупки, в том числе наличие опыта по подготовке проектной документации распределительных (внутрипоселковых и внутригородских) газовых сетей.Участник закупки в заявке должен приложить заверенные копии исполненных контрактов (договоров), в качестве генерального подрядчика, по выполнению работ сопоставимого характера и объёма за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе (включительно), на разработанные Участником закупки проектные документации распределительных (внутрипоселковых и внутригородских) газовых сетей, с приложением актов выполненных работ.
В силу пункта 11 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 07.03.2017) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее -Закон о промышленной безопасности) опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Часть 3 статьи 2 Закона о промышленной безопасности гласит, что опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Приложения N1 к Закону о промышленной безопасности, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже.
Исходя из толкования указанных выше нормследует, что распределительные газовые сети относятся к категории "опасные производственные объекты", в связи с чем, Заказчиком обоснованно установлено в конкурсной документации требование о предоставлении в качестве подтверждения опыта, контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема работ.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что утвержденная Заказчиком конкурсная документация не содержит требования, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.
На основании изложенного Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Проектстройконсалт" (ИНН 3525409938) на положения конкурсной документации, утвержденной Муниципальным казенным учреждением "Служба "Заказчик" администрации городского округа "Александровск-Сахалинский район" (ИНН 6502005772) по факту определения поставщика путем проведения открытого конкурса по объекту: "Разработка схемы газоснабжения и проектов планировки и межевания территории по объекту: "Газификация котельных и строительство распределительных газопроводов в муниципальных образованиях. Газификация г. Александровск-Сахалинский муниципального образования городской округ "Александровск-Сахалинский район"" (извещение N 0161300005618000043) -необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
К.В. Солонин |
Члены комиссии |
Н.А. Казанов |
|
Е.А. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 25 июля 2018 г. N 271/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.08.2018